“Встань, Петр, заколи и ешь!”
ВСТАНЬ, ПЕТР, ЗАКОЛИ И ЕШЬ
Ключевой стих 10:13
“И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь”
После обращения Савла, церкви по всей Иудеи, Галилеи и Самарии были в покое, и умножались при утешении Святого Духа.(9:31) Но до того времени Апостолы и христиане проповедовали Евангелие лишь иудеям, либо же грекам, которые были обрезаны и обращались в иудаизм. Однако, Бог есть Бог не только для евреев, но для всех народов. Всемогущий Бог вознес воскресшего из мертвых Иисуса Христа Господом не только для иудеев, но и для всех язычников.
В сегодняшнем отрывке явно говорится о том, как Святой Дух помог встретиться Апостолу Петру и Корнилию, и о том, как Евангелие Иисуса достигло сердец язычников. Пусть Святой Дух сейчас откроет наши духовные глаза и расширит наши сердца, чтобы мы приняли сердце Бога, желающего спасти все народы, и чтобы мы стали повинующимися Божьему повелению мировой миссии. Аминь.
I. Видение Петра и Корнилия (10:1-23а)
Взгляните на стих 1. “В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским.” Кесария была расположена на берегу моря, около 80 км северо-западнее Иерусалима. Этот город был местопребыванием римского губернатора и главной военной штаб-квартирой в провинции. Корнилий был римским офицером с сотней солдат итальянцев под своим командованием. В то время мир был под властью Рима. С человеческой точки зрения, Корнилий был счастливчиком, человеком, которому подвернулась удача. Казалось бы, он не нуждался ни в чьей помощи, и ему не нужно было искать Бога. Он мог бы сам распоряжаться своей судьбой как хотел. Но к нашему удивлению, Корнилий сердечно искал Бога, пока он не узнал от иудеев о Всемогущем Боге-Творце.
2-й стих гласит так о Корнилии: “(он) благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.” В то время обычно римские сотники были жестокими. Часто они искали только мимолетные удовольствия, чтобы позабыть о суровой реальности своей жизни. Также они поклонялись римскому императору и разным богам и богиням. Однако, Корнилий веровал в Живого Бога, и боялся Его. Расцвет Римской империи, статус, честь и помпезность римского офицера не могли удовлетворить душу Корнилия. Его душа жаждала Божьей святости, алкала истинны и благодати от Бога. Корнилий жил благочестиво, стараясь не грешить перед Богом. К тому же, он творил милостыни народу, заботясь о бедных и больных. Вероятно получая зарплату, он добровольно тратил на это половину от всей суммы. Он делал это не для показа, а из-за искренней любви к ближним. Поэтому, как написано в 22-м стихе, даже иудеи, ненавидевшие римских солдат, одобряли Корнилия. Более того, он регулярно молился Богу и любил это общение. Однажды, увидев Корнилия, Бог очень захотел благословить его и подарить ему Евангелие Иисуса Христа.
Давайте прочитаем стихи 3-6. “Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом; Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.” Хотя Корнилий в тайне молился и творил милостыню, но Бог знал о нем все. Хотя другие римские сотники могли упрекать Корнилия, но Бог удостоил его награды. Господь Бог не является бессильным или дремлющим, как мертвые римские боги. Господь Бог, давший Корнилию видение, является Всемогущим, верным Вседержителем, управляющим всей историей через молящихся слуг.
В Евангелие от Матфея 7:7,8 стихах Иисус говорит: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.” Бог всегда жив, Он слышит и видит, Он знает все обо всех. Когда мы твердо верим в живого Бога и уповаем на Него в молитвах, не смотря ни на что, мы можем не отчаиваться, а служить делу Бога по Его видению.
Взгляните на стихи 7,8. Увидев Божье видение, Корнилий призвал двух слуг и одного благочестивого воина и послал их в Иоппию. На следующий день в полдень, когда люди Корнилия уже приближались к городу, Петр взошел помолиться на крышу дома. И как обычно, он был очень голоден и хотел что-нибудь съесть. Пока в доме готовили вкусную еду, Петр впал в исступление и увидел видение от Бога. Взгляните на стихи 11,12. “И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.”
Увидев это свернутое полотно, наверное Петр подумал: “Какая Благодать! Бог хочет дать мне такому голодному парную баранину, пельмени с грибами, блины и салат.” Но на самом деле оказалось, что в этом полотне были всякие нечистые четвероногие, рептилии и птицы. Петр увидел такую картину, что свиньи громко хрюкали, собаки лаяли, а зайцы прыгали. Верблюды, скорпионы, мыши, кроты, ящерицы, вороны, орлы, страусы, совы и другая нечесть предстала пред взором Петра, так, что у него и вовсе пропал аппетит, даже из-за всего этого его тошнило. В этот момент был голос к Петру.
Давайте вместе прочтем стих 13. “И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.” В этой короткой фразе: “Встань, заколи и ешь,” — был заложен Божий план спасения мира, который Бог хотел открыть Петру. Но как Петр отреагировал на это? Взгляните на стих 14. “Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.” Петр сразу же отказался от повеления Бога, потому что он никогда не ел такого скверного или нечистого. После вознесения Иисуса, Петр, став главным лидером Церкви, помог 3000 агнцев покаяться и уверовать в Евангелие. Но это событие показывает, что Петр вел типичный образ жизни иудея. Петр вырос в обществе, в котором соблюдались жестокие правила относительно пищи.
Согласно 11-й главе книги Левит, иудеи могли кушать только животных, которые жуют травяную жвачку или тех, у которых не раздвоенные копыта. Если кто-либо дотрогался хотя бы до трупа нечистого, становился сам нечист и должен был омыть свою одежду до вечера. (Левит.11:2-47) Эти правила строго соблюдались среди иудеев на протяжении более 1000 лет и стали традициями. На основе этих привил, иудеи презирали язычников, которые кушали грубое или редкое мясо любого рода. Иудеи также думали, что Божье благословение не распространялось на язычников, и, что Слово Божье не имело к ним никакого отношения. Поэтому, Петр, будучи воспитан в рамках суровых традиций, не мог принять повеление Бога: “Заколи и ешь”. Однако, для того, чтобы проповедать Евангелие Иисуса, Петру нужно было отучиться от привычек и традиций иудеев.
Что же Бог сделал с этим человеком, у которого был такой слабый желудок? Взгляните на стихи 15,16. “Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды — и сосуд опять поднялся на небо.” В этих стихах, животные, насекомые и птицы всякого рода символизируют различных людей, населяющих Землю. Бог исполнил весь Свой закон через Иисуса Христа. (Матф.5:17) Пролив Свою святую кровь на кресте, Иисус сказал: “совершилось.” Благодаря искупительной силе крови Иисуса Христа, всем людям открылась дверь спасения. Всякий верующий в Иисуса, будь то иудей, или язычник становятся чистыми через свою личную веру. Поэтому никто не может считать нечистым то, что очистил Бог.
Давайте еще раз, все вместе, прочтем стих 13. “И был глас к нему: Встань, Петр, заколи и ешь.”
Во-первых, “заколи и ешь” означает, что мы должны принимать то, что очистил Бог. То, что оскверняет человека и делает его грязным и нечистым – грех. Обычно люди стараются показать себя чистыми, красивыми и духовыми. Но если внутри сердца нет прощения грехов, то люди так и остаются грязными скверным рабами греха. Однажды Иисус сказал народу так: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека: но то, что выходит из уст, оскверняет человека.”(Матф.15:11) К примеру, был один прокаженный. Из-за проказы, поразившей все тело, этот человек выглядел как страшное чудовище. Но он, подойдя к Иисусу сказал: “Если хочешь, можешь меня очистить.” Удивительно, что у этого прокаженного была вера в то, что Иисус принимает нечистого без осуждения и очищает его, если Он хочет. Иисус сжалился над ним и прикоснувшись к нему, сказал: “Хочу, очистись”.
И тотчас тот стал здоров. Иисус не избегал нечистого грешника, а приняв его, желал очистить. Сердце Бога ко всем людям открывается в том, чтобы мы не избегали нечистых грешников, а научились принимать их, так, как принимает их Сам Бог. Именно Иисус пришел в этот мир для того, чтобы очистить всех грешников, дать им спасение и вечную жизнь. До обращения Апостол Павел не мог принять ни одного человека из-за своего эгоистичного и узкого сердца. Но узнав милость и любовь Иисуса к нему и ко всем язычникам, Павел мог служить разным агнцам: иудеям и язычникам, сильным и слабым, гордым и эгоистичным. В последствие он сказал так: “Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы большее приобресть; для иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для чуждых закона — как чуждый закона, — чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его.”(1-е Кор.9:19-23)
Во-вторых, “заколи и ешь” означает, что мы должны преодолеть свои формальные рамки, узкий кругозор и взгляд. У Петра было чувство собственного достоинства, так как он был из избранного Богом народа. Также у него была самоправедность от того, что он жил чище по сравнению с язычниками. Этот иудаизм ограничивал Петра и делал его узким, закрытым и эгоистичным человеком. Из-за иудаизма Бог не мог использовать Петра в деле мировой миссии. К тому же, иудаизм был противоположен воли Бога спасти все народы. Поэтому, Бог хотел изменить Петра в пастыря для многих язычников. Бог хотел, чтобы христиане превзошли ограниченность своей культуры и научились универсальности Божьей любви.
Во времена Ветхого Завета жил один пророк по имени Иона. Бог избрал его миссионером для того, чтобы спасти язычников Ниневитян. Но Иона не хотел спасать Ниневитян, потому что они были язычниками и враждебным народом. Но через спасение этого народа, Бог показал универсальность Своей любви ко всему человечеству. Чем больше мы преодолеваем свои узкие рамки и сложившиеся стереотипы, тем шире становятся наши сердца и расширяется наш взгляд на Божью историю спасения.
В-третьих, “заколи и ешь” означает, что мы должны проповедовать Евангелие по всему миру. Бог хочет спасти все народы. Бог сказал Аврааму: “И благословятся в тебе все племена земные.”(Быт.12:3б) Иисус также дал Своим ученикам повеление: “Идите во весь мир и проповедуйте Евангелие всей твари”(Мк.16:15) “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.”(Мат.28:19,20) “Вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.”(Деян.1:8б)
Согласно этим повелениям Иисуса Евангелие должно быть проповедано во всех народах, населяющих наш мир. Весь мир является паствой Иисуса Христа, а все люди — Его агнцами. Как широк наш мир и как много в нем агнцев! Более чем в 200 странах Божьи агнцы нуждаются в добрых пастырях и в верных учителях Библии. Во всем мире есть более 7000 крупных университетов, исключая маленькие ВУЗы. Повсюду агнцы ждут пастырей, которые могут донести до них Евангелие.
Бог так возлюбил нас и Украину, избрал и поручил нам Евангелие в этом поколение. Бог благословляет и духовно воспитывает нас и Украину не только для нас лично, но и для всех народов и всех стран мира. Бог, давший Корнилию и Петру видение, также дает нам видение и повеление мировой миссии. Как Украина может стать страной пастырей? Как мы можем распространить Евангелие по всей Украины? По всему Европу? И по всему миру? Нашими человеческими силами и опытом не возможно сделать этого.
Однако, мы верим в то, что Богу возможно все. Он говорит нам так: “Встань, заколи и ешь.” Когда мы услышим повеление Бога: “Встань, заколи и ешь,” — тогда мы сможем встать, преодолеть наши немощи, наше неверие, отчаяние и ограничения. Когда Божье повеление о мировой миссии пронзит наши сердца, тогда мы сможем проповедовать Евангелие, несмотря ни на какие обстоятельства и преграды. Если мы повинуемся Божьему слову до конца, то Сам Бог совершит Свои великие дела через нас. Тогда Божие видение мировой миссии и Его любовь ярко загорятся в нас, потому что Его вера и надежда на нас так велики. С этой Божьей верой и надеждой нам важно конкретно принять еще одного человека и служить ему любовью, молитвой и изучением Библии. Действительно Бог радуется тем, кто живет с верой, и активно благословляет тех, кто повинуется словам Иисуса Христа.
Бог есть Бог всех народов. Иисус — Господь всех людей, Он Спаситель и Судья. Бог хочет, чтобы все народы спаслись через веру в Иисуса Христа. Бог использовал жизнь веры Петра и Корнилия, когда они приняли Божье видение. Бог использовал их, чтобы построить мост между Иерусалимом и Римом для будущего распространения Евангелия по всему миру. Бог, спасший Корнилия, также и сейчас хочет спасти много агнцев, подобных ему. Бог хочет, чтобы мы стали людьми Божьего великого видения через молитву и веру. Представьте как Бог радуется, смотря на ведение мировой миссии и распространение Евангелия по всему миру. Бог, очистивший нас Евангелием Иисуса, может очистить любого агнца, до которого мы донесем Евангелие. Бог ищет тех, кто готов принять Божью любовь, сердце к погибающим агнцам. Поэтому Бог приказывает также и нас: “Встань, заколи и ешь.”
II. Проповедь Петра к Корнилию(17-48)
Взгляните на стих 17. Пока Петр недоумевал о смысле данного видения, люди, посланные Корнилием, наконец нашли дом Симона. Тогда Святой Дух сказал ему спуститься и встретить этих людей и пойти с ними без сомнения.
Взгляните на стих 24. Когда Петр прибыл и вошел в дом, Корнилий вышел встретить его и в благоговении пал к его ногам, а вместе с ним и родственники и близкие друзья. Но Петр понял Корнилия, говоря: “встань, я тоже человек.” (23б-26) В доме было большое собрание людей. Петр сказал им: “Вы знаете, что Иудеям возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменниками; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым”(28). Петр также сказал в стихе 34: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен.” Здесь Петр признает, что Бог есть Бог не только иудеев, но и Бог язычников. Этот великий поворот, подобный целой революции, произошел в сердце Петра.
В стихах 36-43 Петр говорит им об Иисусе Христе. В чем главное содержание проповеди Петра?
Первое, Петр говорит им об Благой вести примирении через Иисуса Христа, Который есть Господь всех.(36) Из-за грехопадения человек стал врагом Бога. Между людьми и народами также возникали непонимание, ненависть, ссоры и вражда. Но благодаря Евангелию Иисуса Христа мы можем примириться с Богом, а люди друг с другом. Евангелием Иисуса Петр и Корнилий могли стать близкими друзьями. Евангелие Иисуса дает нам мир с Богом и мир со всеми людьми и народами.
Второе, Иисус, будучи Помазанником Богом, освобождает всех, кто страдал под властью сатаны.(37б, 38) Наш Господь Иисус является Добрым Пастырем.
Третье, Иисус умер на кресте за грехи наши и Бог воскресил Его из мертвых в третий день.(39,40) Когда Иисус был распят на кресте, казалось, что с Его смертью сила греха и сатаны одержала над Ним победу. Но это было не так. “Бог воскресил Иисуса, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.”(2:24) Через Свою смерть Иисус разрушил силу греха и смерти. Через Свое Воскресение Он одержал для нас вечную победу. В Иисусе есть победа для всех, кто верит в Него.
Четвертое, Бог поставил Его Судьей живущих и мертвых. Взгляните на стих 42. Никто из людей не достоин того, чтобы быть поставленным судить других, потому что мы все как один являемся грешниками. Но Иисус достоин быть Судьей всех людей, потому что Своей Кровью Он искупил для Бога людей из всех колен, народов и племен.(Откр.5:9) Смерть не является концом жизни. После смерти каждому из нас нужно будет предстать перед нашим Судьей Иисусом Христом, чтобы получить по нашим делам.
Пятое, Иисус дарит прощение грехов. Давайте причитаем стих 43. “О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.” Никто не может быть счастливым пока он еще поражен грехом. Никто не может вступить в новые взаимоотношения с Богом без прощения грехов. И никто не может войти в Царство Бога кроме как через благодать Иисуса прощения грехов. Иисус, единственный, Кто дает благодать прощения грехов всем тем, кто приходит к Нему.
Какова была реакция на проповедь Петра? Взгляните на стихи 44-48. Святой Дух спустился на всех тех, которые всем сердцем слушали проповедь. Обрезанные верующие, пришедшие вместе с Петром, были обескуражены тем фактом, что дар Святого Духа распространился даже на язычников. Петр сказал им в стихе 47: “Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?” И все эти язычники были крещены водой, чтобы утвердить свою принадлежность к Божьему народу. Когда же в Иерусалиме некоторые иудеи критиковали Петра в том, что он вошел в дом язычника, и что он ел с ними, Петр рассказал им всю историю с самого начала до конца.(11:1-17) Он твердо сказал: “Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?” Послушав свидетельство Петра, иудейские христиане согласились принять язычников людьми такими как они сами, а также как братьев-христиан.