head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по Посланию Ефесянам 3:14-21


ЛЮБОВЬ ХРИСТА

К Ефесянам 3:14-21

Ключевые стихи 3:17,18

“Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота”

Сегодняшнее слово – это молитва ап. Павла. Молитва – это горячее стремление души к Богу и разговор с Ним. Духовное состояние и духовный возраст человека можно узнать по тому, как и за что он молится. У духовно молодых людей молитва очень эгоистична, а у духовно взрослых – Богоцентрична. Ап. Павел был человеком молитвы (Деян.13:2-3, 14:23, 16:13, 16:25, 20:36, 22:17, 28:7-9). Если мы только учим агнцев слову, но не молимся за них, то они не растут духовно. Поэтому мы должны не только прилежно учить их слову Бога, но и так же прилежно молиться за них. Молитва Павла за Христиан Ефеса широка и глубока. Я молюсь, чтобы через сегодняшнее слово мы научились у ап. Павла молиться.

I. Молитва (14,15)

Стихи 14,15 – это предисловие молитвы: “Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле”. Во время написания письма христианам Ефеса ап. Павел молился за них, преклонив свои колени на холодном тюремном полу. Обычно евреи молились стоя и глядя на небо. Они преклоняли колени только в том случае, когда их молитва была особенно горяча. Например, когда Ездра раскаивался в грехах Израиля (Езд.9:5), когда Даниил молился трижды в день (Дан.6:10), когда Иисус молился в Гефсиманском саду перед смертью на кресте (Лк.22:41), когда Стефан молился во время мученичества (Деян.7:60). В этих случаях все они молились, преклонив колени. В Библии не написано, в каком положении мы должны молиться. Конечно, мы можем молиться стоя, сидя, ходя и даже лежа. Вопрос заключается в том, с каким сердцем мы молимся. В любом случае и в любом положении мы должны молиться с горячим сердцем.

Преклонение колен выражает наше полное послушание и скромную просьбу. В своей молитве ап. Павел отдал свое сердце Богу. Он молился перед Отцом Господа Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Здесь “именуется” означает, что вся вселенная и небеса и земля и все колена происходят от Бога. Бог является Творцом всего, и лишь Ему одному мы должны молиться. Только дети Богу могут наслаждаться таким великим благословением и такой великой привилегией как молитва.

II. Содержание молитвы (16-21)

Какая первая тема молитвы ап. Павла за христиан Ефеса? Это – “крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке”. Взгляните на стих 16: “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке”. Сперва Павел говорит: “Да даст вам, по богатству славы Своей”. Он верил, что Бог имеет безграничное богатство. Бог богат всем: способностями и силой, мудростью и любовью. Вера в богатство славы Бога – это источник силы христианина. Затем Павел молился, чтобы им “крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке”. Хотя человек очень способен, но все равно человеческие способности сильно ограничены, недостаточны и несовершенны. Человек не способен преодолеть потоп, землетрясение и тому подобные явления. Даже здоровый человек, заболев, ослабевает. Но сила, которую дает Святой Дух, безгранична. Иисус сказал Своим ученикам в Деян.1:8: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли”. В то время Его ученики были бессильны и не могли помочь даже самим себе. Но когда на них сошел Святой Дух, они обрели силу, с которой завоевали мир Евангелием. Таким образом, только силою Святого Духа мы можем утвердиться во внутреннем человеке.

Что означает “крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке”? Есть внутренний и внешний человек. Внешний человек плотский. Он обладает плотскими инстинктами, желаниями, и поступает по плоти. Когда человек принимает Иисуса Своим Господом, внутри Его работает Святой Дух и рождается внутренний человек. Поэтому Библия говорит, что тело христианина – это храм Святого Духа (1 Кор.3:16, 6:19). Этот внутренний человек подходит сердцу Бога и любит Его заповеди (Рим.7:22). Он ищет Бога, стремиться к слову Бога и хочет иметь общение с Богом. Но внешнему человеку это не нравится и он сильно мешает. Внешний человек хочет наслаждаться плотскими вожделениями, лениться и спать. С возрастом он тлеет, портится, стареет, и, в конце концов, умирает. Но внутренний человек обновляется со дня на день. Во 2-ом Кор.4:16 говорится: “Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется”. Однако обновление внутреннего человека не происходит автоматически. Поэтому, ап. Павел усиленно молится, чтобы они утвердились Духом Святым во внутреннем человеке. Это было необходимо не для того, чтобы они получили Святого Духа, а для того, чтобы верующие, уже получившие Святого Духа, еще более утвердились Им. Подобно тому, как внешний человек становится здоровее при хорошем питании и занятиях спортом, так и внутренний человек утверждается при хорошем духовном питании и тренировке. Если наше тело нездорово, то мы часто болеем. Подобно этому, когда наш внутренний человек не тверд, мы часто попадаемся на искушения. Сильные внутри люди не колеблются ни при каких трудностях и обстоятельствах, стоят твердо и славят Господа. Поэтому каждый из нас должен молиться, чтобы крепко утвердиться Святым Духом в нашем внутреннем человеке.

Вторая тема молитвы Павла – “вселиться Христу в сердца ваши”. Взгляните на стих 17: “Верою вселиться Христу в сердца ваши”. Христос хочет пребывать в нашем сердце вечно, как хозяин, а не временно, как гость. Поэтому мы должны молиться, чтобы Христос пребывал в нашем сердце как хозяин, и управлял ними вовек. Для этого нам надо поставить Христа на первое место в нашей жизни, отвергнув свое эго. Вместо того, чтобы угодить себе, нам надо угодить Богу. У нас есть личность, принадлежащая Святому Духу. Она стремится угодить Богу. Также у нас есть личность, которая принадлежит плоти и стремится угодить себе. Поэтому в нашем сердце всегда существует конфликт между стремлением угодить себе и стремлением угодить Богу. У духовно молодых людей очень сильный эгоизм и очень слабое желание угодить Богу. Но с духовным ростом человек все более отвергает свой эгоизм и стремиться угождать Богу. Поэтому можно сказать, что жить верою означает отвергать свой эгоизм и угождать Богу. Чтобы приобрести жизнь мы должны отвергнуть свое эго и отдать себя в управление Христа. По этой причине Иисус сказал следовавшим за Ним ученикам: “Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее” (Лк.9:23,24).

Третья тема молитвы – чтобы они укоренились и утвердились в любви. Взгляните на стих 18: “Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота”. Для нового человека, которого Бог сотворил через Иисуса Христа, самое важное это любовь. Бог – это наш Отец, и мы друг для друга – браться и сестры. Поэтому мы должны любить Бога-Отца и друг друга в Боге. Только любовью мы можем преодолеть ненависть, разделяющую нас, а также национальные и культурные преграды. Поэтому ап. Павел говорил: “А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше” (1 Кор.13:13). Слова “укорененные и утвержденные в любви” напоминают нам крепкое дерево, глубоко укорененное в земле, и крепкий дом, имеющий прочный фундамент. Чем глубже укореняется корень дерева, тем оно крепче и тем больше ветвей может распустить. Также, чем прочнее фундамент, тем более высокий и крепкий дом можно построить. Церковь точно так же. Поэтому ап. Павел молится, чтобы верующие Ефеса укоренились и утвердились в любви. Корень дерева и фундамент здания не видно, но они удерживают дерево и высокое здание. Подобно этому, истинная любовь в Иисусе Христе, хотя не видима, но она держит нашу жизнь веры и церковь. По этой причине ап. Павел говорит, что корнем христианской жизни и фундаментом церкви должна быть любовь. Чтобы укорениться в любви и любить других, прежде всего мы должны познать любовь Иисуса, потому что в нас самих нет такой любви. Взгляните на 19-ый стих: “И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею”. Здесь “уразуметь” не означает знать знанием, а знать на опыте. Другими словами, хотя мы и не понимаем, насколько огромна, велика и удивительна любовь Бога, мы можем испытать ее. Такую Божью любовь можно испытать через общение с другими верующими. Суть любви – это делиться, а не приобретать. Поэтому, для общения с другими нам необходимо наполниться Божьей любовью и практиковать ее.

Также ап. Павел молится, чтобы они познали широту, долготу, глубину и высоту любви Христовой. Широта – это объем этой любви. Этот объем безграничен и включает каждого человека. Долгота указывает на продолжительность любви; это время с начала и до конца существования человечества. У любви Бога нет ни начала, ни конца. Любовь Бога не зависит ни от каких обстоятельств. Ничто в этом мире не может остановить любовь Бога. Поэтому ап. Павел сказал: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.8:35-39). Глубина – это скромность любви Бога. Глубина падения человека безгранична. Но любовь Бога достигает такой глубины, что спасает бесконечно падшего человека. Высота – это положение, до которого Бог поднял верующих. В Еф.2:6 сказано: “И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе”. Бог поднял нас из пропасти греха до высоты славы Бога. Современный евангельский теолог Джон Стод сказал: “Любовь Христова настолько широка, что может принять все человечество, Евреев и язычников, и настолько длинна, что продолжается вечно, настолько широка, что достигает самого падшего грешника, и довольно высока поднять грешника к Небесному Царству”. Конечно, нам трудно объяснять и анализировать, что такое любовь, потому что любовь познается не анализом, а на практике.

Есть один интересный рассказ. Немецкий философ Иммануил Кант был человеком мыслящим и всегда поступал логически. По этой причине он был очень нерешительным. Долгое время он был знаком с одной женщиной, но не делал ей предложения. Эта женщина терпела, а потом сама предложила ему пожениться. Его ответ был коротким: “Я подумаю”. С того времени он начал изучать литературу о браке. Он пошел в библиотеку и собрал все имеющиеся там статьи по этому вопросу. Долгое время он продолжал свои исследования. В конце концов он решил жениться на ней. Он пошел к ней домой, постучался в дверь и сказал о своем решении ее отцу. Отец ответил: “Ты пришел слишком поздно. Моя дочь уже мать, и у нее трое детей”.

Любовь проявляется не в исследованиях, а в решении и делах. Любить – означает заботиться о человеке с надеждой и терпением, хотя на него нет надежды. Любовь – это любить, не смотря на условия. Франклин Рузвельт, президент США, в 39 лет из-за болезни ног стал инвалидом. Он сильно отчаялся из-за этого. Он спросил свою жену Елену: “Ты будешь любить меня такого?” Она ответила: “Когда я любила твои ноги? Я любила тебя самого”. Она вдохнула в него надежду и мужество. Благодаря ее жертвенной помощи, он преодолел отчаяние и страх и в 51 год стал 32-ым президентом США. При вступлении на этот пост, он сказал: “Если есть то, чего мы должны бояться, то это самого страха”. Эти слова впоследствии приобрели широкую известность. Поскольку Иисус безусловно возлюбил нас, то и мы должны любить наших братьев безусловно. В 1-ом Ин.3:16 сказано: “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев”.

Четвертая тема молитвы – “дабы вам исполниться всею полнотою Божиею”. Взгляните на стих 19б: “дабы вам исполниться всею полнотою Божиею”. Тема полноты – одна из главных в послании к Ефесянам (1:23, 4:10, 4:13, 5:18). Также, во 2-ом Кол.2:9,10 говорится: “Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти”. Когда мы принимаем Иисуса Своим Спасителем и хозяином жизни, то приобретаем полноту богатства Христова. Проблема заключается в том, что у нас не хватает веры, чтобы использовать эту полноту богатства, данную нам Богом. Иисус обещал: “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю” (Ин.14:12-14). У Бога есть полнота всего, поэтому, если мы будем просить с верою, то Он наполнит нас всею полнотою. Бог работает по нашей вере. В Евангелиях мы видим, что Иисус благословлял тех, кто приходил к Нему с верой. Например, Иисус благословил женщину, много лет страдавшую кровотечением. В Мк.5:34 говорится: “Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей”. Но Иисус не явил Свою силу в родном городе из-за неверия людей (Мт.13:58). Бог хочет явить Свою силу через нас. Но Его ограничивает наше неверие. Но если мы просим с верою, то сможем сколько угодно испытывать Его силу. Иногда мы встречаемся с большими трудностями и сомневаемся в силе Бога. Тогда Иисус обличает нас так: “Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему” (Мк.9:23).

Ап. Павел заканчивает свою молитву в стихах 20,21: “А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь”. Нет такой просьбы, на которую Бог не смог бы ответить. Иными словами, нет ничего, что могло бы превысить силу всемогущего Бога. Бог – это Тот, кто действующую в нас силою может сделать несравненно больше всего, о чем мы просим, или о чем помышляем. Молитва Павла заканчивается словом “Аминь”.

В заключение я хочу сказать: человек счастлив, когда любит и любим. Но человеческая любовь ограничена. Однако любовь Христова дает нашей душе истинную полноту, радость и счастье. Я молюсь, чтобы мы познавали любовь Христову и наслаждались в нашей душе истинной радостью и счастьем. Я молюсь, чтобы Господь благословил наше собрание и наполнил его полнотою любви Иисуса.