Проповедь по Посланию Ефесянам 1:15-23
МОЛИТВА ЗА ДУХОВНОЕ РАЗУМЕНИЕ
К Ефесянам 1:15-23
Ключевой стих 1:17
“Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его”
Сегодняшнее слово – это молитва за духовное разумение для христиан в Ефесе. Павел молится не для того, чтобы они получили благословение, а чтобы они сердцем узнали истинное значение того благословения, которое они уже получили. Это молитва за то, чтобы из духовные глаза открылись, чтобы они обрели разумение и поняли, какое духовное благословение они имеют. Когда мы изучаем слово Бога, иногда бывает так, что мы хорошо понимаем его своим разумом, но нам трудно принять его сердцем. Поэтому мы также должны молиться для духовного разумения. Я молюсь, чтобы мы обрели Духа премудрости и откровения и познавали глубокий духовный Божий мир.
I. Духа премудрости и откровения (15-17)
Стихи 15 и 16 показывают нам сердце Павла к христианам Ефеса: “Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих”. Павел сильно благодарит Бога за веру христиан Ефеса во Христа Иисуса и за их любовь ко всем святым. Самая фундаментальная благодать, которой наслаждается христианин – это вера в нашего Господа Иисуса Христа, любовь к другим верующим и надежда на Небесное Царство. Поэтому для настоящего христианина необходимы вера, любовь и надежда. Теперь Павел молится, чтобы они не удовлетворились настоящим положением, а вошли в более глубокий духовный мир. Павел сильно молился для них, потому что он знал, что бесполезно знать только умом, но не принимать сердцем всякое духовное благословение, которое Бог дал им. Когда мы читаем Библию или изучаем слово Бога 1:1, мы должны молиться, чтобы Святой Дух просветил нас светом истины и помог нам познавать истинное значение слова Господа. Иначе изучение Библии будет очень сухим и скучным.
Итак, что же ап. Павел прежде всего желает, чтобы узнали Христиане Ефеса? Взгляните на 17-ый стих: “Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его”. Прежде всего ап. Павел называет Бога “Бог Господа нашего Иисуса Христа”. Это значит, что Бог Иисуса Христа является Богом всех верующих. “Отец славы” означает, что Бог пришел в этот мир в облике человека, в образе Иисуса Христа. Бог слишком высокий, таинственный и глубокий, поэтому никто не мог приблизиться к Нему и познать Его. Однако, воплощенный Иисус Христос явил нам Бога и показал, кто же Бог. В Ин.1:18 говорит так: “Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил”. В Кол.2:9 говорится: “Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”. Мы можем найти истинного Бога в Иисусе Христе. Однажды Филипп требовал от Иисуса: “Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас” (Ин.14:8). Тогда Иисус отвечал: “Сколько времени я с тобою, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: “покажи нам Отца”? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам” (Ин.14:9-11).
Взгляните на 17-ый стих еще раз: “Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его”. Здесь “познавать” означает не просто обретать знания или собирать какую-то информацию. Это означает знание на опыте, как хорошо знают друг друга муж и жена. Поэтому Павел молится не потому, что верующие Ефеса ничего не знают о Боге и чтобы они узнали о Нем, а потому, чтобы они, уже зная Бога, глубже познали Его через личную практику и опыт.
Почему Павел молится, чтобы они прежде всего познали Бога? Это потому, что от Бога происходит все, и если мы познаем Его, то познаем все. В этом мире есть множество всякой информации и знаний, но большинство – это просто мусор. Очень редко попадается истинное знание, которое дает нам жизнь. Нет более ценного и благоговейного знания, чем познавать Бога. Об этом ап. Павел говорит в Фил.3:8: “Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего; для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа”. Библия – это особое откровение, которое дает нам познание Бога. Вся философия и знания этого мира говорят: “Познай себя”. Но слово Бога говорит: “Познай Бога”. Тогда откуда мы узнаем Бога? Поскольку Бог слишком глубокий, таинственный и мистический, мы не можем познавать Его своими усилиями. Ап. Павел восклицал об этом в Рим.11:33-36: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь”. Также в другом месте он говорит: “Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь” (1 Тим.6:16). Так как Бог – мистическое существо, то для Его познания необходим Дух познания и откровения свыше. Здесь “Дух” означает Святой Дух. Поэтому без помощи Святого Духа никто не может познать Бога. В 1-ом Кор.2:9,10 говорится: “Но как написано: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии”.
После падения человека самая большая трагедия – это то, что люди отошли от познания Бога, порвав отношения с Тем, Который является источником жизни. Разрыв с Богом и уход от познания Бога – именно это и есть духовная смерть. Самая главная проблема человека – это то, что он не знает Бога, то есть, не знает, что Бог является Творцом и хозяином жизни, сотворившим меня и вселенную. Суть рая – это не хорошая атмосфера, а полнота познания Бога. Именно в этом состоят счастье и вечная жизнь (Ин.17:3). Пророк Исаия так описал рай, который будет создан через грядущего Мессию: “Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море” (Ис.11:9). Когда мы не знаем Бога, мы не знаем себя, потому что Бог – это Творец, а мы – Его творение. Если мы не знаем, кто сотворил меня, откуда мы знаем, кто я на самом деле? Откуда мы знаем, откуда я пришел и куда иду? Жан Кальвин в 1-ой главе I-го тома своей книги “Наставление в Христианской вере” сказал, что все знания, которые мы имеем, можно разделить на две части: познание Бога и познание самого себя. Это значит, что без познания Бога мы не можем познать себя и без познания себя также не можем познавать Бога (Without knowledge of God there is no knowledge of self, Without knowledge of self there is no knowledge of God). Чтобы познать истинного себя, мы прежде всего должны познавать Бога. Все исследования Святого Августина заключались в вопросе: “Бог, кто же Ты и кто же я?” Мы должны расти в познании Бога. Во 2-ом Пет.3:18 говорится: “Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь”. Хотя мы долго изучали слово Бога и долго жили христианской жизнью, но если мы не растем в познании Бога, а остаемся только на фундаментальном познании о спасении, то это очень стыдно. Таких христиан автор послания к Евреям обличал так: “Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец; Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр.5:12-14).
Поэтому мы должны расти в познании Бога, и кушать не только молоко, но и твердую пищу, пока не станем учителями Библии. У кого есть желание познавать Бога, тот обязательно растет духовно. Если наша вера не растет – значит, в сердце нет горячего желания познавать Бога. Когда мы имеем горячее духовное желание познавать Бога, мы можем расти духовно. Самое важное для того, чтобы расти в познании Бога – это размышлять над словом Бога. Сколько бы мы не повторяли это, но этого недостаточно. Когда мы изучаем и слушаем слово Господа с горячим желанием познавать Бога, тогда Святой Дух просветит наше сердце, чтобы мы поняли и приняли слова Господа, а также даст нам духовное разумение, проницательность, а также мудрость познавать, что есть добро, а что – зло. Самое важное дело Святого Духа – помогать нам понимать, что такое грех, раскаяться и иметь правильные отношения с Богом через веру в крест и воскресение Иисуса (Ин.16:8). Также Святой Дух – Дух истины, который ведет нас к истине (Ин.16:13). Более всего, Святой Дух – учитель Библии, помогающий нам понимать истинное значение слова Бога и напоминающий нам слова истины. В Ин.14:26 говорится: “Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам”. Святой Дух имеет сильное отношение со словом Бога. Поэтому каждый раз, изучая Библию или слушая проповедь, мы должны молиться, чтобы Святой Дух Сам стал учителем Библии и дал нам понимать и принимать слово Господа. Мы должны молиться, как Давид в Пс.188:18: “Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего”.
II. Три великие истины (18-23)
Вначале Павел молился, чтобы христиане Ефеса познали Бога, получив Духа премудрости и откровения. Теперь же он молится, чтобы Святой Дух просветил очи сердца их, и они познали три великие истины.
Взгляните на стихи 18,19: “И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества его в нас, верующих по действию державной силы Его”. Прежде всего Павел молится, чтобы Святой Дух просветил очи сердца ефесских христиан. У каждого есть свои глаза. Этими глазами мы различаем белое и черное. Мы смотрим на этот мир и природу, солнце, луну и звезды и всякие творения. Для этого не нужно откровение. Однако, Божий духовный мир отличается. Если Бог не откроет наши духовные глаза, тогда мы – просто духовные слепые, которые ничего не видят. Мы, люди – разумные существа, имеющие рассудок, способность к пониманию. Однако этим мы не можем понимать духовный мир. Это потому, что люди стали слепыми и неспособными видеть духовный мир, поскольку стали полностью испорченными из-за греха. Мы можем увидеть духовный мир только открыв очи сердца – то есть духовные глаза. Когда Святой Дух открывает наши духовные глаза и помогает нам увидеть духовный мир, тогда нам открывается новый и чудесный мир. Наша жизнь наполняется радостью и надеждой на Небесное Царство. Наша бессмысленная жизнь наполняется смыслом жизни и новым направлением для будущего.
Как известно, Фанни Кроссби ослепла через 8 месяцев после рождения и жила в отчаянии и мрачных мыслях. Однако она лично встретилась с Иисусом Христом, ее Спасителем и светом миру, ее духовные глаза открылись, она увидела духовный мир, создала не менее 9,000 гимнов и прославила ими Господа. В гимне № 411 говорится:
Твердо я верю мой Иисус!
Им я утешен и им веселюсь;
Неба наследье хочет Он дать,
Как же приятно им обладать!
Вечно я буду петь с торжеством
Об Иисусе дивном моем.
Вечно я буду петь с торжеством
Об Иисусе дивном моем.
Его тоже написала Фанни Кроссби. Наша любимая песня: “Пусть нет богатства у меня, пусть мне больших талантов не дано, пусть почести и слава обошли меня, но все же у меня есть одно…” написана молодой девушкой Сон Мен Хи. Она была инвалидом и выглядела ужасно. Но она также приняла Иисуса Христа, ее духовные глаза открылись, и она стала жить светлой жизнью. Она сочинила много стихотворений, песен хвалы Господу и гимнов. Фанни Кроссби всегда благодарила Господа за то, что Бог не дал ей здоровые глаза, чтобы она не видела грешных вещей этого мира, а что открыл ей духовные глаза, чтобы видеть духовный мир. Для христианина самое большое несчастье – жить, не зная тех чудесных благословений, которые он получил.
В Америке был очень известный корреспондент, коллекционер древних картин и глиняной посуды, по имени Уильям Холст. Он очень хотел приобрести одну великолепную посуду, которую использовали в дворце, и чтобы найти ее, он много и долго путешествовал. Наконец он получил информацию, что эту посуду очень давно купил один корреспондент из Америки. Поэтому, он долго разыскивал этого человека. Через долгое время поисков он пришел к выводу, что тот человек – это он сам, Уильям Холст. Хотя он давно приобрел такое драгоценное сокровище, но, не зная, что оно у него уже есть, он так долго искал. Мы похожи на него. Поскольку мы не знаем, насколько великолепное всякое благословение, дарованное нам Господом, то, хотя мы имеем такое благословение, мы поступаем глупо, ища благословение в другом месте. Поэтому нам нужно молиться, чтобы Бог просветил очи нашего сердца и мы узнали, какое великое благословение мы получили и как оно драгоценно и обильно. Здесь мы должны узнать, к чему Бог просветит очи нашего сердца?
Во-первых, к надежде призвания Бога. Призвание Бога – это первый шаг для христианина. В Рим.8:30 говорится: “А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил”. Бог предназначил нас прежде создания мира, и в Его время Он обязательно призывает нас к искупительной истории. Также, когда Бог призывает нас, Он не призывает без цели и направления. Он обязательно призывает нас с направлением, то есть “куда?”, и с целью, то есть “для чего?”. Мы принадлежим Иисусу Христу, и Бог призывает нас в общение с Иисусом Христом. Также Он призывает нас быть Царственным Священством, которое служит святой воле Бога. В 1-ом Пет.2:5,9 говорится: “И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом… Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет”. Надежда призвания Бога действительно удивительна. Бог призвал нас, когда мы страдали в грехах, чтобы даровать нам благодать прощения грехов. Бог призвал нас, чтобы даровать нам вечную жизнь, и сделать нас Его любимым народом. Бог призвал нас, чтобы дать истинный покой нашей усталой и беспокойной душе. Бог призвал нас, когда мы блуждали, не зная, для чего мы живем и какая жизнь истинная, значительная и ценная. Он призвал нас к великой жизни миссии. Поэтому немецкий теолог Бон Хефер, хранивший преданность Господу и ставший мучеником из-за противостояния требованиям Гитлера, сказал: “Призвание Бога – это самая великая и несказанная благодать”.
Во-вторых, к богатству славного наследия. “Богатство” – это наследие. Бог дал нам привилегию наследовать Царство Бога, которое не портится, не увядает, и которое чисто (1 Пет.1:4). Наследство, которое дал нам Бог – славное и очень обильное. Этот мир полон борьбы за то, чтобы больше забрать и не потерять свое. Поэтому этим миром управляет закон джунглей. Даже тот, у кого есть много, чтобы забрать больше, становится немилосердным, жестким и эгоистичным. Однако, богатство и наследство, которое Бог дал своим детям, слишком обильно и славно, так что не нужно бороться, чтобы больше забрать.
В-третьих, к Его силе. Взгляните на 19-ый стих: “Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах”. Здесь сила языком оригинала это “dynamis”, от чего происходит слово динамит. Эта сила – всемогущая сила Бога, сила сотворения, которою Он сотворил вселенную из ничего. Бесчисленные чудеса, о которых говорит Библия – все это хорошо показывает силу Бога. Ап. Павел говорит нам, что такая сила Бога уже дарована нам. Однако, многие среди христиан, не зная, что Бог уже даровал такую чудесную силу, живут в бессилии. Хотя они теоретически знают это, но сердцем не приняли. Так много людей живут, не зная силы Бога без счастья, терпя поражение. Коренным образом, человек очень слабое существо. Поэтому из-за маленькой болезни мы ложимся в кровать. Даже из-за переживания и заботы мы не можем с аппетитом кушать вкусную еду. Однако, когда мы уповаем на великую силу Бога, то можем преодолевать свои слабости, иметь силу в жизни и одерживать победы.
В стихи 20-22 детально рассказано, как сила Бога работала в Иисусе Христе. Бог ясно показал Свою силу через воскресение и победу Иисуса Христа.
Во-первых, Бог воскресил Иисуса Христа из мертвых. Во-вторых, посадил Его одесную Себя на небесах. В-третьих, поставил Иисуса выше всего, главою Церкви. Воскресение Христа – это самое важное событие, которое показало всемогущую силу Бога. Есть две власти, которые неподвластны человеку и делают его рабом – это власть смерти и власть зла. Поскольку люди родились обреченными умереть, они не могут убежать от смерти. Смерть – это самый жестокий и немилосердный враг человека. Если вы когда-либо видели смерть самых близких людей, вы хорошо понимаете это. Так же эта смерть однажды придет к нам. Также человек, согрешив, попал под руководство дьявола и не может победить зло. Однако Бог победил эти две вещи в Иисусе Христе, и Он способен спасти нас от этих двух властей. Поскольку Бог воскресил Иисуса из мертвых, дал Ему совершенную новую жизнь, которую никто раньше не испытал, то есть дал Ему вечную жизнь во славе, Он также дал эту жизнь через Иисуса Христа всякому верующему. Также Он спас нас от власти дьявола и дал нам победить власть зла. Об этом в Евр.2:14 сказано так: “А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола”.
Взгляните на стихи 22,23: “И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем”. Иисус является главою Церкви и одновременно главою вселенной. Это хорошо говорит нам, что Иисус является главою Церкви, но Его власть правления не ограничивается в Церкви, а достигает вселенной. Среди органов человека голова командует всеми органами тела по его воле и для его цели. Подобно этому, вся Церковь получает от Христа жизнь и команду и наполняется до совершенства Иисусом Христом. Иисус Христос является главою Церкви, наполняющим все во всем.
Я молюсь, чтобы молитва ап. Павла для Христиан Ефеса стала нашей молитвой: “Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых”.