head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по Посланию Ефесянам 4:1-6


ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЯ В ЦЕРКВИ

К Ефесянам 4:1-6

Ключевой стих 4:3

“… стараясь сохранять единство духа в союзе мира”

Сегодняшнее слово рассказывает нам о единстве Церкви – то есть о единении Христиан. Это слово можно разделить на 2 части. Но главная тема – единство. Соединиться – это нелегко. Можно даже сказать, что в этом мире нет ничего труднее, чем соединиться. Каждый человек имеет свою уникальную личность и свое мнение. Также каждый человек имеет разную биографию, разные вкусы, разное хобби, разный взгляд на ценности и разные жизненные стремления. Поэтому соединиться таким разным людям по-человечески невозможно. Более того, разным народам, имеющим разные национальности и культуру, соединиться еще труднее. Но хотя по-человечески такое невозможно, Бог сделал единым все человечество в Иисусе Христе. Поэтому по-человечески мы не можем быть едиными, но можем быть едиными в Иисусе Христе. Давайте подумаем об истинном значении единства, и будем хранить единство духа, которое создал Святой Дух.

I. Блаженство быть едиными (1,2)

Посмотрите стих 1: “Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны”. Павел умоляет их как слуга Бога, которого заключили в тюрьму за Евангелие, который был верным Господу до смерти. Павел умоляет, чтобы они жили достойно своего призвания, и во 2-ом стихе конкретно рассказывает, какова жизнь призванных. Взгляните на 2-ой стих: “… со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью”. Таким образом, для единства христиан необходимы смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисхождение и любовь.

Во-первых, смиренномудрие. Быть смиренным означает унизить себя и считать других лучше себя. Такое смирение невозможно приобрести тем, кто принадлежит еще плоти. Человек, принадлежащий плоти всегда хвалить себя, его характер – эгоцентричный, он всегда стремиться возвысить себя и держит в центре своих мыслей себя. Чтобы быть смиренными, христиане должны иметь христоцентричную личность и личность, имеющую в центре других людей, освободившись от эгоцентричной личности. Придя в этот мир, Иисус показал, что такое истинное смирение. Он унизил Себя до края, стал слугой другим и всю жизнь жил для служения. Фил.2:5-8 – это типичный пример, хорошо показывающий нам смирение Иисуса: “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной”. Смирение – это необходимый элемент, чтобы стать едиными. Во всяких ссорах или ненависти или разделении есть гордость, желание возвышать себя и не признать других лучшими. Действительно, когда мы хотим унизить себя и возвысить Христа, мы можем быть едиными. Но если мы не хотим унизить себя, то есть умереть в Иисусе, и возвысить Христа, то есть, чтобы во мне жил Христос, тогда нам трудно быть едиными и возникают ссоры, конфликты и ненависть. Поэтому, чтобы быть едиными, мы должны обращать внимание на внутренние черты, постараться быть смиренными и подражать сердцу Христа. Только когда мы имеем смиренные сердца, мы можем соединиться и преодолеть все преграды, которые мешают этому.

Во-вторых, кротость. С точки зрения Библии, кротость – это с радостью послушаться Бога; это не критиковать и не осуждать слабые стороны других; это принимать других с мягкостью. Поэтому кроткий человек – это человек с мягким характером, не настаивающий на своем праве перед Богом и людьми. Такой человек служит другим, контролируя свой сильный характер. Кротость не означает слабость. В греческом языке это слово использовали, когда говорили о диких зверях, которых хорошо выдрессировали. Поэтому кротость означает мягкость, которую приобретает сильный человек, контролируя свою силу. Такой характер приобретают, убив свои бурлящие эмоции и тренируя себя, как дрессируют дикого зверя.

В молодости Моисей был вспыльчивым. Однажды он пошел к своим братьям, к своему народу, и увидел, как один египтянин бьет его братьев из его народа. Он не смог контролировать свой гнев и сразу убил его, применив свое боевое мастерство, которому научился во дворце. Но Бог не мог использовать такого Моисея. Поэтому Он повел его в пустыню и начал тренировать там 40 лет. Через эту тренировку Бог убил его вспыльчивость. Только тогда он мог совершить историю Исхода и привести в Ханаанскую землю рабский народ, привыкший только к жалобам и ропоту. Чис.12:3 говорит, что лидерство Моисея происходило из его кротости. Из этого мы видим, что кротость – это характер, который складывается через непрерывную борьбу с самим собой, когда человек убивает свою вспыльчивость и эмоции. Иисус был самым кротким человеком. Поэтому Он сказал: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мт.11:28,29).

В-третьих, долготерпение. Долготерпение означает терпение. Это долго терпеть тех, кто обвиняет и противится нам, как Бог долготерпел нас в Иисусе Христе. Иметь терпение означает хорошо переносить страдания и не иметь в сердце мести и гнева на тех, кто вредит нам. Как легко гневаться, быть как огонь и иметь мстительное сердце, когда другие без причины ложно обвиняют нас. Поскольку так трудно терпеть таких людей, то очень легко молиться, чтоб Бог немедленно наказал их. Однако, любовь – это терпение. Также терпение – это внутренняя сила не отчаиваться и не падать духом в трудностях и терпеть до конца. Другая суть терпения – это не торопиться, а ждать время Бога. Такое терпение – это плод Святого Духа, результат упования на Бога и доверия к Нему.

В-четвертых, снисхождение. Ап. Павел умоляет, чтобы они снисходили друг ко другу любовью. “Снисходить” означает простить других. Снисходить – это принимать даже слабости других широким сердцем. У кого есть снисходительное сердце, тот не считает других объектом зависти или конкуренции, а объектом сотрудничества. Поэтому снисхождение – это необходимый элемент, чтобы людям жить мирно. Мотивом снисхождения должна быть любовь. Любовь – это не искать свою выгоду, а искать выгоду других людей. Чтобы быть едиными, люди пытаются создавать какую-то организацию или систему. Конечно, чтобы соединиться, нужна хорошая организация или система. Но чтобы быть едиными, более важно, чтобы изменилось сердце каждого из нас, потому что единение – это не проблема средств, а проблема сердца. Поэтому мы должны постараться подражать таким чертам, как смирение, кротость, долготерпение и снисхождение у Иисуса Христа. Тогда мы сможем сохранить единство во Христе.

II. Основа единства (3-6)

Взгляните на 3-ий стих: “… стараясь сохранять единство духа в союзе мира”. Здесь “единство” не означает единство Церквей или деноминаций, то есть организационное единство, а единство всех верующих во Святом Духе. Мир появляется, когда люди имеют правильные отношения с Богом. Когда мы имеем мир с Богом, то мы также имеем правильные отношения с другими. Единство духа – это единство веры. Это значит, что когда мы истинно верим в Иисуса, Святой Дух делает всех верующих едиными. Поэтому мы не должны стараться стать едиными, а должны стараться сохранить единство, которое Святой Дух уже создал между нами. Слова “стараясь сохранить” означают, что мы должны стараться хранить активно и прилежно. Мы должны отвергать себя и стараться, чтобы нас контролировал и нами управлял Святой Дух. Человеческие амбиции и корыстолюбие обязательно порождают разделения. Также, когда церковь становится человеческой, а не христоцентричной, то в ней рождаются разделения. Но в любом случае мы должны хранить единство духа. Для этого нам необходимо искать выгоду церкви, а не свою, и, бросив свое достоинство, слушать направление слова Бога. Также мы должны постараться укрепиться в вере, а не критиковать, и постараться созидать Тело Христово. Одним словом, надо полностью умереть во Христе. Каждый должен убить себя, вознося Христа, и позволить Святому Духу управлять собой. Тогда мы сохраним единство духа.

В 4-м стихе “тело” означает “тело Христово”, которое состоит из всех верующих, то есть Церкви. Церковь называется телом, потому что Церковь – это не простая, а живая организация, имеющая во главе Христа. Также это хорошо говорит нам, что все верующие – это члены тела, и должны слушаться Христа, Который является головой, иметь глубокий интерес друг ко другу и считать друг друга драгоценными. Как невозможно разделить тело, так невозможно разделить и Церковь. Теперь рассмотрим слова “и один дух”. В 1-ом Кор.12:13 говорится: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом”. Разделения и конфликты, возникшие в коринфской церкви, произошли от того, что некоторые люди думали, что их дар лучше дара других и надмевались из-за гордости. Однако Ап. Павел напоминает, что всякий дар был дарован Духом Святым. Святой Дух делает Церковь единой. Сатана разделяет и сеет неприязнь, а Святого Духа – соединяет.

В конце 4-го стиха говорится: “… как вы призваны к одной надежде вашего звания”. Раньше мы находились вне Христа и не имели Божьего обещания и надежды. В 2:2 говорится: “Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире”. У любого человека есть своя надежда. Большинство из людей живет в надежде построить карьеру, получить признание от других, хорошо есть и хорошо жить. Однако, такая надежда – не истинная. Ап. Павел так сказал в Рим.8:24: “Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?”. Истинная надежда для нас, верующих, это спасение и искупление нашего тела (Рим.8:23). Когда мы поверили в Иисуса Христа, мы получили спасение души, но еще не получили спасение тела. Поэтому наше тело непрерывно страдает из-за стремления ко греху, и это сильно мучит нас. Наше сердце желает жить по слову Бога, усердно молиться и много помогать агнцам. Но наше тело не слушается нас и всегда создает проблемы. Поэтому можно сказать, что жизнь веры – это духом подчинять желания тела послушанию. Эта духовная борьба продолжается до тех пор, пока мы облечены в тело. Мы сердечно надеемся быстрее спасти наше тело из такого положения. Это совершится, когда Христос придет снова. Тогда мы изменимся в образ Господа и станем как Господь Иисус. Вот это да! Как удивительно, что мы станем, как Господь! Надежда спасения нашего тела совершится во время второго прихода Иисуса, поэтому второй приход Иисуса – это наша окончательная надежда. Конечно, мы точно не знаем, когда Иисус придет снова, но Он точно придет, как и обещал. Хотя мы не знаем, когда придет Христос, но Он точно придет, и этот факт делает всех верующих едиными. Когда мы думаем, что Христос скоро придет и будет судить этот мир, мы не будем бояться друг друга. Поэтому Иаков умолял так: “Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается” (Иак.5:7,8).

В 5-ом стихе “Один Господь” означает, что единственный наш объект исповедания веры – это Иисус Христос. В то время исповедовать Иисуса своим Господом было риском для жизни. В то время Господь (греч. Кюриос) относилось к Римскому императору. Однако христиане того времени, поскольку есть только один Господь Иисус Христос, отказались называть императора Господом. Чтобы вычислить Христианина, римляне заставляли человека исповедовать: “Кюриос Кесарь”. Если он исповедовал “Кюриос Иисус”, его арестовывали и убивали.

Также у Христиан одна вера и одно крещение. Еврей, язычник и любой другой человек спасается только верою в Иисуса Христа.

Взгляните на 6-ой стих: “Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”. Самая главная основа для единства Церкви – это один Отец Бог. Поскольку все Церкви служат одному Богу, они естественно соединяются. 1-е Кор.8:6 также говорит об этом: “Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им”.

Как мы рассмотрели выше, все христиане едины в одном Отце Боге, в Сыне и в Святом Духе – в Боге-Троице. Отец Бог, Святой Сын и Святой Дух, Бог-Троица, соединен в одно, поэтому Церковь тоже имеет единство. Невозможно разрушить единство Бога-Троицы. Подобно этому, невозможно разрушить единство Церкви. Поэтому, когда мы имеем правильную веру и скромно учимся у Иисуса, у нас нет препятствий к соединению в одно целое со Христом в центре.

В заключение я хочу сказать, что нам легко найти причину, чтобы не быть едиными с другими или с церковью с системой или организацией. Однако главная причина, почему мы не можем сохранить единство, находится внутри нас. Если я не могу соединиться с другими – то это проблема моей гордости, человеческих амбиций и корыстолюбия. Короче говоря, из-за моего эгоизма, нежелания потерять себя, и привычки думать обо всем, держа в центре себя. Если мы учимся у Иисуса Его скромности, кротости, терпению и снисхождению, то нет никаких преград для единства. Хотя по-человечески мы не можем быть едиными, но в Иисусе Христе мы можем быть едиными. Иисус так молился для единения Своих учеников: “Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы” (Ин.17:11). Я молюсь, чтобы мы отвергали себя и возносили Христа. Я молюсь, чтобы мы хранили единство духа для Христа и исполняли Его волю в жизни каждого из нас, в нашем народе и в нашей стране.