head
Університетська Біблійна Співдружність

“Павлова надежда на воскресение”

ПАВЛОВА ВЕРА В ВОСКРЕСЕНИЕ

Деяния 24:1-27

Ключевые стихи 15,16

“имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми”

На прошлой неделе мы изучали о том, как Павел, будучи задержан римскими властями, свидетельствовал о своей вере перед синедрионом. Господь дал мудрость Своему слуге, и защитил Своего слугу от всех преследователей. Ночью тысяченачальник тайно отправил Павла в Кесарию под охраной большого отряда солдат. Там его делом должен был заняться правитель Феликс.

Мы видим, что Бог, однажды пообещав, что Павел будет свидетельствовать перед властями в Риме, верно проводил его по этой дороге и защищал от всяческих нападок. Мы видим Павла – верного свидетеля Иисуса Христа и Евангелия, который не взирал на трудности и опасности жизни проповедника, но всегда вовремя и не вовремя превозносил имя Господа Иисуса. Порой нам бывает трудно свидетельствовать об Иисусе даже перед простыми студентами, перед знакомыми и сотрудниками, но Павел стоял перед правителями и религиозными лидерами и смело говорил об Иисусе. Через этот отрывок, давайте посмотрим, откуда он черпал силы и мужество для свидетельства перед славными мира сего. Какая надежда вела его? Какая уверенность направляла его?

I. ЛОЖНЫЕ ОБВИНЕНИЯ (1-9)

Стих 1 говорит: «Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла». В Кесарии у Павла было немного времени, чтобы отдохнуть от своих преследователей. Но не прошло и пяти дней, как его снова настигли. В этот раз враги Евангелия основательно подготовились. Пришли первосвященник Анания, старейшины, а с ними и местный ритор, Тертулл. Тертулл был профессиональным обвинителем. Он прекрасно знал римское право, знал характер правителя Феликса и умел красиво говорить.

Давайте посмотрим, в чем иудеи обвинили Павла перед Феликсом. Прочитаем вместе стихи 4-6: «Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением. Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси, который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону». Обвинение, выдвинутое Тертуллом содержало в себе 4 основных пункта:

1. Язва общества. Язва, по гречески лоймос (переводится как болячка, мор, зараза, чума) – это болезнь, которая быстро распространяется, которую не возможно контролировать, которая приносит много проблем и неудобств. С точки зрения иудеев, Павел и учение, которое он проповедовал были такой вот язвой. Иудеи видели, как трудится Павел и как во всем мире распространяется Христианство, но ничего не могли сделать с этим. Достигая все новых и новых городов и пределов, Евангелие действительно разрушало старый, привычный, темный устрой, творя новый мир людей освобожденных Кровью Христа.

2. Возбудитель мятежа. Это было достаточно серьезное обвинение, тем более в глазах римского правительства. Римляне были довольно терпеливы. Они терпели всех богов и религии всех народов, которые они покорили. Они были терпеливы к разным учениям и идеям, но они не терпели бунтарского духа. Иудея всегда была горячей точкой, местом постоянных беспорядков в Римской империи, и такое обвинение могло иметь серьезные последствия для Павла.

3. Представитель назорейской ереси. Первосвященник и старейшины называли христианство ересью, потому что ненавидели Иисуса Христа. Они хотели закрыть Павлу рот, чтобы он больше не говорил об Иисусе. Но Павел снова и снова превозносил своего Господа.

4. Осквернитель храма. Это была явная ложь, потому что Павла нашли в храме, исполняющим действия, предписанные законом и иудейской традицией. Однако же и это должно было очернить его в глазах Феликса.

Если посмотреть на историю христианства, то можем увидеть, что во все времена, людей, которые приносили Евангелие, обвиняли в том, что они приводят к беспорядкам, нарушают привычное течение жизни и вообще производят слишком много шума. Сам Господь сравнил Евангелие с молодым вином, которое разрывает всякие ветхие мехи. В Евангелии есть сила изменить, очистить, сотворить новое. Оно делает явным всякий грех и неправду. Поэтому, злые люди ненавидят свет Евангелия и его слуг. «… свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан.3:19,20).

Как один человек мог создать столько проблем иудеям? Здесь мы видим усердие, верность и силу с которыми Павел служил Евангелию. Что бы он ни делал, он делал для славы Бога. Он был готов рисковать всем, даже жизнью своей, лишь бы только исполнить миссию, которую дал ему Господь. И Господь обильно благословил его труд великим плодом.

Бог призвал нас быть Его представителями в этом поколении. Это миссия будильника. Пока мы молчим и ничего не делаем, миру и дьяволу нет до нас никакого дела. Так, если бы Павел не служил всем своим сердцем Богу, если бы не провозглашал Евангелие всем людям. То мог бы спокойно жить и не знать проблем. Не нужно было бы скитаться по всему миру, терпеть гонения и насмешки. Сейчас не нужно было бы стоять на этом суде. Да и иудеи не стали бы гоняться за ним по всему миру, сидели бы себе в своем Иерусалиме и занимались своими темными делами. Но Павел избрал другое. Он избрал страдать за Иисуса Христа и возвещать Его имя всем людям, по всей земле. Тогда на него восстал весь мир. Если мы будем служить Господу, как Павел. Если будем будить этот мир вестью Евангелия, тогда этот мир восстанет и на нас. Но это нормально. Так в нас прославится Христос, так мы увидим силу Божию действующую в наших жизнях. Так мы глубже узнаем Его любовь и благодать и принесем прекрасный плод Господу в этом поколении. Аминь!

Но откуда нам взять силы и мужество для того чтобы так смело свидетельствовать об Иисусе Христе? Откуда их брал Павел? Мы видим ответ на этот вопрос в кратком исповедании веры, которое сделал Павел, защищаясь на этом суде. Итак, во что же верил Павел?

II. ВЕРА ПАВЛА (10-27)

В стихах с 10 по 21 мы видим, как Павел защищался на этом суде. Он с легкостью отбросил все политические обвинения, которые выдвинули против него иудеи. Он не пробыл в Иерусалиме и недели, и никто нигде не видел Павла спорящим или призывающим народ к мятежу. Эти обвинения были явной ложью, и иудеи не смогли бы доказать свои слова. Также ложью было и обвинение в осквернении Храма. Наоборот, он пришел в храм, чтобы исполнить обряд очищения. Его нашли очистившимся и не с народом и не с шумом. Так что это обвинение также было несостоятельным. Оставался еще один пункт, на который нужно было дать ответ. Это пункт о принадлежности к христианству. И отвечая на этот пункт обвинения Павел нашел возможность свидетельствовать о своей вере и об Иисусе Христе.

Давайте вместе прочитаем стихи 14-16: «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми».

Итак, во что же верил Павел?

1. Павел служил Богу по учению Иисуса Христа. Это учение иудеи называли ересью. Если бы Павел отрекся Христа, то избег бы дальнейших преследований и проблем. Но мог ли он отречься Того, Кто ценой Своей Крови спас его, призвал из тьмы, в чудный свой свет, простил и дал жизнь вечную. Конечно же нет. Он мог поступиться многим, но только не этим. Он не мог отречься Христа и Его слов.

Если мы сравним Евангелие и любую религию, в том числе и иудаизм, то найдем один факт. Только в Христианстве спасение связано не с какими-то делами, а с личностью, с именем Иисуса Христа. Это Его смерть и воскресение принесли нам спасение, исцеление, освобождение, прощение и жизнь вечную. Закон, которому следовали иудеи мог существовать и без Моисея. Буддизм возможен без Будды, а мусульманство без Мухамеда. Даже если убрать основателя, то остается набор правил, исполняя которые человек религиозный надеется обрести спасение. Однако, если из христианства забрать имя Иисуса, и все, что связано с Ним, то в нем не останется ничего, только несколько предписаний морали.

Мы можем свободно общаться с иудеями и мусульманами но только до тех пор, пока речь не заходит об Иисусе. Например, могу рассказать об одном миссионере. Он долгое время служил в Ливане, и снимал комнату у одного мусульманина. Однажды получил от этого мусульманина такое признание. Тот сказал: «я давно наблюдаю за тобой. Твои дела прекрасны. Ты исполняешь все нормы Корана: регулярно молишься и помогаешь нуждающимся. Ты мог бы быть прекрасным мусульманином, тебе только не достает исповедания: нет бога кроме Аллаха, и Мухамед – пророк его. На что этот миссионер ответил, мое исповедание таково: нет Бога кроме Аллаха и Иисус – Сын Его!»

Имя Иисуса – это основа нашей жизни, веры и спасения. Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Этот мир и сатана не против, когда мы делаем хорошие дела, когда мы говорим о морали и хороших отношениях. Но они не переносят имени Иисуса Христа. Их война – против имени Иисуса. И наше дело – превозносить имя Иисуса выше всякого, хвалить Его и поклоняться Ему.

Люди ставят в центр своей жизни себя и свои желания, семью, работу, успех. Но все это – не та основа на которой мы можем устоять. Даже мечта о пробуждении и миссия не могут занять центральное место в наших жизнях. Это место принадлежит только Иисусу. Только в Иисусе, только в Его имени мы находим мир с Богом и жизнь вечную. Его имя – это самое ценное, что есть в нашей жизни. Давайте же всегда, каждый день своей жизни, прославим имя нашего Господа и Спасителя – Иисуса Христа.

2. Павел ожидал воскресения мертвых. Давайте еще раз прочитаем стих 15: «имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают».

Каждое воскресенье, в начале богослужения мы читаем апостольский символ веры. А заканчиваем его словами: «Верую… в воскресение тела и вечную жизнь. Аминь». Надежда, ожидание воскресения мертвых – это суть христианской веры и жизни христианина. Что значит быть христианином? – это значит иметь привилегию жить с Иисусом и однажды увидеть Его, как Он есть, во всей Его красоте и величии (1Иоан.3:2). Всю свою жизнь мы стремимся к Нему, к познанию Его, нашего Царя и Господа, и однажды встретимся с Ним. «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1Фесс.4:16-18).

Наша жизнь – это путь. Путь от рождения к вечности. Я понял это однажды, когда изучал о жизни патриарха Иакова. Тот, в разговоре с фараоном сравнил свою жизнь со странствием. Я осознал тогда, что действительно моя жизнь – это путь. Тогда, что есть в конце этого пути? И тогда я увидел, что там, яркой, прекрасной звездой сияет Господь Иисус и Его Царство. Эта звезда манит и притягивает меня, и я уже не хочу задерживаться, не хочу смотреть в сторону, не хочу сворачивать. Только бы всегда видеть Его, знать Его, быть с Ним. Он – прекрасный Господь, Царь царей, любящий Бог и Спаситель, проливший Свою Кровь за нас. Он приготовил для нас Свои небесные обители и хочет быть с нами вечно, слава и хвала Ему!

Но кто-то скажет: «все это относится к будущему… А какое действие имеет вера в воскресение в нашей жизни сейчас?» Это хороший вопрос. Я вчера имел благодать размышлять о надежде на воскресение мертвых и вечной жизни. А еще, слушал и учился тому, как вера в воскресение действует в жизни наших братьев и сестер. Было несколько ярких моментов, расскажу один: сейчас в доме, где живут п. Дима и Ханна Салюк нет ни света ни воды ни тепла. Кто-то из братьев в связи с этим, спросил у п. Димы, где и как они сейчас живут. Тот ответил: «живем в церкви, а ночуем у Нины Степановны. Но мы радуемся, потому что наше жительство – на небесах».

Казалось бы, какое отношение имеет будущее жительство на небесах к сегодняшней проблеме холода? Но имеет, и при чем самое непосредственное. Например, апостол Петр, утешал ранних христиан, страдавших от различных гонений надеждой Небесного Царства. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1Пет.1:3,4). Имея надежду воскресения, мы ничего не боимся, потому что знаем, что все, что принадлежит этому миру – тленно, мы не можем потерять что-либо по-настоящему ценное, а наше настоящее наследство – в безопасности, на небесах.

Если же мы забываем об этой надежде, если теряем из вида Иисуса Христа и Его Царство, тогда неизменно привязываемся сердцем к вещам этого мира. Вместе с этим приходят страхи и переживания, ведь все, что принадлежит этому миру – тленно и однажды исчезнет. Такой христианин теряет силу, и не может свидетельствовать об Иисусе. Это жалкая жизнь.

Иметь веру в воскресение не легко. Многие верующие верят в то, что Иисус умер и на кресте простил наши грехи, но на самом деле не верят в то, что Он воскрес. И в самом деле, воскресение – это что-то выходящее за рамки нашего опыта и понимания. Как это возможно? Когда Павел говорил о воскресении римскому патрицию, Порцию Фесту, тот сказал: «безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Сатана пытается забрать у нас веру в воскресение, представляя ее как нечто неразумное или далекое от сегодняшней жизни. Но воскресение – это сила, которой мы побеждаем всякий страх и неуверенность. Это сила, которая действует здесь и сейчас. Верою в воскресение мы можем каждый день умирать, зная, что снова воскреснем для славной жизни с Иисусом.

Я молюсь, чтобы Господь помог нам жить надеждой воскресения, чтобы снова и снова в силе и без страха мы могли провозглашать совершенства нашего Господа Иисуса Христа всем людям на земле.

3. Павел старался иметь непорочную совесть. Давайте вместе прочитаем стих 16 еще раз: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми».

Павел говорит о верности Иисусу Христу, о законе и пророках, о Боге, Который воскресит мертвых, и праведных и неправедных, и всех поставит пред лицом Своим. Он верил в это, и следствием этой веры, была его нелицемерная жизнь. Он знал, что есть Бог, Он все видит и верно судит и старался поступать одинаково честно и перед Богом, и перед людьми. Поэтому всегда через Его жизнь прославлялся Иисус Христос.

Стараться иметь непорочную совесть перед Богом и людьми – это значит жить с верой, что Бог сейчас пребывает со мной, видит меня и проводит мою жизнь. Например, так жил царь Давид. Когда он прятался в пещере и ему представилась возможность убить Саула, он сказал: «да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень… Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе» (1Цар.24:7,13). Давид верил, что есть Бог, и сейчас Бог видит его. Поэтому не позволил ни себе, ни своим людям сделать зло перед Господом.

Павел говорил: я ожидаю воскресения, поэтому стараюсь иметь непорочную совесть. Стремление иметь непорочную совесть и вера в воскресение очень связанны. Если мы не ожидаем воскресения мертвых, если не ожидаем встречи с нашим Господом, святым и прекрасным, тогда на самом деле у нас нет причин для того чтобы хранить свою совесть непорочной перед Богом и людьми.

Называться христианином – значит представлять Христа в этом мире. Ведь христианин – это тот, кто во Христе. Мы в Нем и Он – в нас, всегда каждый день и каждый час. И если мы ведем себя недостойно, то только порочим имя нашего Господа, и даем неверующим повод злословить Его. Я однажды понял это, когда закончил первый год учебы в аспирантуре. Я всем в институте рассказал о том, какой я классный верующий. Но в первый год, ничего не делал по науке, только раз в месяц приезжал чтобы получить стипендию. В конце года меня ожидал серьезный разговор с руководителем. И последней каплей для меня стали ее слова: «Саша, ну как же вы так могли, вы же христианин». Я понял, что весь год вел себя недостойно, как вор, и не только не прославлял имя Иисуса, но наоборот давал повод язычникам хулить имя Господа. О, как же я раскаялся. Тогда же я пошел и извинился перед всеми за свое недостойное поведение, и начал активно трудиться, чтобы прославить имя Иисуса. По милости Своей, Господь дал мне мудрость, и к концу аспирантуры я стал единственным специалистом в отделе, умеющим работать с новым оборудованием в своей тематике, если кому-то что-то нужно в этой отрасли, то все приходят ко мне. Когда я решил поднимать имя Иисуса, тогда Господь поднял и мое имя. Слава живому Богу перед Которым мы ходим.

Стараться иметь непорочную совесть перед Богом и перед людьми, значит – не зависимо от того, видит кто-то или нет, помнить, что Господь видит и сделать все самым лучшим образом, как для Господа. Он призвал нас быть Его представителями в этом мире, чтобы через нас благословить всех людей. Зная это, нам всегда нужно постараться жить так, чтобы люди вокруг нас испытали Божье благословение и любовь в своей жизни и прославили нашего Небесного Отца.

И Феликс и обвинители знали, что им на самом деле нечего выдвинуть против Павла. Он жил перед Богом и был чист от всего. Однако же Феликс не освободил его, а оставил в узах, чтобы угодить иудеям. Впрочем и в этих узах Павел не был особо стеснен. Феликс надеялся получить от Павла взятку, но Павел всякий раз рассказывал ему об Иисусе Христе и о том, что нужно жить чисто и судить справедливо, потому что грядет день Господнего Суда. Феликс не мало пугался этих слов, однако же так и не смог раскаяться. Через два года место Феликса занял другой римский правитель. А Павел еще некоторое время пробыл в Кесарии перед тем, как продолжить свой путь в Рим.

Порой нам не легко хранить свою веру и свидетельствовать о Господе Иисусе этому поколению. Порой, как и Павел, мы встречаемся с несправедливыми обвинениями, непониманием и гонениями со стороны этого мира. Как нам восстановиться, как нам обрести силу и мужество, чтобы снова и снова возвещать этому миру о Господе Иисусе? Как в таких обстоятельствах победить страхи и неуверенность? Нам всегда нужно помнить, что есть Бог, и есть Его Царство, приготовленное для нас. Хранить ценность Иисуса Христа, взирать на Него и всем сердцем ожидать встречи с Ним. Взирать на небесное наследие и с силой и без страха, превозносить Его имя перед всеми людьми. Действуя так, свидетельствуя об Иисусе силой воскресения, мы можем преодолеть все. Я молюсь, чтобы каждый из нас твердо стоял в надежде воскресения, чтобы Бог использовал нас в качестве будильников этого поколения, чтобы через нас разбудить и изменить Евангелием нашу страну и весь мир.

1