Вивчення Біблії: Проповідь “Взыщите Господа, и будете живы” (Амос 5,6)
Взыщите Господа, и будете живы
Амос 5,6
Ключевой стих 5:6 : “Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле”
Наверное, каждый из вас слышал о такой книги Библии, как плач Иеремии. Сегодняшний отрывок также по праву можно назвать плачем, только не плач Иеремии, а плач Амоса. Господь повелел пророку написать плачевную песню об израильском народе, который погряз в грехах и идолопоклонстве. Хотя народ еще благоденствовал, но вскоре на него придет такое бедствие, что едва кто останется в живых. Хотя положение Израиля удручает и суд неизбежен, но все же Господь проливает луч надежды и Евангелия в словах – взыщите Господа и будете живы. Пусть Господь позволит нам найти свое положение перед Ним, покаяться и взыскать Его от чистого сердца, чтобы иметь жизнь в Нем!
1. Плач об умершей деве (5:1-3)
Какое слово должен был слушать дом Израилев? Взгляните на стихи 1-3: «Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. 2 Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее. 3 Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева». Израиль должен был слушать печальную плачевную песню: «Упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее». Амос поет про печальную историю жизни. Жила была молодая, красивая и чистая девушка. Она только что закончила школу и поступила в университет, даже сдала 1ю сессию, теперь можно было гулять, веселиться и наслаждаться жизнью. Жизнь была в самом расцвете. Но вот случилась трагедия – девушка тяжело заболела или попала в аварию, теперь она лежит и не встает. Такое положение было у израильского народа. Хотя сейчас была молодость и экономическое процветание, но через 2 года эту землю постигнет землетрясение, а еще через 40 – Израиль будет завоеван Ассирией и будет отведен в плен. Город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком. Т.е. население Израиля сократится на 90%, останется только 1/10. Это очень серьезная потеря. Во время 30 летней войны в Европе погибло 1/3 населения, это считалось очень серьезными потерями, так что решили прекратить войну. Чума, царившая в Европе, также выкашивала до половины населения стран. Голодомор и холокост унесли миллионы людей, но падение Израиля превзойдет все эти трагедии. Упала, не встает более – говорит об очень тяжелом положении, фактически при смерти. У такого человека уже нет силы и желания подняться, он просто лежит и ждет своего конца. В фильме «Выживший» герой получил тяжелые ранения от медведицы, был предан и брошен людьми, как безнадежный, но сильное желание жить подымало и двигало им, несмотря на боль. Но Израиль из-за греха потерял даже такое желание. Грех отнимает любое желание жить, погружает во тьму бессилия и безнадеги. Дева Израиля была повержена грехом, и даже некому было поднять ее. В притче о добром самарянине израненного разбойниками находит и подымает прохожий самарянин. Но у Израиля не было даже одного такого доброго самарянина. Духовные лидеры не заботились о народе, они заботились о себе, и в итоге также пали и были повержены, как и сам народ. Песня Амоса напоминает нам плачевную песню на похоронах. Но среди тьмы и безысходности, все же был свет Божьей надежды – звучал голос: «Взыщите Господа, и будете живы»!
2. Путь к жизни (5:4-17)
Какой же путь к жизни предлагает Господь Израильскому народу? Взгляните на стих 4: «Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы». Также в стихе 6 Господь еще раз повторяет: «Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле». Что же значит взыскать Господа?
Во-первых, взыщите Господа, а не Вефиля.
В то время взыскать Господа в Израиле означало не что иное, как пойти в священные места, такие как Вифиль, Галгал или Вирсавию, и принести там жертвы. Но Господь предостерегает, что Он не того желает: «Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто» (5). Взыщите Господа, и будете живы! Проблема была в том, что Израиль плохо представлял, кто такой Бог. Они думали, что Бог – такой себе небольшой Бог, так сказать божок, который сидит где-то и время от времени нуждается в чем-то. Если он голоден, то ему нужно принести поесть, если жаждет, принести попить. Тогда он будет счастлив и не будет гневаться на них. На самом деле в наши дни представление о Боге не сильно отличается. Взыскать Бога, многие воспринимают, как пойти в храм на Пасху или на Рождество. Если согрешил, поставить свечку, перевести бабушку через дорогу, подать нищему, в общем, сделать что-то хорошее, чтобы задобрить Бога. Но Амос предостерегает, что Бог не таков. Взгляните на стихи 7,8: «О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! 8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? – Господь имя Ему!». Имя Господь, в оригинале Яхве, означает сущий. Господь – есть живой и всемогущий Бог. Он не нуждается в труде рук человеческих, но Сам творит все, что хочет. Он сотворил вселенную, все звезды и планеты, он сотворил землю и все что движется на ней! Как мы можем почтить такого Бога – принести Ему жертву, дать Ему что-то поесть?! «Если бы Я взалкал (говорит Господь), то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. 13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? 14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс.49:12-14). Единственное, что мы можем сделать перед таким Богом – смириться и пасть перед Ним на колени, признать Его величие и могущество и прославить Его в хвале за все, что Он сделал. Такого Господа призывает взыскать Амос. И такой Бог требует не жертвы, а послушания и покорности. В присутствии такого Бога, страшно делать грех. Один брат в церкви долго пытался бросить курить, но однажды один пастырь сказал ему: «Как ты можешь делать это, неужели ты не боишься Бога». Когда этот брат осознал величие Бога, перед которым Он живет такой жизнью, то сразу убоялся и покаялся, и перестал курить.
Во-вторых, «Ищите добра, а не зла».
Несмотря на свою внешнюю религиозность, Израиль искал зла, а не добра. Хотя они ежегодно совершали паломничество по святым местам, проводили торжественные собрания, давали жертвы и десятину, но в реальной жизни они не искали Господа, они искали греха и собственной выгоды. «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных», – говорит Господь. Страна погрязла в коррупции, взятки и ложь превратили суд в отраву. Они возненавидели того, кто обличает грех, и гнушались тем, кто говорит правду (10). Они попирали бедного и брали от него подарки хлебом, в итоге они строили виноградники и шикарные дома из тесанного камня (11). Ничего вам не напоминает?! Очень похоже на сводку новостей в Украине. Чего только стоит дело правозащитницы Ноздровской. Племянник судьи сбил ее сестру насмерть, а дядя судья пытался оправдать преступника. В конце концов, того кто защищал правду, возненавидели и убили, попрали, как что-то не нужное. Как же после этого Господь относился к такой внешней религиозности? Взгляните на стихи 21-24: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. 22 Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. 23 Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. 24 Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!». Взыскать Господа – это не внешняя религиозность, это творить суд и правду. Взыскать Господа – это покаяние и изменение своей реальной жизни и поступков. Суд и правда – это справедливость и праведность. Своими силами мы не можем достичь их, как бы не старались. Наша праведность как запачканная одежда. Справедливость и праведность – это качества Бога. Поэтому когда мы живем перед таким Богом, пребываем в Нем и в Его слове, мы тоже можем обрести Его качества, мы можем обрести справедливость и праведность. На самом деле, Иисус Христос – наша настоящая праведность. Он умер за наши грехи на кресте и в Нем мы очищены и оправданы перед Богом. Взыскать Господа – это взыскать Иисуса Христа и принять Его как своего Господа и Спасителя. Если упал, то снова возвращаться к Нему. Он – Тот, кто поднимет, Он – Тот добрый самарянин, который не пройдет мимо, но поднимет, перевяжет и исцелит наши раны. Через Него в наши жизни течет сильный поток правды, который смывает и очищает все. Но кто отвергнет Иисуса, этот луч надежды, спасительный трос, того ждет большое горе.
3. Те, кому горе (5:18-20, 6:1-14)
Во-первых, горе желающим дня Господня (5:18-20). Стих 18 говорит: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет». В то время Израильтяне ожидали день Господень, как что-то светлое и хорошее. Они думали, что в этот день «згинуть наші вороженьки», а они при этом спокойно «запанують у своїй сторонці». Но это не так. День Господень станет для них большим разочарованием, подобно как бы если кто убежал от льва, и попался в лапы медведю, или если бы спрятался дома, а там его бы ужалила змея (19). День Господень для нераскаявшегося грешника станет по праву концом света. Он мрак, а не свет, он тьма, и нет в нем сияния (20). Это мрак – вечной разлуки с Богом и гибели в аду.
Во-вторых, горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую (6:1-14). Глава 6 стих 1 говорит: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!». В то время израильские лидеры считали день бедствия далеким и приближали торжество насилия (3). Они лежали на ложах из слоновой кости, нежились на своих постелях и пели песни под звуки гуслей (4). Они очень гордились своими музыкальными талантами и думали, что владеют музыкальным орудием, как Давид (5). На самом деле, Давид не был виртуоз, он просто знал и сердечно любил Господа. Но им было не до этого. Их интересовала пышность и блеск. Они пили из дорогих чаш вино, мазались наилучшими мастями и восхищались ничтожными вещами и думали, что они также круты, как царь Давид или Соломон. В своей гордости они говорили: “не своею ли силою мы приобрели себе могущество?” (13). Но Господь не потерпит их гордости и высокомерия. «За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. 8 Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его» (7,8). В чем причина такой пустой гордости и беспечности израильтян? Проблема в том, что они надеялись на гору Самарийскую. На ту самую гору, про которую говорит Самарянка в 4й главе От Иоанна. «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4:20). Израильтяне думали, раз мы поклоняемся в правильном месте, то с нами ничего не будет. Раз мы избранный Божий народ, то Бог всегда будет с нами и будет благоволить к нам. Опасность думать так есть и у современных христиан. Вот я хожу в правильную церковь, со мной ничего не будет, вот я принял правильное крещение, совершаю правильные обряды, вот я уже принял Иисуса Христа раз, значит со мной больше ничего плохого не случиться. Однако это ничего не гарантирует и совсем не означает, что Бог не будет судить. На самом деле, как и Самарянка, все люди ищут истинного поклонения, но из-за обмана сатаны люди служат идолам вместо Бога, вещам и месту вместо Творца. Поэтому Иисус сказал Самарянке: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:21,23). Истинное поклонение – это поклонение Отцу во Святом Духе и в истине Евангелия. Иисус Христос – это Божья истина и живая вода для жаждущих душ. Иисус – это центр нашего служения и поклонения Богу. В последнее время стоят много больших и красивых церквей, ставят профессиональный свет и музыку, нанимают музыкантов, который поют не хуже чем Давид, но если за всем этим нет истины Евангелия, тогда эта церковь станет пустышкой и быстрой добычей сатаны. Сегодня мы входим в старый новый год, в этом году нам предстоит много испытаний, например, передача лидерства местным пастырям. Пусть в новом году Господь сохранит нас и нашу церковь от формализма, чтобы мы не потеряли Евангельскую истину, и чтобы сильный поток Божьей правды тек в нас и через нас этому миру, освящая и очищая нашу страну.
Я благодарю Господа за это слово. Оно очень тронуло и обличало мое сердце. В последнее время я сам попал в лень и формализм. Взыскать Господа – я понимал, как прочитать пару книг Библии по плану, прочитал – молодец, взыскал Господа. Но я не только не читал толком Библию, я не изменялся в реальной жизни. Я думал, я уже поверил в Иисуса, Бог спас меня, значит, могу расслабиться, со мной ничего не случится. Я оправдывал свою духовную лень занятостью на работе. Я чувствовал, что еще чуть-чуть и доработаюсь до очередного стресса. Но благодарю Господа за призыв – взыщите Господа и будете живы. Через него я покаялся, что искал своей выгоды, и поклонялся себе, а не Богу. Через это слово молюсь каждый день искать Господа через ДХ, Его слово и молитву. Хотя моя компания переезжает новый БЦ «Астарта», но я молюсь хранить свое сердце от идолов, служить и поклоняться одному Богу в духе и истине. Я молюсь, чтобы в моей жизни правда текла, как сильный поток, и делала мою жизнь благословением для окружающих.
(п. Самурай)