Шаг 5 – Вивчення Біблії: Проповідь “Адам, где ты?” (Бытие 3:1-24)
Изучение Библии для начинающих. Пятый этап.
АДАМ, ГДЕ ТЫ?
Бытие 3:1-24
Ключевой стих 3:9. "И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?"
Для полного счастья человека Бог насадил пышный, изобильный рай в Едеме. Но в результате непослушания Богу, человек лишился этой прекрасной среды обитания. Сегодняшнее изучение Библии посвящено важному событию, в корне повернувшему всю дальнейшую историю человечества. Это печальное “изгнание из рая”. Из сегодняшнего Слова мы узнаем о причине грехопадения, о Божьем наказании и, главное, о великой любви Бога к Творению, которой Он хочет спасти и искупить человеческий грех.
I. ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА(1-13)
1. Каким характером обладал змей? В действительности кто скрывался под змеиным обликом? Каково происхождение дьявола? В чём его сущность? (Откр. 12:7-9; Евр. 1:6; 2-е Петр. 2:4; Иоан. 8:44)
Адам и его жена, помогая друг другу, вместе совершали в раю данные Богом поручения. В это же время, незаметно, как тень, появился соблазнитель. Скользя и подсматривая, Он всё ближе подкрадывался к мужчине и женщине. Он выискивал подходящего момента для воплощения своего злого намерения.
Взгляните на стих 1а. “Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог”. В самом деле, змеи изумительно маскируются в деревьях и в траве. Благодаря своей инстинктивной хитрости они точно угадывают нужный момент и молниеносно набрасываются на выбранную жертву, смертельно жаля её или удавливая. Даже Иисус знал это качество змей, поэтому Он советовал ученикам среди неверующих вести себя, как мудрые змеи (От Матфея 10:16).
Сатана воспользовался этими чертами змеиного характера, решив перевоплотиться в одного такого хитрого змея. Первоначально облик змей был не таким, как теперь, во всяком случает он не вызывал страха у людей. В Откровении 12:9 сатана описывается как “великий дракон”, “древний змий”, “дьявол”, “обольщающий всю вселенную”. В Святом Писании сатана предстаёт в образе “злого духа”, “мироправителя тьмы века сего”, “князя, господствующего в воздухе”, “князя бесовского”. Из всего этого можно узнать, что сатана действительно есть. Это существо, наделённое всеми чертами личности. Он могущественен и оказывает огромное влияние на мир людей. Но сатана — главный враг Бога и верующих. Чтобы одержать победу в бою с сатаной, нам необходимо хорошо знать его подлинный характер и слабые места.
Итак, каково происхождение сатаны, и каков его подлинный характер? Из посланий апостолов Иуды 1:6 и 2-ого Петра 2:4 мы узнаём, что сначала сатана был ангелом Бога. Он был создан, чтобы служить Богу. Сатана был самым лучшим ангелом. Бог много делал для него (Иез. 28:12-17). Но чем больше он получал внимания и любви, тем сильнее он гордился. В конце концов, он высоко возомнил о себе и начал противиться Богу. Бог изгнал гордого ангела, и он стал правителем тьмы. Короче говоря, сатана — ангел, потерявший достоинство и переставший служить Богу. Так как сатана является бесплотным существом, мы не можем увидеть его. Влияние сатаны можно почувствовать и заметить только в изменениях в жизни людей. Это и является абсолютно неоспоримым доказательством его существования.
Посмотрите, пожалуйста, Евангелие от Иоанна 8:44. “Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего: он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит Он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи”. В этом стихе Иисус говорит о подлинном характере сатаны. Сатана — лжец, наслаждающийся губительством. Цель Бога состоит в том, чтобы дать жизнь, вечную жизнь каждой человеческой душе, но цель сатаны — чтобы эту жизнь отнять, а душу обречь на вечные мучения и страдания, подчинить себе человека, сделать рабом греха, который из-за своей духовной слепоты не может видеть светлого, счастливого мира Бога, мира любви и благодати. Из-за этого люди наслаждаются удовлетворением похотливых плотских желаний и другими грехами и думают, что приобретают этим истинное счастье в этом мире, не подозревая о злонамеренной работе сатаны и об оковах и цепях, которыми они крепко-накрепко связаны.
В сатане нет истины. Когда он лжёт, его убедительные слова вызывают иллюзию мудрой человеческой истины. Сатана — лжец и отец лжецов всего нашего мира, для сатаны не существует преград в обществе людей, потому что он сильнее любого из нас. Цель сатаны — разлучить нас с Богом, чтобы мы отошли от Бога и жили в темноте. Сатана боится Бога и человека, имеющего сильную веру. Такой человек становиться неприступной крепостью для него. Слово Бога в устах верующего поражает сатану, как обоюдоострый меч, в самое сердце.
2. Каким образом змей занёс зародыш сомнения в сердце женщины? Почему он захотел, чтобы она съела запретный плод?
Итак, каким же образом искушал сатана женщину? Взгляните на стих 16. В то время как женщина дремала под деревом, ничего не подозревая, сатана приблизился к ней для выполнения своего злого замысла. Он доверчиво спросил её: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?”
Он как бы процитировал слова Бога, но сделал это не точно, нарочно искажая истину: “Не ешьте ни от какого дерева в раю?” Сатана перевернул смысл сказанного Богом. Также он вставил в предложение слово “подлинно”. Если употреблять слово “подлинно” в каком-нибудь утверждении, оно придаёт дополнительную убедительность речи. Вот, например, “Подлинно, Бог любит нас”. Если же употреблять это слово с частицей “ли”, в вопросительном предложении, такая фраза может вызвать сомнение в утверждении, к которому вопрос относится. Она вызывает сомнение и неуверенность “Подлинно ли Бог существует?” Когда мы слышим его, то это слово заставляет нас задуматься о том, существует ли Бог или нет. Точно так же действует сатана, когда искушает человека. Сомнение имеет великую разрушительную силу. Как мельчайшие невидимые бактерии проникают в организм и вызывают тяжёлые расстройства всего организма, так и маленькие сомнения, овладевая нашим умом, расстраивают нашу духовную жизнь. Если мы “маловерные” верующие, то расплата неминуема — в конце концов сомнения могут заставить нас полностью отойти от Бога.
В настоящее время сатана тоже сеет сомнения, вселяя неуверенность и духовное бессилие. Чем чаще мы изучаем Библию и растём в вере, тем чаще он старается насаждать зачатки лжи в нашем сердце: “Действительно ли существует Бог?.. “; “Действительно ли Бог любит меня?.. “; “Действительно ли Библия — абсолютная истина?”, порождая этим борьбу. Сомнение рождает ещё несколько сомнений. В конце концов сердце покрывается целым облаком сомнений. Можно начать сомневаться в любви Бога, любви пастыря и вообще во всём.
Когда в сердце возникает сомнение, мы должны помнить, что это искушение сатаны, и нужно победить его Словом Бога.
3. Что ответила женщина? (2,3) Как этот ответ характеризует её отношение к словам Бога, к Его благословении? (2:16-17) Какое ложное убеждение сатана насадил в сердце женщины? Как сатане удалось добиться того, что она стала гордой и засомневалась в любви Бога?
Что ответила женщина змею? Взгляните на стих 2, 3. “И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое посреди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть”. Если сравнить сказанное со словами из 2:16,17, может показаться, что у обоих отрывков один смысл. Однако, это далеко не так.
Из заповеди Бога женщина выкинула слова “от всякого дерева познания добра и зла”, заменив их на “плодов дерева, которое посреди рая”! И даже присочинила (?!) к заповеди “…не прикасайтесь к ним”. Она подменила утверждение Бога “смертью умрёшь” сослагательным наклонением “чтобы вам не умереть”. Как всё это характеризует отношение женщины к заповеди Бога? Она была духовно недалёким человеком, и в её отношениях с Богом царили свобода и произвол. Женщина отменила абсолютность Божьего слова, сделала его зависящим от обстоятельств и её воли.
На примере этого ответа мы можем узнать проблему женщины.
Во-первых, несмотря на то, что она жила в великолепном саду, она не благодарила Бога, Который дал ей это место. Она приняла эту благодать, как нечто само собой разумеющееся. Поэтому постепенно в её душу мало-помалу закрадывалось негодование, а благодарность остывала; Искреннее чувство, которое она сначала испытывала к Богу, из-за неблагодарности перерождалось в недовольство и неприятие запрета Бога: “Почему Бог запретил вкушать этот плод?”. В конце концов она совершила грех. В послании к Римлянам 1:21-22 говорится, что неблагодарность к Богу — всегда корень греха. Если у нас нет благодарности за Его милость и любовь, нам легко совершить грех.
Во-вторых, она не уважала Бога. Может быть, женщина и думала, что преданно служит Богу, на самом деле, на изучении Библии с Богом, то, что говорил Бог, вылетало из одного уха и как влетало из другого. Она не принимала по-настоящему Слов Бога. Поэтому при первой же атаке сатана ухватился за эту слабость женщины. Затем он ещё больше искушал её.
Взгляните, пожалуйста, на стихи 4 и 5. “И сказал змей жене: нет, не умрёте: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”. Сатана ввёл её ложное убеждение о возможности быть независимым от Бога. Он сказал: “нет, не умрёте”. Он пообещал ей, что она будет, как Бог, дав ей ложную уверенность, что можно полностью отделаться от назиданий Бога. Любой понимает, что творение не может стать таким же совершенным, как творец. Но несмотря на это, сатана нагло лгал, утверждая, что человек может превзойти Творца-Бога, он использовал неблагодарность женщины и, в конце концов, соблазнил её, всё-таки убедив съесть запретный плод.
Бог дал дерево познания добра и зла как прекрасную заповедь любви. Сатана старательно разрушал эту заповедь. Наконец, он заставил женщину сомневаться в её истинности. Его лжеаргумент состоял в том, что Бог запретил есть плоды с дерева познания потому якобы, что Он боится, что глаза человека откроются, и человек станет Богом. Сатана нарушает гармонию любви между Богом и человеком. Замысел сатаны — заставить человека сомневаться в любви Бога, чтобы он смог отойти от Бога и стал бы рабом греха. Женщина внимала сладким словам сатаны. Ей подспудно хотелось быть независимой и жить без Бога. Она постепенно забывала о Боге и становилась гордой. Но гордость — это основная причина падения человека, гордость — корень греха, и она предшествует погибели и падению. (Притчи 16:18)
4. О чём подумала женщина, взглянув на плод? Почему Адам совершил грех? Как мы можем научиться преодолевать соблазны? Что мы можем узнать о происхождении греха? (Рим. 1:20-21)
Какая перемена произошла в это время в сердце женщины? Взгляните на стих б. Женщина впилась в дерево ненасытным взглядом: около него можно было вкусно и досыта наесться, дерево было прекрасным на вид, женщине хотелось жить около этого дерева, и, наконец, оно давало знания. Её сердце захлестнуло корыстолюбие. Она взяла плод и ела, а потом дала мужу своему, и он ел. Женщина должна была помогать мужу выполнять миссию, доверенную ему Богом. Вместо этого она помогла мужу совершить грех. Не разобравшись в чём дело, он торопливо съел плод. Вместо слов Бога женщина слушала слова змея, а муж слушал слова женщины. Пока Адам повиновался заповедям Бога, он был свободным и радостным, но как только Он стал повиноваться словам сатаны, над ним начали господствовать грех и смерть.
В послании к Римлянам 5:12 говорится: “Посему как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили”. Итак, почему является грехом то, что Адам и его жена съели плод познания добра и зла? Потому что сами по себе действия Адама ничего не значили, ведь он не причинил никому материального ущерба или совершил ещё чего-нибудь в этом роде. Самое главное — его побуждение, оно было злым, Адам противостоял Богу. Более того он не подчинился словам Бога, а неповиновение — грех. Сатана добивается неподчинения, поэтому он высматривает нас, соблазняет, обещает счастье и свободу, искушает. Он ведёт себя очень хитро, любым способом пытается обмануть нас и пользуется нашими слабостями. Поэтому мы не можем победить его своими силами и мудростью.
Итак, как же мы можем победить искушение сатаны? Женщина поддалась искушению, так как она плохо знала слово Божье, и у неё не хватало уважения к словам Бога. Однако же если мы хорошо и точно знаем слово Бога и наша вера крепка, как камень, — значит мы сможем противостоять искушениям сатаны. Сатана искушал и Иисуса перед Его служением. Иисус победил эти искушения словами из Святого Писания, Он говорил: “Ибо написано”. Он не сомневался в любви Небесного Отца. Он полностью подчинялся Его словам и благодаря повиновению одержал победу над сатаной. Именно Слово Бога есть то грозное непобедимое оружие, которому невозможно противиться. Поэтому древний израильский царь Давид в одном из псалмов написал: “В сердце моём сокрыл я Слово Твоё, чтобы не грешить перед Тобою”. Мы изучаем Библию и живём с верой, но в нашем сердце иногда возникают сомнения. Мы должны знать, что это голос сатаны. Молитесь, чтобы все мы приняли в сердце Слово Бога и одержали победу над искушениями сатаны.
5. Что случилось с человеком после того, как он съел плод познания добра и зла (6,7)? Что Господь сказал Адаму после грехопадения (9)? Что мы можем узнать о разорванных отношениях между Богом и человеком через их разговор (8-13)? Как действует грех на сердце человека?
Стихи с 7 по 13 говорят нам, как изменилось внутреннее состояние первого человека после грехопадения. Взгляните на стих 7. “И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания”. Как и говорил сатана, у Адама и его жены действительно открылись глаза, но, увы, Богами они не стали. Всё, что произошло вместо этого, — у них лишь открылись глаза на зло, они потеряли чистоту, и их сердце наполнили стыд и чувство совершённого греха. Чтобы покрыть свой стыд, они сшили себе опоясания из смоковных листьев. Раньше, до грехопадения, первые люди радовались голосу Отца-Создателя, поэтому всякий раз, заслышав Его голос, они приходили к Богу и с любовью прижимались к Его груди. Но теперь Адам и его жена прятались от Его лица в густых зарослях. После первого же греха голос Бога стал вызывать у них страх.
Взгляните на стих 9. “И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?” Пока Адам от стыда не находил себе места в густоте сада, Бог решил прийти к нему. Бог уже всё знал. Он мог бы уничтожить согрешившего человека и создать другого, но Он не стал поступать так. Вместо этого Он с любовью подошёл к Адаму. Здесь показана Его прекрасная черта: Наш Бог во все времена Бог милости, Его любовь неизменна.
Бог спросил Адама: “Где ты?” Почему Он так спросил? Разве Он не знал, где скрылся Адам? — Вовсе нет. Он задал этот вопрос не потому, что не знал, где Адам, а потому что хотел, чтобы Адам осознал смысл жизни. Совершив грех, Адам убежал от лица Господа Бога, он потерял самое главное: смысл существования и миссию. Так как человек — творение Бога, его существование имеет смысл лишь тогда, когда он живет перед Богом. Он может быть счастлив, если он живёт во имя Бога, исполняет Его миссию. Но только лишь человек отходит от Господа, он теряет смысл существования, и уже не знает, зачем живёт. Его существование представляет ничтожное прозябание, а итог его жизни суть многочисленные грехи. Жалея таких людей, Бог спрашивает: “Где ты?” Бог хочет, чтобы мы прежде всего нашли смысл существования перед Богом. “Где ты?” — это голос Господа, который хочет, чтобы мы покаялись в грехах и жили перед Ним. Пусть откроются наши уши, чтобы услышать этот вопрос Отца-Бога.
Взгляните на стих 10. Из-за непослушания в сердце человека вошёл страх. Человек стал рабом стыда, беспокойств, боязней, страхов, жалоб и т. д. Как правило, люди считают такое внутреннее состояние естественным. Но в действительности же всё это появилось у человека в результате отшествия от Бога.
Взгляните на стих 11. “И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?” Богу хотелось, чтобы Адам чистосердечно покаялся в преступлении. Но Адам даже и не думал об этом. Он свалил ответственность за грехопадение на женщину.
Взгляните на стих 12. Адам сказал: “Жена, которую Ты дал, она дала мне от дерева, и я ел”. Он сослался на то, что во всём виновата жена, которую ему дал сам Бог. После этого Бог стал расспрашивать женщину: “Зачем ты это сделала?” Но женщина в свою очередь перевела всю ответственность на змея: “Змей обольстил меня, и я ела”. В результате грехопадения был нарушен духовный порядок в прекрасном небесном саду. Любовь и доверие были разрушены, отношения с Богом прервались. Хотя после грехопадения первого человека внешний вид Едемского сада не изменился, т. е. рай, как и прежде, оставался таким же прекрасным, из-за греха рай в сердце человека был потерян уже навсегда.
II. ПРОКЛЯТИЕ МИРУ. (14-19)
6. Как Господь Бог проклял змея? Какая надежда остаётся у человечества? Почему ст.3:15 можно назвать “пре-Евангелие”?
Стихи с 14 по 24 — проклятие Бога. Так же, как судья выносит приговор, Бог проклял змея, Адама и женщину. Сначала Бог проклял змея. Змей был осуждён на то, чтобы есть прах во все дни своей жизни и передвигаться ползком на брюхе. Он будет враждовать с женщиной. В конце концов, он будет уничтожен семенем женщины.
Взгляните на стих 15. “И вражду положу между тобою и между женою и между семенем её: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить её в пяту”. В этом проклятии Бог показал удивительную любовь искупления к человеку, который совершил грех. Здесь “семя жены” обозначает Мессию, Иисуса Христа, который, по предсказанию, будет рождён девой Марией. Женщина не может родить ребёнка без помощи мужчины. Но Иисус Христос родится без помощи мужчины, поэтому в Библии написано: “семя жены” (К Галатам 4:4). “Змей будет жалить его в пяту” — эти слова означают страдания Иисуса Христа. Итак, почему должен страдать Иисус? В книге древнееврейского пророка Исайи 53:5,6 объясняется, почему Он страдал. “… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас”.
Из-за грехопадения Адама все потомки Адама умирают. Без смерти Христа не могло бы быть прощения грехов, для этого Иисус явился в этот мир. “…Уничижил Себя Самого, приняв обораз раба, сделавшись подобным человекам и по наружности став как человек”. Иисус сам вознёс грехи наши Телом Своим на крест (1-е Петра 2:24). Он умер за наши грехи на кресте. Но Он воскрес на третий день, как было предсказано в Святом Писании (1-е Кор. 15:4). Своим воскресением Иисус поразил сатану в самую голову. Этим Он освободил человека от власти греха и смерти. Иисус пришёл в мир, чтобы победить того, в чьих руках находится смерть, то есть дьявола, и избавить всех, кто от страха смерти всю жизнь находятся в рабстве (К Евреям 2:14,15). Как только Адам пал. Бог пообещал послать Избавителя. Это показывает, как Бог любит человека. Это обетование ни к чему не обязывает человека, оно требует одного: веры. Бог дал нам это обещание по своей милости и любви. Это обетование называют пре-Евангелием. Это обетование — центральная тема священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. Всякий верующий в Иисуса Христа, нашего Спасителя, не погибнет вовек, но будет иметь жизнь вечную. Давайте восхвалять Бога, который послал Иисуса, чтобы спасти грешников, и давайте примем любовь Бога.
7. Как Бог наказал женщину? Как это наказание соотносится с её благословением?
Взгляните на стих 16. Бог сделал беременность скорбью для женщины. Беременность для неё могла бы быть благодатью, но в результате грехопадения она обернулась тяжёлым крестом, мукой и болью. Женщина была создана, как равное мужчине существо, но в результате непослушания её муж будет господствовать над ней.
8. Как Бог узнал о грехе Адама? (17) Как его наказал Господь? Как последствия человеческого греха повлияли на весь мир? Как наказание Адама соотносится с его миссией и с его благословением?
Взгляните на стихи с 17 по 19. Бог проклял Адама и землю. Земля проклята из-за греха Адама, теперь она должна приносить только колючие тернии и горькие волчцы.
Бог сказал: “Со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни своей”. Бог создал человека для управления миром, человек должен был бы во все времена возделывать землю, чтобы исполнить своё назначение и служить Богу. Тогда его работа ещё была радостной и имела реальный смысл. Но с этих пор она не имеет значения, и жизнь бессмысленна. Теперь человек обречён работать не столько для Бога, сколько на выживание. Работа превратилась в тяжёлый труд. В конце концов, человек должен возвратиться в прах. “Возвратиться в прах” означает смерть. Отсюда мы узнаём, что смерть является противоестественным явлением, она результат греха. Обращаясь к Римлянам б:23, Апостол Павел так объяснял: “..возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем”.
9. В чём проявляется любовь и забота Бога к падшему человечеству?
Взгляните на стих 20. Адам смирился с волей Бога. Он назвал жену Евой.
Взгляните на стихи с 21 по 24. В них говорится, что Бог продолжал любить падшие творения. Он покрыл стыд и вину Адама и Евы прочной одеждой, сделанной из кожи животных. Для человека были убиты невинные животные. Это показывает непрекращающуюся любовь Бога.
10. Почему Бог выслал людей из сада? На что остаётся надеяться людям?
Бог решил изгнать согрешивших людей, чтобы они не могли вкусить от дерева жизни. Он сделал так, но не разрушил сада. Дерево жизни до сих пор находится в саду и ожидает, когда искупленное человечество возвратиться в сад вкусить от его плодов.
Человек лишился рая из-за греха. Человек мечтает о жизни полной совершенств и пытается построить земной рай своими силами. Люди многократно придумывали планы построения равноправного светлого мира, где процветала бы любовь. Было много попыток построить на земле сказочные Утопии, но они всегда терпели крах. В настоящее время люди на Западе мечтают, что земной рай будет построен с помощью благосостояния и научной цивилизации. Но человек никогда не сможет построить истинный рай, потому что его душа наполнена грехом. Человеческое общество не может обойтись без слёз, в нем царствуют грех, силы зла, ненависти, зависти. Только когда проблема греха каждого отдельно взятого человека в нашем мире будет разрешена Христом, мы сможем восстановить рай в нашем мире и в наших сердцах. Мы будем жить в раю, который приготовил для каждого из нас Бог.
Несколько слов в заключение. В проклятии Бог показал своё суровое правосудие и абсолютную праведность. Но в то же время, отдав Своего Сына грешному миру, Он доказал великую любовь к согрешившим людям. Мы должны слышать Его отеческий зов “Где ты?” Чтобы получить искупление от Нашего Небесного Отца, мы должны покаяться. Мы должны восхвалять Бога за Его великую любовь к нам.