head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по Посланию Ефесянам 4:17-32


НОВАЯ ЖИЗНЬ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ

К Ефесянам 4:17-32

Ключевые стихи: 4:23,24

“А обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”

В Ефесянам 4:1-16 говорится о единстве Церкви. Стихи 17-32 говорят о новом образе жизни для Христиан. Единство церкви и ее чистота и святость неотделимы. В сегодняшнем отрывке Павел убеждает верующих Ефеса не жить распутной жизнью, как язычники, а жить как христиане. Хотя раньше они жили как язычники, теперь они получили новую жизнь во Христе, поэтому должны жить по-новому. Иными словами, они должны отложить прежний образ жизни ветхого человека и облечься в нового.

Сегодняшний отрывок можно разделить на три части. В первой говорится о сущности жизни прочих народов, во-второй – о новой жизнь во Христе, а в третьей даны конкретные примеры, помогающие нам стать похожими на праведного, истинного и святого Бога.

I. Cущность жизни прочих народов (17-19)

Стихи 17-19 подробно объясняют сущность жизни прочих народов и ступень их испорченности. Во-первых, суетность их ума. Одна из суетностей прочих народов – это суетность их ума. Суетность ума это пустота и бессмысленность в их жизни. Такие люди не приносят никакого плода. Кажется, что люди, живущие без Бога, очень усердны, но в результате в их жизни ничего не остается, а все исчезает со смертью. Поэтому они чувствуют пустоту и суетность. Американский философ и теолог Пол Тиллих сказал, что за современным человеком следуют три тени: суетность, чувство греха и страх смерти. Это значит, что когда люди бросают Бога и стремятся только к материальному и к плотскому удовольствию, то за ними обязательно следуют эти три вещи. Швейцарский психолог Юн сказал: “Самая главная психическая болезнь современных людей – это чувство суетности”. Это означает, что они ощущают, что в их жизни все бессмысленно. Такое чувство пустоты и суетности сильно влияет на философию, искусство, музыку и т. д.

Во-вторых, помрачение разума. Хотя такие люди имеют знание, но они не имеют жизненной мудрости. Поэтому они становятся глупыми и поступают глупо.

В-третьих, они отошли от жизни Бога по причине невежества и ожесточения их сердца. Ожесточенное сердце намеренно отвергает. Поэтому в Рим.1:21 сказано: “Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце”. Такие люди обычно думают, что принятие Бога слишком ограничивает их свободу, и что служить Богу – это большой жизненный груз. Они думают, что если отвергнуть Бога и жить как им хочется, по своим желаниям, то они будут свободны и счастливы. Поэтому они ожесточают свое сердце и отвергают Бога. Но на самом деле все происходит наоборот. В результате намеренного отвержения Бога они становятся суетливыми и их сердца – темными. Они отходят от жизни, которая есть у Бога. Нет проклятия большего, чем отключить жизнь человека от жизни Бога. Иисус сказал Своим ученикам Ин.15:5,6: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают”. Когда люди ушли от Бога, Который является источником жизни для человека, они потеряли силу жизни и попали в вечную погибель.

В-четвертых, они становятся бесчувственными и предают себя распутству. Современные люди не могут удовлетвориться глядя на что-то. Они хотят и увидеть и почувствовать сами. Поэтому в мире безгранично развивается чувственная культура. Проблема в том, что чувства человека, удовлетворяющего грешную природу, ненасытны, и такой человек становится совсем бесчувственным к духовному. Плотских людей безгранично интересует удовлетворение свои плотских чувств, но совсем не интересуют духовные вопросы. Такие люди стали совсем нечувствительны к Богу и к истине. Поэтому они не радуются истине, тому, чему на самом деле надо радоваться, но безумно радуются и реагируют на грешные дела, которым радоваться не нужно. Таким образом, все ценности извратились: нормальное стало ненормальным, а ненормальное – нормальным.

Взгляните на 19-ый стих: “Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью”. Когда люди отходят от жизни Бога и становятся бесчувствительными, они обязательно погружаются в распутство и делают всякую нечистоту с ненасытимостью. “Распутство” – это жизнь без норм и стандарта. Такие люди живут без четких норм и правил в жизни и поступают так, как требует их грешная природа

В 2:3 говорится: “Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие”. Известный христианский философ Фрэнсис Шефер сказал: “Самая большая проблема современных людей это то, что они потеряли абсолютность”. Поскольку современные люди потеряли абсолютный взгляд на ценности, все стало относительным, и люди живут, как они хотят. В результате они живут в распутстве и в нечистоте.

В Рим.1:24-27 также говорится об этом. В результате того, что человек оставил Бога, он стал рабом похотей. Все это – результат того, что люди намеренно отвергли Бога и ушли от Него.

II. Hовая жизнь во Христе (20-24)

Взгляните на стихи 20,21: “Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе”. Верующие в Ефесе в прошлом жили так же, как описанные выше язычники. Но затем они приняли Евангелие через ап. Павла и их жизнь изменилась. Поэтому теперь им нельзя жить как язычники, как они жили в прошлом, потому что они не так познали Христа. Так же они слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина в Иисусе (21). Здесь важны слова “познали Христа” и “в Нем научились”. Это не означает, что они научились об Иисусе или о спасении, а научились, что Христос – это их Господь и Cпаситель. Есть большая разница между научиться о Христе и научиться Самому Иисусу. Научиться Христу означает испытать Его, принять Его своим спасителем и хозяином жизни, приобрести Его. Все религии мира больше оценивают учение основателя религии. Например, для буддизма учение Будды более важно, чем сам Будда. В коцфуцианстве более важно учение Конфуция, чем он сам. Однако в Христианстве более важен Сам Иисус, чем Его учение. Библия говорит, что мы имеем жизнь вечную, веруя в Самого Иисуса, а не веруя в Его учение. В Ин.3:16 говорится: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Еще, в Ин.14:6 сказано: “Иисус сказал ему: Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. Поэтому научиться Христу – это вопрос вечной жизни. Если мы научимся Христу, в нашей жизни произойдут удивительные изменения. Произойдет удивительная история перехода от смерти в жизнь, как написано в Ин.5:24: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”.

В стихах 20,21 через слова “познать”, “слышать” и “научиться” мы чувствуем себя так, словно вступили в школу. Действительно, в школе Бога важно научиться, слушать и познавать. С того момента, как мы услышали Евангелие, мы вступаем в школу Бога. Главный предмет, которому мы должны учиться в ней – это Иисус Христос. Одним словом, жизнь веры – это научиться Христу, научиться Его личности и Его жизни, Его страданиям на кресте и силе Его воскресения. Ап. Павел всю свою жизнь учился Христу. Он сказал Филиппийским верующим: “Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус” (Фил.3:10-12). Основатель миссионерской организации “Навигаторы” Тосэн Тортмэн (Tosen Tortman) поставил в своей жизни такую цель: “Буду познавать Христа, буду рассказывать о Христе всю свою жизнь”. Познать Христа и рассказать о Нем тем, кто не знает Иисуса Христа – это наша главная задача.

Тогда что нам нужно делать, чтобы активно научиться Христу? Взгляните на стихи 22-24: “Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”. Легко думать, что здесь слова “отложить ветхого человека” и “облечься в нового человека” означают, что мы стали новым человеком, но легко можем вернуться к ветхому человеку. Но значение этих слов не такое. Поскольку новый человек – существо, созданное силой всемогущего Бога, то если он один раз стал новым, уже невозможно вернуться к ветхому человеку. “Отложить прежний образ жизни ветхого человека” означает отложить все грешные и дурные поступки, которые принадлежали ветхому человеку и жить по новым принципам нового человека в праведности и святости истины. Когда мы приняли Христа своим спасителем, мы возродились и стали новыми. Но в нашей жизни еще остался образ ветхого человека. Это подобно истории Израильского народа. Своей всемогущей силой Бог освободил их из-под власти Египта. Но в них еще остался прежний образ жизни рабского народа. Поэтому после Исхода их нужно было воспитывать, чтобы помочь им отложить образ ветхого человека и жить по-новому, как Божий народ. Мы также должны отложить образ ветхого человека и облечься в нового, созданного в праведности и святости истины. Ветхий человек – это наш старый Адам. Он имеет испорченную грешную природу и находится под властью корыстолюбия, которое не может сам контролировать. Однако новый человек создан по Богу в праведности и святости истины. Ветхий человек каждый день тлеет, а новый каждый день обновляется в образе Бога. “Обновиться духом ума вашего” говорит нам о том, что мы должны измениться не формально, по внешности, а истинно, в сердце. “Отложить прежний образ жизни ветхого человека … и облечься в нового человека” означает, что ветхий человек уже умер в Адаме и мы стали новыми людьми во Христе. Поэтому мы должны снять старую одежду ветхого человека и одеться в новую. Когда меняется звание, тогда меняется и одежда. Если преступник освобождается из тюрьмы и выходит на свободу, он снимает тюремную одежду и одевается в новую. Также солдаты, закончив службу в армии, снимают военную форму и надевают гражданскую одежду. Если солдат закончил армию, но продолжает ходить в военной форме, все будут думать, что он странный человек. Новый человек должен одеваться в новую одежду.

Давным-давно какой-то царь увидел бедного мальчика, жившего под мостом. Он сильно посочувствовал этому мальчику и захотел усыновить его. Он взял его во дворец и всем заявил: “Я принял его одним из моих сыновей. Теперь он стал принцем”. С тех пор звание этого мальчика изменилось. Этот мальчик должен был одеваться и вести себя как принц. Но он чувствовал себя во дворце слишком ограниченно и скучно и хотел тайно уйти со дворца. Все слуги умоляли его: “Принц, не делайте этого, так нельзя” – и внимательно стерегли выход. Но на следующий день, когда настало время умываться, он опять попытался уйти из дворца. “Принц, куда ты хочешь идти?” – спросили они. Он крикнул: “Умываться под мост” – ответил он. Таким образом, хотя он стал принцем по закону, но он продолжал такие дурные поступки, и хотел жить как раньше попрошайкой. Нужно было время и усилия, чтобы он научился жить как принц и отложил привычки нищего попрошайки. Подобно этому, хотя Бог Своею силою и благодатью сделал нас принцами и принцессами, но в нашей жизни еще остались прошлые дурные привычки и поступки, как у этого мальчика-попрошайки. Поэтому, признав, какая это великая привилегия, мы должны постараться отложить прошлую жизнь попрошайки и постараться жить жизнью, достойной принцев и принцесс Небесного Царства.

III. Примеры новой жизни (25-32)

Первое, отвергать ложь и говорить истину. Взгляните на стих 25: “Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу”. Мы должны отвергать ложь и говорить истину. Говорить ложь – это обманывать Бога и ближнего, и, в конечном итоге, обманывать самого себя. Когда мы говорим ближнему истину, в нашей стране создается общество доверия. Поэтому верующих в Иисуса Христа должны знать как честных и достойных доверия, чтобы все люди доверяли им. Так мы можем славить Бога. Также общение верующих в церкви основано на доверии друг другу. Если разрушится доверие друг другу, то церковь станет добычей сатаны. Доверие, основанное на истине, укрепляет общение между верующими, а ложь ослабляет его и, в конечном итоге, разрушает все отношения. Самый хороший метод устранения лжи – это говорить истину. Также мы должны говорить истину потому что мы члены друг другу.

Второе, не хранить гнева. Взгляните на стихи 26,27: “Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу”. Смотря на слово “гневаясь”, мы знаем, что невозможно не гневаться. Есть праведный гнев, а есть эмоциональный гнев, который приводит к согрешению. Конечно, праведный гнев нужен, но нужно избегать эмоционального гнева. Обычно люди гневаются когда ранят их достоинство. Поскольку человек – эмоциональное существо, то ему трудно не гневаться. Но сегодняшнее слово говорит нам, что, хотя мы гневаемся, нельзя хранить гнева до захода солнца. Это значит, что мы не должны хранить гнев долго. Поскольку в гневе есть грешный элемент – эгоистичный мотив, мы должны немедленно простить и примириться. Также гнев очень сильно вредит здоровью. Многие ученые пришли к выводу, что гнев – это причина многих болезней, например повышенного давления и плохого пищеварения и всяких стрессов. Был всемирно известный биолог по имени Джон Хантер. Он убеждал, что причина болезни сердца – это гнев, зависть и злые чувства к другим. Джон Хантер открыл семинар и читал там эту статью. Но какой-то ученый, слушая его статью, начал сильно возражать. Слушая его возражения, Джон Хантер сильно разгневался, и как только он встал, чтобы оправдать свою статью, он умер. Как установили позже причиной смерти стал сердечный приступ, который произошел из-за давления, поднявшегося от его сильного гнева. Так Джон Хантер стал первым человеком, который доказал правильность его статьи через свою смерть. Результат исследования о гневе врачей университета Дюк таков: “У гневающихся людей смертность на 20% больше, чем у спокойных”. Гнев делает человека больным и физически и духовно. Гнев по-английски “anger”. Это слово происходит от слова “danger”, исключая букву “d”. Поэтому гнев – это сигнал опасности. Если мы разгневались, то должны немедленно примириться, чтобы не дать шанс дьяволу. Дьяволу нравится скрывать себя за людьми, которые гневаются, и, используя обстоятельства, часто вызывать чувство ненависти и неправильное понимание друг друга. Поэтому гневаясь мы угождаем дьяволу. Иаков сказал так: “Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией” (Иак.1:19,20).

Третье, не красть, а делать своими руками полезное. Давайте вместе прочитаем стих 28: “Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся”.

Четвертое, “никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере”. Взгляните на стихи 29,30: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления”. Одно слово человека может стать для других лекарством, оживить и исцелить их, но также и ядом, который убивает других. В результате убийства погибает один человек, но гнилое убивает сразу трех: того, кто говорит его, того, кто слушает и того, на кого его сказали. Поэтому учитель Иаков сказал так: “И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (Иак.3:6). Также Иисус сказал: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф.12:36,37). В талмуде язык человека сравнивается со стрелой. Почему язык сравнили не с мечем, а со стрелой? Один раввин объяснил это так: “Если кто-то вынул меч из ножен, чтобы убить друга, но друг в этот момент попросил прощения, то можно смягчиться и положить меч назад в ножны. Но выпущенную стрелу вернуть нельзя”. Подобно этому, наше гнилое слово или беспочвенную клевету невозможно вернуть назад. Автор Притч говорит так: “Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Пр.21:18). Хотя мы мало чем можем помочь другим, но мы можем утешать их нашими добрыми словами. Нашим языком мы можем укрепить других и оживлять их. Это бесплатное, но очень полезное дело.

Взгляните на стихи 31,32: “Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас”. Раздражение по-гречески “picria”, что означает долговременную ненависть, не отвечающую на просьбы о прощении. Когда нас опозорили или унизили, то очень легко долго хранить в сердце ненависть и часто вспоминать прошлые обиды. Но это нужно немедленно выбросить. Чем больше мы храним и думаем об этом, тем больше это делает нас бесполезными. Ярость, гнев, крик, злоречие – это все принадлежит дьяволу, и это нужно немедленно удалить. Вместо этого христианам нужно быть друг ко другу добрыми и сострадательными и прощать друг друга. Добрый по-гречески “krestos”. Это указывает на личность Бога – доброту и любезность. Греки определили, что доброта – это стремление делать дело другого человека, как свое собственное. Поэтому быть добрым означает считать печаль, страдание и проблемы других своими. Сострадательный по-английски “compassionate”. Такой человек – источник любви и кротости. В оригинальном смысле – это человек, имеющий доброе сердце. У кого есть доброе сердце, тот интересуется страданиями других и помогает им с состраданием. Также мы должны прощать друг друга, как и Бог во Христе простил нас. Как Бог простил нас на кресте безусловно, так и мы должны безусловно простить других.

Больше всего страданий кандидату в президенты Аврааму Линкольну доставил один человек, которого звали Эдвин Стентон. Проезжая всю Америку, он гнилыми словами рассказывал о Линкольне. Он даже не называл Линкольна по имени, а называл его “скелетом” и “невеждой”. Однако Авраам Линкольн, став президентом, назначил Стентона министром обороны, хотя все были против этого решения. Линкольн сказал: “Хотя он сильно обвинял меня, тем не менее он – самый подходящий человек на этот пост”. Когда Линкольн умер, Стентон со слезами вспоминал об нем. Он говорил: “Линкольн – исторический человек. Его любовь имела силу изменить человека. Он – великий творец любви и мира в этом поколении”. Отсюда мы видим, что самая большая месть – это безусловное прощение. Также прощение имеет силу исцелять разные внутренние болезни.

В заключение хочу сказать, что Бог первым пожалел нас, простил все наши грехи и сделал нас новыми людьми через пролитие крови Иисуса Христа. Поэтому мы должны отложить образ ветхого человека и облечься в образ жизни нового в Иисусе Христе. Пусть Бог благословит нас и поможет говорить истину, контролировать свой гнев, терпеть друг друга, прилежно работать, относится любезно друг ко другу, сострадать другим, простить всякие раны, причиненные другими и через это прославить нашего Бога Отца.