“Благомысленные верийцы”
БЛАГОМЫСЛЕННЫЕ ВЕРИЙЦЫ
Ключевые стихи 17:11
«Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.».
Сегодняшний отрывок продолжает рассказ о втором миссионерском путешествии Павла. Павел побывал в разных городах: в Фесcалонике, Верии, Афинах и Коринфе. Каждый из четырех городов был не похож на другие, объединяло их лишь одно — перед жителями всех этих городов стояло множество препятствий, мешавших им принять Евангелие. Но несмотря ни на что, Павел начинает проповедовать в этих городах и иудеям, и грекам, он провозглашает Иисуса Христом. Давайте научимся о том, как проповедовал Апостолы в разных городах и чем является главное содержание его проповеди и в чем секрет силы для проповедования.
Часть 1. Проповедь Евангелия в Фессалонике (1-9)
Куда пришли апостолы после проповеди в Филиппах? Взгляните на стих 1. “Прошедши чрез Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была иудейская синагога.” Путь от Филипп до Фессалоники составлял около 160 км. Группа миссионеров с трудом добралась до Фессалоники — столицы и крупнейшего города Македонии, население которого было около двухсот тысяч человек. Фессалоника, будучи столицей римской провинции Македонии, являлась самым крупным и процветающим городом.
С чего же Павел начал там свое миссионерское служение? Куда они, по своему обыкновению, пошли, чтобы учить народ Писанию? Прочтем стихи 2,3. “Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.” Здесь под фразой “по своему обыкновению” подразумевается, что для Павла уже стало традицией начинать проповедовать Евангелие в синагоге евреям; потом, когда евреи противились благой вести, он обращался к язычникам. Каким было главное содержание Библейского учения ап. Павла? В Фесалонике Павел проповедовал об Иисусе, приводя много цитат из Священного Писания, с которым иудеи были знакомы. Павел цитировал все отрывки из Ветхого Завета с пророчествами о том, что Христос, то есть, Мессия, должен пострадать и воскреснуть из мертвых. Тот факт, что Христос должен пострадать, был той стороной мессианских пророчеств, которую евреи или не хотели знать, или просто игнорировали. Они замечали только те стихи, в которых Мессия изображался в славе, подобно царю Давиду. Они видели в Нем политика, который смог бы наконец восстановить славное Израильское царство. Но Библия свидетельствует о том, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых (Ис.53, Мф.12:40, Лк.24:26,27).
Не зная этого, люди ждали другого Мессию. Но Павел провозглашает: «Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам». Павел утверждает, что именно Сын Божий Иисус есть Тот Христос, Которого должно ждать все человечество, ибо Иисус пострадал за грехи наши и воскрес из мертвых по Писанию. Почему апостол Павел всегда обращал особое внимание на смерть и воскресение Иисуса? Это потому что свидетельство Павла о Христе Иисусе действительно истинно. Оно является самой важной новостью для всего человечества и для всех поколений. Иисус, будучи Сыном Божиим, пришел в мир, чтобы спасти грешников. Каждый человек, будучи лишен славы Божьей из-за грехов, должен понести наказание за свой грех, его ждет смерть. Из-за грехов мы вынуждены были бесцельно блуждать во мраке, наши запачканные грехом души так нуждались в спасении и очищении! Бог до такой степени возлюбил нас, что Сына Своего Иисуса принес в жертву ради нашего спасения. Как написано в книге пророка Исаии, страдающим под бременем греха Бог говорит: «Тогда придите, и рассудим (говорит Господь). Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:18). Для того, чтобы убелить наши багряные и пурпурные грехи, как снег и волну, Иисус пролил Свою драгоценную кровь и был осужден на кресте. Затем Господь Бог воскресил Иисуса из мертвых и вознес и поставил Его Господом господствующих, Царем царей и дал Ему имя превыше всякого имени, так что перед Именем Иисуса преклонится всякое колено, на небесах, на земле и под землей, и каждый язык исповедует, что Иисус есть Христос Господь (Фил.2:9-11).
«Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам». Милостью и любовью пострадавшего Иисуса Христа, Павел смог осознать себя грешником и обрел спасение. Благодаря призыву воскресшего Иисуса Христа, Его силою, Павел сделался апостолом и свидетелем Иисуса. Павел должен был каждый раз повторять свидетельство о том, каким грешником он был, и кто такой Иисус Христос. Где бы Павел ни был, он повсюду был верен своему Спасителю Иисусу Христу, он с сердцем пастыря радостно свидетельствовал об Иисусе. 1-е послание к Тимофею 1:15 говорит об этом так: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Иисус — Христос, Он спас нас от всех грехов. Иисус, Которого мы проповедуем, есть Христос для всех грешников. Тот, кто осознает себя грешником и Иисуса — своим Спасителем Христом, — воистину счастливый и благословенный человек!
Какой была реакция слушателей на проповедь Евангелия? Обратимся к 4-му стиху. «И некоторые из них уверовали, и присоединились к Павлу и Силе, как из Елиинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало». Благодаря проповеди Павла богобоязненные греки приняли Иисуса Христом и Господом. Среди них было немало знатных женщин, которые могли бы стать добрыми пастырями для многих других женщин и для многих семей. Но какой же была реакция не поверивших иудеев? Взгляните на стихи 5-9. Они возревновали и взяв некоторых нечестных бездельников с площади, возмущали город. Они стали обвинять Павла в возмущении мирового порядка, в отрицании постановлений кесаря, а также в том, что проповедники говорили о существовании другого «Царя», Иисуса. В конце концов, их козлом отпущения стал Иасон, так как именно он оказал гостеприимство Павлу и его спутникам. Хотя сопротивление Благовестию со стороны иудеев не прекращалось, фессалоникийские христиане продолжали смело возвещать Евангелие Иисуса. Из Коринфа Павел напишет позже об их страданиях и живой вере в 1-м послании к Фессалоникийцам так: «И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого. Так-что вы стали образцем для всех верующих в Македонии и Ахии. Ибо от вас пронеслось слово Господне, не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так-что нам ни о чем не нужно рассказывать» (1Фесс.1:6-8).
Часть 2. Проповедь Евангелия в Верии (9-15)
Куда они пошли далее? Павел и Сила были отправлены из Фессалоники ночью. Они прибыли в Верию, которая был небольшим городом. Этот город располагался километрах в 70 на юго-запад от Фессалоники, на небольших горных склонах.
Павел и Сила сразу направились в иудейскую синагогу и начали проповедовать Евангелие Иисуса. Чем отличались жители Верии от жителей Фессалоники? Каким образом они приняли слово Бога и изучали Библию? Прочтем вместе стихи 11,12. «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так; и многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин не мало». У верийских жителей было хорошее духовное отношение к слову Бога. Они были людьми более благородными и разумными, чем Фессалоникийцы. Они внимательно и охотно слушали Евангелие. Они были непредвзяты и были готовы узнавать все больше и больше о том, что Бог хотел им сказать через Павла и Силу. К тому же, они ежедневно изучали Писания и задавали вопрос «точно ли это так». Они разбирали Библию не ради критики или споров, а для того, чтобы принять слово Бога и применять его в практической жизни. И как результат изучения Писаний — многие уверовали в Иисуса Христа, среди них было немало почетных елленских женщин и мужчин. Их вера зависела не от религиозных обрядов или традиций, а от слова Бога.
Какому необходимому условию для получения благодати, мы можем учиться у жителей Верии? Каким образом мы должны изучать слово Бога? Мы учимся тому, как должны относиться к слову Бога и к изучению Библии. Через изучение Библии кто-то может спастись верой, а кто-то — накликать на себя погибель из-за неверия и гордости. Очень важным для нас является размышлять над Словом и хранить Его в сердце, чтобы слово Бога не пропало для нас, войдя в одно ухо и выйдя в другое. Услышав, что Иисус пострадал и умер на кресте и воскрес из мертвых, надо разобраться, узнать, почему так, а не иначе, для кого Иисус умер и воскрес. Прежде всего, мы должны глубоко размышлять над тем, что значит для нас тот факт, что Иисус является Христом. Мы должны понять, что нам делать и как жить с верой. Тогда слово Бога сможет хорошо расти и принесет много плодов, как и одно семя, которое, падши в добрую почву, приносит плод во сто крат. Псалмопевец воспел Бога и радостную жизнь в Нем так: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:1-3). Те же, кто игнорирует Слово Бога, падают духом и колеблются, они подобны праху, взметаемому ветром.
Взгляните на стихи 13-15. Когда Фессалоникийские иудеи узнали, что в Верии проповедано слово Бога Павлом, они пришли в Верию и возмущали народ. Тогда братия в Верии тотчас отпустили Павла в Афины, а Сила и Тимофей, оставшись там, укрепляли братьев в вере.
Часть 3. Проповедь Евангелия в Афинах (16-34)
Прочтем стихи 16,17. «В ожидании их в Афинах, Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися». Каким городом являлись Афины? Почему Павел был возмущен духовной атмосферой в Афинах? Афины были центром философии и эллинской культуры. Так, в Афинах сильно распространялись безбожные учения и идолопоклонство.
Как мы знаем, в Афинах берет корни эллинизм и именно здесь известность обрели многие философы. В ожидании Тимофея и Силы, Павел увидел, как весь город превратился в место идолопоклонничества. Повсюду были жертвенники, жертвоприношения, храмы и празднества. Казалось, в этом городе легче было встретить идола, чем человека, так много их было; на каждом углу, в каждом доме и дворе — кругом были идолы. Афиняне, отвергая существование Бога, основывали свое мышление на гуманизме. Бога они не боялись, но жили в страхе. Поэтому они сделали себе идолов и поклонялись им.
Афинян можно было разделить на две большие группы. Первые – эпикурейцы, которых в современной терминологии можно было бы назвать гедонистами. Они считали, что: 1) наслаждение является высшей целью в жизни; 2) они учили, что материя вечна и, следовательно, отвергали, что мир был сотворен и управляется Богом; 3) они отрицали бессмертие души.
Вторые были стоиками, которые старались вести очень строгую моральную жизнь. Их главные постулаты гласили: 1) мир создан Зевсом; 2) самоотречение составляет высшую цель жизни; 3) нет бессмертия души. Обе эти философские доктрины, — эпикурейская и стоическая, — отрицали воскресение и не признавали святости Бога и прощения грехов. Они считали себя мудрыми, но на самом деле, они просто обезумели. Афинян заинтересовало новое учение Павла, и они захотели и его услышать. Они «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое», все ради своего только удовольствия.
Какого Бога проповедовал афинянам ап. Павел? Почему они должны были принять Евангелие?
Павел тогда встал и сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Далее Павел возвестил им, что Бог есть Творец, и люди, будучи Божьими детьми, должны искать Бога, а не поклоняться идолам (24-28). Человек не должен поклоняться идолам, сотворенным человеческими руками, но должен покаяться, чтобы обрести прощение в День, когда Бог будет судить мир праведным судом. Павел также проповедал воскресение Иисуса. Но, к сожалению, его проповедь оказалась малоэффективной для людей с таким мышлением, какое было у афинян. Афиняне осмеяли Воскресение; но и в этой среде нашлись люди, которые уверовали и последовали за Павлом.
Проповедь Павла в Афинах напоминает нам 2-е Кор. 10:3-5. «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение; восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу». Будучи один в Афинах, среди множества безбожных философов, окруженный множеством идолов, Павел, как добрый воин Иисуса Христа, испытывая Божий гнев перед идолопоклонничеством, не переставал мужественно бороться, стремясь покорить все безбожные мысли вере в Творца Бога и воскресшего Иисуса Христа.
В сегодняшнем отрывке мы увидели, как Павел, будучи слугой слова Бога, усердно проповедовал Евангелие Иисуса Христа. С каждой проповедью Павел, сам вспоминая Иисуса Христа и укрепляясь в Его благодати, покорял многих вере и имени Иисуса. Пусть Бог благословит нас, чтобы мы могли изучать слово Бога как благомысленные верийцы. Пусть Бог использует нас и наш народ как добрых пастырей и прекрасных учителей Библии.