head
Університетська Біблійна Співдружність

“Дабы истина благовествования сохранилась у вас” (Галатам 2:1-10)

ДАБЫ ИСТИНА БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ СОХРАНИЛАСЬ У ВАС

Галатам 2:1-10

(4,5): а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас

Послание Галатам имеет один ясный фокус: оно говорит о Евангелии Иисуса Христа. Например, в предыдущем отрывке мы изучали о Евангелии, которое мы принимаем через откровение Иисуса Христа. Это Евангелие не сравнимо ни с каким человеческим учением. Мы принимаем его, когда Господь касается нас Своей благодатью и это Евангелие изменяет наши жизни, как оно изменило жизнь апостола Павла — некогда гонителя, а в последствии самого ревностного служителя Церкви Божией.

В этом отрывке Павел говорит о Евангелии, которое едино для всех людей из всех народов и культур, о Евангелии, которое объединяет всех верующих в единую Церковь с большой буквы, тело Иисуса Христа. И в нем уже нет ни иудея ни язычника, а только новое творение в Иисусе Христе.

1. «Не напрасно ли я подвизаюсь?» (1-5)

Евангельская проповедь очень проста: Бог сотворил мир и сотворил человека по Своему образу и подобию. Человек согрешил и стал рабом греха и смерти, и он отлучен от славы Божией. Но Бог послал в этот мир Своего Сына, Иисуса Христа. Он стал воплощенным словом, Он прожил абсолютно чистую жизнь и умер на кресте за наши грехи согласно Писанию и в третий день Он воскрес, разрушив узы смерти, греха и дьявола. И через Него мы имеем дар спасения и очищение Его Кровью, и жизнь вечную. И все, что мы имеем, — мы имеем только через Него по Его 100% благодати и милости, как дар с небес. Все что нам нужно — это в покаянии прийти к Богу и верой принять Его прощение и спасение. И это Евангелие — это самая важная вещь в этом мире. Но не смотря на его простоту, не всякий принимает его таким, какое оно есть.

В церковь приходили многие люди со своей культурой, историей жизни и привычками. И это не могло не повлиять на повседневную жизнь общины, но что еще более важно, на формы, которые принимало их служение. Когда некоторые вещи становились обыденными и привычными, то они могли возносится до уровня канона. И появлялись люди, которые говорили, что простой веры в Иисуса не достаточно, но нужно верить в Иисуса, плюс что-то делать.

Так, в церкви появились лжебратия — иудаисты. Люди, которые учили, что для того, чтобы быть хорошим христианином, человек сначала должен стать хорошим иудеем — обрезаться и научиться соблюдать множество разных постановлений. Это учение приводило в смущение многих верующих из язычников, которые раньше ничего не знали о Боге Израиля.

И это не удивительно. Представьте себе: вы проповедуете в студ. городке КПИ или КНУ, и приглашаете студента в церковь и он говорит: «я ничего не знаю о церкви, я хотел бы прийти и посмотреть, что мне нужно для этого сделать?» И вы говорите: «да так, ерунда, всего лишь обрезаться». Действительно выглядит странно. И это отвращало многих от церкви и от Христа. Многие были в замешательстве. Поэтому Павел понял, что нужно с этим что-то решать. Нужно выработать некоторые единые для всех церквей стандарты, которые будут определять: что есть чистое Евангелие, необходимое для спасения, и что есть всего лишь примесь культуры. С такой целью он отправился в Иерусалим.

Давайте прочитаем стихи 1,2 «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался».

После того, как Павел принял Иисуса Христа и начал свое Евангельское служение, он посетил Иерусалим и там имел личную встречу с Петром. В течении двух недель они имели возможность общаться, делиться благодатью Господа Иисуса Христа и укреплять друг друга в вере. Но потом Павел отправился домой. Потом было много разного служения, миссионерские путешествия и духовная борьба. Следующее посещение Иерусалима произошло спустя долгих 14 лет, когда Павел с Варнавой и Титом отправились туда, чтобы доставить пожертвования из церквей по всему миру в Иерусалимскую церковь, находившуюся в то время в большой нужде, а также, чтобы решить некоторые проблемы и разногласия в церкви.

Стих 2 говорит: «Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался». Павел скромно принес на суд и рассмотрение лидерам Иерусалимской церкви труд своей жизни и то учение, которым он покорил вере многие народы.

Почему Павел поступил так? В прошлой главе он говорил, что получил откровение от Иисуса лично. Он мог бы сказать: «знаете, Господь сошел с неба и явился мне, чтобы меня персонально призвать и поставить на служение, и потом в Аравии Он открыл мне смысл Евангелия, вы меня ничему не научили. Я на прямую общаюсь с Богом, так что придержите ребят из своих церквей, чтобы они не мешали мне». Но он не так сделал. Он скромно пришел и искал общения и взаимопонимания с другими лидерами церкви.

Совершенно очевидно, что этот вопрос: «не напрасно ли я подвизался?» Павел задает не потому, что он устал и уже сомневается, правильно он учил или нет. Не потому, что в его сердце закрался страх, что все эти годы он занимался напрасным делом. Нет.

Мы видим здесь, что признание лидеров Иерусалимской церкви было нужно не ему. Сам он имел уверенность и призвание в Господе и знал, что и зачем он делает. Но это было важно для его агнцев, для Галатийских верующих и для церквей из язычников по всему миру. Чтобы они удостоверились, что есть только одно Евангелие: одинаковое и для иудеев и для язычников. Что спасение и свобода только в Иисусе Христе! Только в Его благодати, в Его милости и силе, явленным нам через Его крест и воскресение.

Давайте прочитаем вместе стихи 3-5: «Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас».

В противовес учению иудаистов, Павел приводит пример Тита, своего близкого сотрудника. Тит не был евреем, он был греком. Не был он также и иудеем — он был не обрезан. Но он принял Евангелие Иисуса Христа через служение Павла, и он стал прекрасным служителем для церкви Божией, а в последствии стал лидером для церкви на Крите.

Для нас, сегодня, не важно обрезан был Тит или нет, для нас важно, что он горячо любил Иисуса и служил Господу всем сердцем. Но для иудеев это было очень важно. Они хранили традицию обрезания со времен Авраама. И этот знак на теле был вообще символом: принадлежишь ты к народу Божию или нет. Я уверен, что многие увидели в этом вызов самому иудейскому образу жизни и мышления. Тит стал знаменем, символизирующим всех язычников ставших частью церкви. И, судя по всему, с его приходом возникло большое напряжение в Иерусалимской церкви. Павел испытывал большое давление. Наверное многие предлагали просто обрезать Тита и тем просто замять конфликт и не поднимать шума. Но именно в этом вопросе Павел проявил твердость и ни на час не уступил.

Откуда же такая неуступчивость в вопросе обрезания? Дело в том, что для Павла это не был вопрос обрезания или не-обрезания. Для Павла обрезание, как таковое ничего не значило. Он говорил: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал.6:15), «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7:18,19).

Здесь речь шла о спасении. Нужно ли для спасения только вера в Иисуса, или же Иисус плюс обрезание? Понимали это также и апостолы. Поэтому, когда иудаисты настаивали на своем, Петр встал посреди собрания и сказал: «мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян.15:7-10)

Речь шла о том, чтобы жить в свободе и благодати, дарованной нам крестом и воскресением Иисуса Христа, или обратно вернуться в рабство закона, мертвых дел и греха. Благая весть для нас в том, что мы полностью освобождены от закона, суда, греха, страха, смерти и дьявола полностью по благодати Господа через смерть Иисуса Христа на кресте и Его славное воскресение.

Иерусалимский собор постановил не обременять верующих из язычников чем бы то ни было. Потому что обрезания, да и прочие дела закона относились не к спасению, а к иудейской традиции.

История показывает, как важно хранить Евангельскую истину. В церкви были периоды, когда считалось, что кроме простой веры в Иисуса, нужно также совершать какие-то действия. Этот период украсили такие известные вещи, как индульгенции, инквизиция и крестовые походы. Мошенничество, когда священнослужители обирали обыкновенных людей, говоря, что пока монета не ударится о дно церковной копилки, душа умершего не может попасть в рай. Это все было. И нам нужно делать уроки из этого и никогда не добавлять к простой вере в спасение через Иисуса Христа, каких бы то ни было дел, услуг или обрядов.

Евангелие – это весть освобождения, но там, где к Евангелию начинают добавлять еще что-то, там Евангелие заканчивается. Это равнозначно тому, как если бы человека, с которого недавно сняли тяжелые кандалы, обратно бросить в темницу. Павел знал это, и он любил своих агнцев, он любил церковь Бога. Он не хотел, чтобы какие-то обманщики совращали неутвердившихся верующих, поэтому боролся за их души, поэтому до конца стоял в истине Евангелия, чтобы истина благовествования сохранилась у нас.

Пусть Господь поможет нам всегда твердо стоять в простом и чистом Евангелии Иисуса Христа и этим Евангелием служить другим.

2. Подали руку общения (6-10)

Давайте прочитаем стихи 6-10: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных – ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».

В этих стихах мы видим прекрасную работу Евангелия, которое упраздняет всяческие преграды: культурные, социальные, политические, экономические, всякие преграды, и делает таких разных людей единой и святой Церковью Иисуса Христа. Особенно хорошо это видно через пример сотрудничества Павла и Петра.

Для Павла положение Петра или кого бы то ни было другого в церкви и обществе не имело значения. Он познал, что перед Евангелием все равны. Одно и то же Евангелие он проповедовал и нищим бездомным калекам и правителям народа. И он знал, что то Евангелие, которое он проповедует ничем не лучше и ничем не хуже, чем Евангелие, которое проповедует Петр.

Петр тоже знал это. Однажды Дух Святой привел его в дом язычника, римского военного — Корнилия, и там Петр стал свидетелем удивительной работы Бога, когда Дух Святой сошел на всю семью Корнилия и все они приобщились к церкви Иисуса Христа. Тогда Петр свидетельствовал: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34,35). Тогда в сердце Петра произошла революция и он понял, что сердце Бога, Его любовь обращены ко всякому человеку который ищет Его Царства. Будь он беден или богат, образован или нет, иудей или язычник. Евангелие это всегда Евангелие, оно одинаково важно и одинаково спасительно для всех людей.

У Петра и Павла было разное служение, один служил иудеям, другой язычникам, но они знали, что у них одна общая цель — приводить людей ко Христу. Им не о чем было спорить или соревноваться и они с радостью протянули друг другу руку общения и любви.

Что мы видим в этом мире? Люди отделены друг от друга различными искусственными преградами и не могут протянуть друг другу руку общения. Политики ненавидят друг друга, потому что дерутся за кусок власти. Металисты не любят панков, панки не любят готов, эмо вообще никого не любят. Иудеи презирают язычников, ну, а как люди относятся к евреям, это по моему ни для кого не секрет. Люди закрываются в узкие кружки и говорят: «они не такие как мы» и поэтому не принимают друг друга. Так не должно быть в церкви. Потому что у нас есть Иисус, потому что мы связаны верой в одно Евангелие.

Вокруг нас есть множество церквей и верующие в них могут отличаться от нас, но это не значит, что они пойдут в ад, поскольку они не собираются в 6 утра на молитву и не пишут свидетельства каждую неделю. Господь призывает одних для одного служения, других для другого но все мы верим в одно Евангелие и служим одному Господину — Иисусу Христу. И у нас одно общее дело — приводить людей к Иисусу.

Мы можем видеть множество прекрасных примеров такого христианского общения и сотрудничества повсюду вокруг нас. Вчера п. Петр и п. Пойнт отправились в Корею, чтобы участвовать в семинаре, который проводит другая церковь. У нас с ними общая тема молитвы — воспитывать учеников Иисуса, у нас одно Евангелие и мы можем сотрудничать.

В нашей церкви, мы каждый день можем видеть сотрудничество прекрасных верующих из разных стран: украинцы, филиппинцы, корейцы, русские и даже евреи (один точно есть, и все мы знаем кто :-).).

Стих 9 говорит: «и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным». К чему привело это сотрудничество общения? К тому, что мы видим сейчас: церковь не стала небольшим закрытым кружком любителей закона. Наоборот, Евангельская весть распространилась по всему миру, достигла многих народов, в том числе и нас. Церковь открыта для всякого человека, ищущего Бога. И мы видим, что для того, чтобы строить Царство Бога, нужны разные люди. Нужны те, кто пойдут далеко к язычникам, и нужны те, кто будет хранить материнскую церковь, молиться и поддерживать миссионеров. Нужны те, кто хорошо играет на музыкальных инструментах, и те, кто играет в футбол, и те, кто разбирается в компьютерах. Так много миссий, так много служений и так много людей, которых мы можем достичь, если не будем загонять себя в узкие рамки закона, не будем пытаться переделать этих людей под себя, а будем проповедовать чистое Евангелие о спасении через крест и воскресение Иисуса Христа.

Моя тема молитвы для фронта всегда одна: чтобы мы любили друг друга, как Иисус полюбил нас и чтобы мы были одним целостным сосудом, который Бог может использовать для того, чтобы многих студентов привести ко Христу.

У нас есть Евангелие, которое объединило нас, таких разных людей в одно тело — Церковь Иисуса Христа. Пусть Господь поможет нам всегда твердо стоять в Евангельской истине, помнить Иисуса Христа, Его тяжелый крест и славное воскресение, что мы спасены только Его стопроцентной благодатью и милостью. И давайте протягивать друг ко другу руку общения, чтобы через нас Господь мог строить прекрасный сосуд веры, молитвы, сотрудничества и Духа Святого. Чтобы через нас Господь мог приводить в церковь многих и многих самых разных людей, и воспитывать учеников Иисуса Христа и послать миссионеров и учителей Библии до края земли!