head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по Посланию Ефесянам 6:11-24


“ОБЛЕКИТЕСЬ ВО ВСЕОРУЖИЕ БОЖИЕ”

К Ефесянам 6:11-24

Ключевой стих 6:11

“Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских”

Обычно мы желаем во всем успевать, быть в покое и не иметь проблем и препятствий в нашей жизни веры. Однако, где живет человек, там непрерывно возникают проблемы. Это потому, что существует дьявол, который мучит народ Божий и мешает работе Бога. Ап. Павел ничего не говорит о его происхождении, а лишь говорит, что он работает, и как мы можем победить его искушения. Павел убеждает христиан в Ефесе бороться, вступить в духовную борьбу, и для этого готовить духовное оружие. Чтобы победить в духовной борьбе, мы должны облечься во всеоружие Божие, которое Бог приготовил для нас. Если мы боремся с дьяволом без оружия, то проиграем. Через сегодняшнее слово мы должны узнать, с чем мы боремся и почему мы должны принять всеоружие Божие.

I. Сущность дьявола (11,12)

Вначале ап. Павел говорит о сущности борьбы, которую должны вести христиане. Взгляните на стихи 10-12: “Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной”. Здесь мы видим, что объект нашей борьбы – не человек, а дьявол. Чтобы бороться, мы должны, прежде всего, знать, кто наш враг, потому что, когда мы не знаем, кто наш враг, мы не имеем направления в борьбе и запутываемся. Библия говорит, что наш враг – это не человек и не государство, а дьявол. У современных людей есть склонность не верить в существование дьявола. Однако Библия говорит, что дьявол существует, это существо – личность, и это существо сверхъестественное. Наш объект борьбы – это дьявол и его исполнители. Поэтому наша борьба – не против видимого человека, или начальства или власти этого мира, а против злых духов, то есть против дьявола. У властей зла есть три главные сущности.

Во-первых, у них есть власть. В 12 стихе сказано: “…начальств, властей и мироправителей тьмы века сего”. Все эти слова говорят о том, что у них есть власть. Хотя голова сатаны была поражена через смерть и воскресение Иисуса Христа, но он все еще, используя остаток силы и власти, мучит Божий народ и приводит его к падению. В Откр.12:3 говорится, что у сатаны есть семь голов и десять рогов. Но у человека только одна голова и нет рогов. Поэтому даже самый лучший и умный человек не может победить хитрость дьявола, имеющего семь голов. Хотя человек крутой, он не может победить силу сатаны, который атакует одновременно десятью рогами с разных сторон.

Во-вторых, дьявол очень злой. От того, как мы используем силу и власть, результат будет разный. Если мы используем силу и власть для добрых целей, тогда приносим пользу себе и другим и можем оживить человека. Если же мы используем их для личной выгоды, для корыстолюбия, как диктаторы, тогда приносим человеку большие страдания и мучения. Дьявол использует силу и власть не творчески, а разрушительно, не для добра, а для зла. Дьявол и его исполнители господствуют над тьмой, им не нравится свет, а нравится тьма.

В-третьих, дьявол очень хитрый и коварный. В 11-м стихе “козни дьявольские” означают хитрые искушения. Дьявол может представить себя как ангела и войти в церковь и в сердце человека. Хотя он волк, но на самом деле может под видом агнца войти в церковь и украсть агнцев. Подобно этому, мы не можем защищать себя или церковь нашими силами от сатаны, у которого есть сила, власть, хитрость и коварство. Главная причина того, что люди проигрывают в борьбе против сатаны, это незнание того, насколько дьявол страшен, или из-за самоуверенности. Но, кроме силы Бога, ничто не может защитить нас и спасти от силы, власти и хитрости дьявола. Дьявол силен, но Бог сильнее. Поэтому Павел говорит: “…укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его”. Сила Бога – это сила воскресения, оживившая Иисуса из мертвых. Чтобы вести духовную борьбу, мы должны быть сильными. Для этого нам нужно укрепляться в Божьей силе воскресения, которая оживляет мертвого. Дьявол разрушает наше счастье и ведет нас к поражению. Дьявол – это враг Бога и наш враг. Когда мы знаем, что наш враг – это не человек и не система или атмосфера, а дьявол, тогда мы можем иметь правильное направление для духовной борьбы. Тогда мы оставим ненужные и бесполезные дела, такие, как конфликты и столкновения друг с другом, и будем бороться с сатаной духовной борьбой – словом Бога и молитвой.

II. Всеоружие Божье (13-24)

Взгляните на 13-ый стих: “Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять”. Павел говорит, что для того, чтобы мы могли противостать в день злый и все преодолевши устоять, мы должны принять всеоружие Божие. Почему он сказал всеоружие Божие? Потому, что это – не то, что сделали мы по нашим намерениям, а то, что Сам Бог приготовил и дал нам. Верующий может победить, когда одевается во всеоружие, данное Богом, и борется против дьявола. Всеоружие означает полное снаряжение солдата. Во время войны солдат не снимает оружие, а ходит, работает и спит с ним. Подобно этому, воины Христовы должны одеваться во всеоружие, остерегаться врагов и не лениться ни в коем случае. Ап. Павел хорошо знал Римских солдат. Во время миссионерского путешествия он встретил их бесчисленное множество. В то время он также сидел в тюрьме под наблюдением Римских солдат. На основании этого он говорит о всеоружии Божьем.

Взгляните на 14-ый стих: “Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности”. Пояс Римских солдат обычно был кожаным. Он применялся для застегивания одежды и крепления меча. Мы расслабляем или вовсе снимаем пояс когда едим или снимаем напряжение. Но когда мы начинаем напряженную работу, мы вновь застегиваем его. Почему сказано “пояс истины”? Это потому, что пояс истины – это сила, которая побеждает ложь дьявола. Здесь “истина” – это откровение Бога, Который явился во Христе и в Библии. Также это честность сердца человека. Сущность дьявола – представлять ложь в качестве истины. Иисус сказал в Ин.8:44: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”. Таким образом, дьявол очень хитрый и коварный. Поэтому, чтобы победить хитрость и коварство дьявола, нет иного пути, кроме как вооружиться истиной. Больше всего дьяволу не нравятся слова истина, истинность, честность и чистота.

В 14-ом стихе “праведность” означает правильные отношения с Богом, которые мы получаем верою в Христа. Когда мы верим в Иисуса Христа, мы снимаем свою праведность и одеваем праведность Христа. После этого, когда мы станем перед Богом, то не получим осуждение. Дьявол непрерывно насаждает в наши сердца чувство вины и осуждает нас так: “Ты – грешник! Ты слишком грязный! Разве ты – пастырь?” Когда мы слышим и верим такому осуждению дьявола, то теряем правильные отношения с Богом и уничижаем себя, думая: “Да, я слишком грешный. Такой грязный человек, как я, недостоин делать работу Бога. Я достоин умереть”. Однако броня праведности защищает нас от такого осуждения дьявола. В Рим.8:1 говорится так: “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу”. Это слово означает: “Да, я грешник; но, поскольку Иисус Христос умер на кресте, пролив Свою кровь, и взял все мои грехи и немощи на Себя, и Иисус не осудил и простил все мои грехи и сделал меня праведным, то кто может осуждать меня?”. Ап. Павел восклицал: “Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас” (Рим.8:33,34). Поэтому броня праведности – это твердая гарантия, которая защищает нас от атак сатаны. Здесь праведность – не только праведность от веры, а также моральная праведность после оправдания.

Взгляните на 15-ый стих: “И обув ноги в готовность благовествовать мир”. Для солдата очень важна обувь. Если солдат наденет обувь на высоких каблуках или слишком узкую, тогда он не сможет эффективно бороться. Воины Христовы одевают обувь мира. Это значит, что когда мы имеем мирные отношения с Богом и мирные отношения с другими, мы имеем твердый фундамент борьбы против зла. Поэтому воины Христовы всегда должны быть готовы проповедовать Евангелие мира. В Рим.10:14,15 говорится так: “Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!”

Взгляните на 16-ый стих: “А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого”. Щит предназначен чтобы защищать не часть тела, а все тело сразу, поэтому абсолютно необходим в снаряжении. “Все раскаленные стрелы лукавого” означает, что дьявол насаждает в нашем сердце сомнение, неверие, непослушание, предательство, корыстолюбие, зло, страх и т.д. Когда наше сердце пронзают стрелы сомнения и неверия, тогда всякое неверие и сомнение колеблют покой нашего сердца и приводят нас к падению. Также если в сердце попадает стрела отчаяния, тогда мы падаем в трясину отчаяния. Если стрелы похоти – тогда не можем контролировать себя и поступаем, как ненормальные. Снайпер всегда стреляет из укрытия. Так же и сатана прячется, и, видя наши слабости, стреляет. Особенно сейчас многие получают стрелы сатаны через компьютер, компьютерные игры и интернет – стрелы сомнения и стрелы похоти. Конечно, компьютер это очень полезный инструмент, но если его использует сатана, он становится очень страшным инструментом, который разрушает нашу личность и наши отношения с людьми. Поэтому мы должны защищаться от стрел сатаны, держа в руках щит веры. Если мы из-за усталости или из-за любопытства мы опускаем щит веры, то мгновенно нас поражает стрела сатаны. Павел говорит, что когда мы возьмем щит веры, то сможем угасить все раскаленные стрелы лукавого. Когда мы твердо уповаем на Бога, Бог Сам становится щитом, который хранит нас. В Прит.30:5 говорится так: “Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него”. Также в Быт.15:1 сказано: “После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика”. Тайна того, что Давид всегда побеждал, в том, что от твердо верил, что Бог – его щит. Он так хвалил Бога: “Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею” (Пс.27:7). Щит веры – это личная вера во всемогущего Бога и в добрую волю Бога. Большинство людей, которые падают в искушения – это люди, не имеющие личной веры в Бога. Однако, когда мы имеем личную веру в моего Бога, Который любит меня, Который ведет меня самым лучшим путем в любых обстоятельствах, то сможем угасить любые раскаленные стрелы лукавого и одержать победу в жизни.

Взгляните на 17-ый стих: “И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие”. Также мы должны иметь на голове шлем спасения и в руках – меч Святого Духа, то есть слово Бога. Когда верующие борются против дьявола, слово Бога играет очень важную роль. С одной стороны оно дает нам силу и мудрость победить его искушения. С другой стороны, слово Бога – это оружие, которое активно спасает душу от власти греха и сатаны. В Евр.4:12 говорится так: “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные”. Это означает, что когда проповедуется слово Бога, слово Бога работает в силе через Святого Духа и изменяет человека. Слова “возьмите и меч духовный, который есть слово Божие” означает активно вооружить себя словом Бога. Чтобы вооружить себя словом Бога, нужно, прежде всего, знать слово Бога. Если меч не острый, тогда им нельзя будет рубить, и сам падешь от меча врагов. Однако, если в обычное время мы острим свой меч, тогда сразу сможем разрубить и победить врагов. Когда мы активно боремся, чтобы приобрести слово Бога, мы можем победить искушения сатаны и одержать в жизни многочисленные победы. В Пс.118:11 Давид исповедует так: “В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою”.

Последнее, важность молитвы. После того, как ап. Павел указал шесть вещей, которые христиане должны приготовить для духовной борьбы, он отмечает важность молитвы. Взгляните на стихи 18-20: “Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно”. Теолог Баркли говорил, что ап. Павел сказал три вещи о молитве. Во-первых, молиться нужно всегда. Во-вторых, молиться нужно сердечно. В-третьих, молиться нужно не для собственной выгоды или похотей. В конце Павел просит молиться за него. Однако он не просит, чтобы освободиться из тюрьмы, а просит молиться, чтобы он смело проповедовал Евангелие даже в тюрьме. Он больше желал, чтобы распространялось Евангелие, чем чтобы он сам стал свободным человеком. Молитва – это полное упование на Бога и признание в своем бессилии. Поскольку мы слишком бессильны, мы не можем победить злую власть дьявола. Поэтому нам необходима сила Бога. Молитва признает свои слабости, скромно опираясь на силу Бога. Иисус, будучи Сыном Божьим, боролся в молитве и победил.

Как мы рассмотрели выше, нет другого пути, которым мы можем победить дьявола, кроме как облечься во всеоружие Божие и бороться словом Бога и молитвой. Наша борьба не против крови и плоти, а духовная борьба против дьявола. Эта духовная борьба продолжается до тех пор, когда Иисус придет снова. Поэтому, чтобы хорошо бороться в этой борьбе, надо готовиться и хорошо вооружиться духовно.

Я молюсь, чтобы мы облеклись во всеоружие Божие и победили в ежедневной духовной борьбе с помощью слова Господа и молитвы.