head
Університетська Біблійна Співдружність

“Великие дела Божьи”

Деяния 2:1-12

Ключевой стих 11б

"слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?"

Сегодня мы изучаем о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, а также как Святой Дух изменил первых учеников. Некоторые думают, что дела Святого Духа остались в прошлом. Но пророк Михей сказал: "О, называющийся домом Иакова! разве умалился Дух Господень?…" (Мих.2:7). Нет, Дух Святой и сегодня не стал меньше или слабее, и мы можем рассчитывать на Него сегодня. Давайте сегодня узнаем, что именно делает Святой Дух.

1. Характер Святого Духа (1-4).

Прочитаем стих 1: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе". День Пятидесятницы был одним из трех важнейших иудейских праздников. Согласно иудейскому преданию, именно в этот день Бог дал Израилю закон через Моисея. Именно в этот день произошло еще более великое событие – пришел в мир обещанный Иисусом Святой Дух. Закон Моисея хорошо показал, что такое грех и насколько страшны его последствия, но он не дал человеку силы не грешить. Закон Моисея только осуждал грех и выносил приговор грешнику. Итак, две тысячи лет люди страдали от вины и продолжали грешить. Но с приходом Святого Духа все изменилось, "потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим.8:2). Для нас важно Рождество, потому что в этот день Бог-Сын стал человеком, чтобы обитать с нами. Для нас важен день Пасхи, потому что в этот день мы получили искупление от греха и смерти и примирились с Богом-Отцрм. Не менее важен для нас и день Пятидесятницы, потому что в этот день Бог-Дух сошел с небес, чтобы обитать с каждым верующим.

Что делали в этот день ученики? Они были единодушно вместе. Они решили любить друг друга несмотря ни на что. Они ожидали. Хотя они были очень разными людьми, когда они вместе молились и изучали Библию, они смогли преодолеть все разногласия и быть единодушными. Мы тоже должны преодолеть все разногласия и единодушно молиться, чтобы Бог послал на нас обещанный Святой Дух.

Прочитаем стихи 2,3: "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них". Святой Дух не обязательно приходит с видимыми физическими эффектами, но духовное влияние всегда огромно. Эти стихи хорошо показывают нам характер прихода Святого Духа.

1) Внезапный шум с неба.

Дела Святого Духа невозможно спланировать. Он приходит внезапно. Иисус сказал: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит". Святой Дух имеет свой план. Он – хозяин истории спасения. Ни один человек или организация не могут управлять действиями Святого Духа. Наоборот, Он Сам поднимает людей и создает организации для исполнения Его воли. Он – Господь. Он приходит не с земли, от людей, а с неба, от Бога.

Дело Бога не всегда культурно и спокойно. Он работает с шумом. Это святой шум, который приводит людей в смущение, заставляет их оторваться от обычной суеты и посмотреть на небо. Этот мир слишком много шумит, рекламируя безбожный образ жизни. Все слушают шум мира и живут, словно Бога нет. Люди настолько заняты поиском выгоды и наслаждений, что даже забыли, что есть небо. Когда мы посещаем общежития, нам часто говорят: оставьте меня! Но мы не должны оставлять, мы должны шуметь. Нам нужен святой шум, который покажет всему миру, что есть Бог, что Бог пришел, что Он силён и что Он зовёт нас к другой жизни. Хватит бояться, что о нас не то подумают, давайте шуметь о Боге, чтобы все обращали на Него внимание.

2) Несущийся сильный ветер.

В Ветхом Завете Бог часто появляется в виде ветра. Например, Он сильным ветром разделил воды Чермного моря, чтобы Его народ мог пройти через него, как по суше. Также Бог отвечал Иову из бури.

В последнее время мы часто слышали вести об ураганах, которые разрушают целые города, поэтому мы можем представить, какую огромную силу имеет ветер. Сила Святого Духа достаточна для того, чтобы делать самое трудное дело в этом мире – открывать сердца грешников к покаянию. Где работает Святой Дух, там люди обязательно каются и оставляют грешный образ жизни. Когда сказано, что Он наполнил весь дом, где они находились, говорится в первую очередь не о помещении, а о людях. Господь хочет привести к раскаянию всех. Он хочет изменить всех. Он хочет наполнить всех нас Своею силой и мы должны готовиться к этому.

Ветер нужен в природе, чтобы приносить свежий воздух. Этот ветер был дыханием Бога, которое дает жизнь. Когда Бог создавал Адама, Он сделал его из праха, а затем вдунул в него Свое дыхание, и Адам стал душею живою. Дыхание Бога нужно нам, как воздух. Без дыхания Бога мы можем собираться, петь песни, еще что-то делать, но это все будет так, словно мы задыхаемся без свежего воздуха. Если верующие в церкви похожи на сонных куриц, значит там нету ветра Святого Духа. Такой полумёртвый верующий не может радоваться, не может славить Бога всем сердцем. Он может тихо сказать "аминь", словно теряя при этом последний воздух, а на слово "аллилуйя" у него не хватит дыхания. Но Божий ветер оживляет нас, сильный Божий ветер заставляет нас двигаться. Господь, подуй на нас сильным ветром, чтобы мы были живыми, чтобы наши глаза горели, чтобы лёгкие были наполнены чистым воздухом и мы громко славили Тебя!

В 37-й главе Иезекииля говорится о том, как Бог показал пророку целое поле, полное мёртвых иссохших костей. Бог спросил его: "Оживут ли кости сии?". Иезекииль хотел быть только наблюдателем, и ответил "Ты знаешь это, Господи". Но Бог не был доволен таким ответом. Он сказал ему: "говори этим костям слово Бога! повели, чтобы Дух вошел в них!". И когда Дух Божий вошел в сухие кости, они ожили и превратились в великую армию. Пусть Дух Святой совершит это с нашими университетами и поставит их великой армией Бога!

3) Огненные языки.

Огонь тоже часто встречается в Ветхом Завете как символ Бога.

Бог обратился к Моисею из куста, который ярко горел, но не сгорал. Там Бог призвал Моисея, чтобы он вывел Божий народ из египетского рабства.

Когда они вышли из Египта, Бог огненным столбом сопровождал их, давая им свет и тепло.

Когда Израильский народ стал поклоняться идолам и совершать грязные и злые ритуалы язычества, пророк Илия бросил вызов идолопоклонству. Бог показал Свое присутствие, когда послал с неба огонь, который пожрал жертву вместе с жертвенником.

В храме Божьем на жертвеннике постоянно горел огонь, на котором сжигали жертвы за грех.

Божий огонь сжигает всякий грех. Там, где горит Божий огонь, появляется жгучее желание раскаяться. Не надо делать вид, что у тебя всё нормально, и убегать от этого огня. Божий огонь очищает, но не уничтожает, он жжет, но не приносит вреда. Он переплавит и отделит все примеси, чтобы мы могли находиться в присутствии Бога.

То, что языки пламени почили на голове каждого верующего, означает, что Святой Дух просветил ум и сердце каждого. Иисус говорил: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…" (Ин.16:13). Он лично дает каждому верующему свет, чтобы видеть Божью истину и следовать за ней. Нам нельзя говорить: "пусть Святой Дух руководит моим пастырем, а я как-то и так обойдусь". Каждый должен лично принять Духа Святого.

Божий огонь воспламеняет и вдохновляет. Языки пламени говорили о том, что апостолы должны были гореть любовью, пылать рвением и самоотречением, о том, что они должны были не давать людям сухую информацию, а словами страстных призывов убеждать их прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь. Пусть наполнит Бог наши сердца и наши уста святым огнём.

Царство Бога приблизилось, но еще не настало. Пока мы сидим, дело стоит. Пусть Бог пошлет нам ветер и огонь Святого Духа. Он делает это, когда мы единодушны, когда мы все верим, ждём и молимся. Сейчас Бог уже сильно работает в нашей стране. Дух Святой уже пришел и начал действовать. Теперь мы не должны быть просто наблюдателями, мы должны наполниться Духом и принять активное участие в истории Бога.

2. Действие Святого Духа (5-12)

В то время в Иерусалиме было много людей из других стран, которые приехали посетить святой храм и принять участие в празднике Пятидесятницы. Это были как эмигрировавшие евреи, так и люди из других народов, принявшие иудейскую веру. В этом отрывке упоминаются почти полтора десятка стран. Когда сошел Святой Дух, все эти люди пришли в смятение. Когда сходит Святой Дух, об этом становится известно. В нашей стране принято верить, как говорится, "для себя". Это значит: немножко верить, но так, чтобы об этом никто не догадался или никто не подумал плохо. Это не вера, а суеверие. Человек, наполненный Святым духом, не поступает по обычаям этого мира, а живет по ведению Духа. Когда жизнь человека наполняется Божьим присутствием, окружающие начинают видеть это. Семья, друзья, одногрупники или сотрудники на работе приходят в смятение. Они уже не могут в твоем присутствии без зазрения совести поступать безбожно, рассказывать пошлые анекдоты или материться. Ап. Павел говорил, что мы – запах Иисуса Христа. Мы должны исполниться Святым Духом и влиять там, где находимся.

Когда Святой Дух сошел на учеников, они вдруг начали говорить разными языками. Ловя рыбу на Галилейском море, они даже не подозревали, что обладают такими способностями к лингвистике. Из отрывка следует, что это были именно понятные языки. Для чего это было нужно? Конечно же, чтобы все прибывшие хорошо поняли, о чем они говорят.

Когда Бог сотворил человека, был только один язык. Этот язык использовался, чтобы общаться и славить Бога. Но после того как люди согрешили, их язык тоже испортился. Появились злые слова, а обычные слова извратили свой смысл. Например, прекрасные слова "я тебя люблю" стали означать "я хочу от тебя что-то получить". Фраза "нормально пообщаться" стала означать "вместе выпить". Люди научились теми же устами славить Бога и проклинать ближнего. Уже тогда часто можно было услышать фразу: "Ты меня не понимаешь!". Мужья не понимали своих жен, жены – мужей, родители детей, а дети родителей. И если кто-то находил человека, который его понимает, то становился непомерно счастливым. Затем гордыня человека росла, и однажды они решили сделать себе имя и для этого построить Вавилонскую башню. Бог не дал совершиться их гордому замыслу, смешав их языки. С тех пор люди разделились на разные народы и языки, и совсем перестали понимать друг друга.

Понимать других – это больше не языковая проблема, а духовная. Когда человек слишком озабочен своими желаниями и своими проблемами, он не желает понимать других. Чтобы понимать других, надо отвергнуть себя, поэтому в обществе так много непонимания. Из-за непонимания люди перестают общаться и хранят плохие впечатления друг о друге.

Однако с приходом Святого Духа ситуация изменилась. Благодаря Святому Духу мы можем понимать других и быть понятными для других. Святой Дух убрал все баръеры. Благодаря Святому Духу, в церквях и в христианских семьях есть понимание. Учитель Библии, наполнившись Святым Духом, сможет понимать своих учеников, а те – учителя. Теперь мы составляем одно тело Иисуса Христа. Слава Святому Духу, принесшему нам понимание!

Самое главное же то, что Святой Дух дал ученикам дар иных языков, чтобы ясно донести весть о спасении всем народам. Поскольку Бог сделал Израиль Своим избранным народом, иудеи стали националистами. Они считали, что только иудеи – настоящие люди, а все язычники – это дрова для адского огня. Они даже не замечали, что Бог в Библии обещал собрать к Себе все народы. Поэтому Иисус сказал ученикам: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь". Также перед своим вознесением Иисус сказал ученикам: "Идите и научите все народы". Иисус Христос искупил грехи всех людей, и теперь язычники могут без преград приходить к Богу. Святой Дух сделал церковь не националистической, а международной. Поэтому говорят, что именно день Пятидесятницы является днем рождения всемирной христианской Церкви. Мы должны расширять свое сердце, чтобы принимать весь мир. Пусть Бог пошлет через нашу церковь 1000 миссионеров во все народы.

О чем говорили ученики? Прочитаем стих 11б: "…слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?". Обычно ученики любили говорить о том, кто из них больший. Но теперь их тема разговора изменилась. Когда Святой Дух наполняет нас, мы не можем не говорить о делах Божиих. Пророк Иеремия однажды решил больше не говорить о Боге, но словно огонь в его костях жег его, чтобы он снова говорил о Боге. Это был огонь Святого Духа. Когда мы говорим о политической ситуации в стране, то только расстраиваемся. Но когда мы говорим о славных делах Бога, это наполняет нас уверенностью, силой и радостью.

Самое важное дело Бога – искупление. Иисус сказал: "вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал". Иисус умер на кресте и искупил все наши грехи! "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их". Бог простил нас! В драгоценной крови Иисуса есть спасение. Это спасение – не абстрактное слово, а спасение от реальных грехов и проблем, которые делают жизнь человека адом сейчас и ведут его в настоящий ад в вечности. Даже самый ужасный грешник может прийти ко кресту Иисуса и получить прощение. "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". Слава Богу за это чудесное дело.

Второе великое дело Бога – возрождение. Иисус сказал в Ин.3, что нам нужно родиться от Духа. Именно Дух Святой рождает нас как детей Божьих, и мы теперь – новое творение. Кто во Христе – тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. Мы были грешниками, неспособными изменить свою жизнь, и жили по своим похотям. Мы даже не представляли себе, что можно жить как-то по-другому. Но Бог сделал нас новыми людьми, ищущими истину и любящими Бога. Это дело Святого Духа. Бог изменил наше сердце, наши стремления и ценности. Это уже видно и с каждым днем проявляется всё больше и больше. Слава Богу за это великое дело.

Каждый верующий призван быть свидетелем Иисуса Христа. Ап. Петр так говорит в своём 1-м послании: "Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". Бог послал нам Святого Духа не просто так, а чтобы мы были свидетелями Иисуса Христа. Где бы мы ни были, мы должны говорить о двух вещах – что Бог искупил нас крестом Иисуса и что Бог возрождает нас к новой жизни. Это самая ценная новость. Пусть Господь наполнит нас силой, чтобы доносить эту весть другим.

Готовя эту проповедь, я понял, что нуждаюсь в огне Святого Духа. Моя вера стала слишком культурной, нету в ней того небесного шума, который приводит других в смущение и дает им узнать о великих делах Божьих. На работе я больше делаю сотрудникам моральные замечания, чем говорю о делах Божьих. Господь, пошли Твой ветер и Твой огонь в мое сердце! Молюсь, чтобы наполниться Святым Духом и быть смелым и понятным свидетелем Иисуса Христа.

День Пятидесятницы был также праздником первых плодов. В этот день люди приносили Богу свои первые снопы. Только после этого жатва начиналась по-настоящему. Если в самом начале евангельской жатвы были такие великие проявления Святого Духа, мы сейчас должны ожидать еще большего. Мы должны ожидать настоящей жатвы и множества плодов. Готовя конференцию, давайте в первую очередь готовить свое сердце чистым сосудом и стараться быть единодушными в молитве, чтобы Святой Дух наполнил нас Своей силой и огнём, чтобы призывать к спасению в Иисусе. Пусть через нас Бог не только поставит 12 учеников в регионе КПИ и 12 в регионе ун-та Шевченка, но пусть через нас все узнают о великих делах Божьих.