head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Страдай с благовестием Христовым” (2-е Тимофею 1:1-18)

СТРАДАЙ С БЛАГОВЕСТИЕМ ХРИСТОВЫМ

2-е Тимофею 1:1-18

Ключевой стих 1:8 : "Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога"

Благодарю Бога за изучение 1-го послания к Тимофею. Сегодня мы начинаем изучение 2-го. Это послание ап. Павел написал из римской тюрьмы во времена императора Нерона. Во время написания 1-го послания он жил под домашним арестом, но во время написания 2-го он был уже брошен в сырую и холодную тюрьму (4:13). Его осудили как преступника (1:16, 2:9), и он знал, что его время жизни на этой земле подходит к концу (4:6-8). Но, несмотря на трудные личные обстоятельства жизни, Павел продолжал заботится о церкви и о том, чтобы верующие хранили и проповедовали Евангелие Иисуса Христа.

Обратимся к 1-ому стиху: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе». С человеческой точки зрения жизнь ап. Павла не казалась успешной. Сейчас в моде Евангелие благословения, где проповедуется, что Бог дарует человеку здоровье, богатство и жизненный успех. Но Павел был старым и больным человеком. Он сидел в тюрьме, где постоянно слышал как его оставляют сотрудники (1:15; 4:16). Почему же Павел остался с Иисусом до конца? Почему не оставил это неприбыльное дело? Во-первых, потому что он знал, что не он избрал Бога, но Бог Сам избрал Его. В 1-ом стихе он пишет: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа…» Когда человек выбирает сам, то затем, встретив трудности, испытав утраты и разочарования, он легко может изменить свое решение и отказаться от этого. Когда-то многие наши браться избрали физику, в надежде стать крупными современными учеными. Но, испытав много разочарований, трудностей и даже скитаний в жизни ученого, они оставили физику и стали более прагматичными программистами. Но с Богом не так. Не мы выбрали Бога, а Бог выбрал нас. Павел не думал, что встретил Иисуса случайно. Он верил, что это Бог в одностороннем порядке избрал его. Поэтому хорошо было Павлу или плохо, он оставался верен Иисусу.

Во-вторых, в Иисусе Павел имел обещание вечной жизни. В стихе 1б написано: «… по обетованию жизни во Христе Иисусе». Здесь «жизни» – это «вечной жизни». Вечная жизнь есть только в Иисусе Христе. Павел знал, за что он страдал. Он знал, что после страдания его ожидает вечная жизнь с Иисусом Христом. Думая об этом он понимал, что его страдание временное и несравнимое с тем, что Бог обещал ему.

Прочитаем стих 2: «Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего». Как мы знаем, Павел никогда не женился и не имел детей. Но он называет Тимофея сыном, потому что принял его своим духовным сыном. Он молился за него и помогал ему до конца своей жизни. В наше время проблема отношений между людьми огромная. Есть проблемы в отношениях между мужьями и женами, между детьми и родителями, между знакомыми. Люди боятся заводить длинные глубокие отношения на всю жизнь, а предпочитают разовые или временные отношения. Как мы знаем отношения отец – сын – на всю жизнь. Именно такие отношения Павел установил с Тимофеем. И без таких отношений невозможно воспитать учеников Иисуса. Воспитание учеников – это не вопрос технологий и методов. Невозможно создать предприятие по массовому воспитанию учеников. Чтобы воспитать ученика нужно создавать с ним долгосрочные отношения отец – сын, или мать – дочь. В нашей церкви есть хорошие примеры таких долгосрочных отношений: п. Ионафан и п. Can Do стали дух. родителями для п. Наташи, п. Влад и п. Мария – для п. Ларисы и другие. Они приняли своих духовных детей как своих физических детей со всеми их достоинствами и недостатками, служили и молились им, пока те не выросли духовно. Когда мы так постараемся служить Богу, результат не всегда утешительный. Иногда агнцы оставляют нас, как оставляли и ап. Павла. Но если Бог смилостивится над нами то кто знает – может через время у нас также появится такой же ученик Иисуса как Тимофей!

Взгляните на стих 3-5: «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе». Павел постоянно молился за Тимофея. Он благодарил Бога за его нелицемерную веру. Нелицемерная вера – это вера перед Богом, а не перед людьми. Тимофей не смотрел на трудности и на других людей. Хотя многие ушли от Иисуса и оставили веру, Тимофей не ушел вместе с ними, потому что имел нелицемерную веру, которой смотрел на Бога и жил перед Богом, но не перед людьми. Он был действительно драгоценен в Божьих глазах, и Павел сердечно, каждый раз когда молился за него, благодарил за него Бога.

Прочитаем вместе стих 6: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение». Здесь «дар Божий» – это таланты, которые Бог дал Тимофею. Здесь Павел не называет какие именно таланты получил Тимофей, но у него был дар хорошо учить других и дар служения. Вероятно вначале Тимофей горячо принялся за служение в церкви. Но когда он встретил разные трудности, когда дела стали идти не так хорошо, как он ожилал, когда он встретился с критикой в свой адрес, противлением и непризнанием, он начал остывать. Взгляните на стих 7: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». Конкретной проблемой Тимофея была боязнь. Причины для нее были вполне конкретными. В то время было просто опасно быть христианином – за это могли посадить в тюрьму, как ап. Павла, или даже убить. Также в церкви молодой Тимофей встретился с сильной оппозицией со стороны старших членов, а также с разными ересями и другими проблемами. Все эти трудности сеяли страх в его сердце и отнимали всякое желание бороться. Наверное, Тимофею хотелось куда-нибудь спрятаться и чтобы его никто не трогал. Поэтому Павел говорит ему что боязнь не от Бога. Боязнь приходит от сатаны. Бог же послылает нам другие дары: силу, любовь и целомудрие. Сила – это не физическая вила или сила оружия. Сила – это духовная сила, это способность стоять на стороне истине, не следовать слепо за большинством и проповедовать Евангелие в этом грешном мире. Любовь – это не человеческая любовь. Это Божья абсолютная и бескорысная любовь. Она дарует нам способность любить тех, кто не заслуживает любви. Не так трудно выразить в Интернете свою ненависть и презрение. Но по-настоящему любить других непросто, эта любовь приходит только от Бога. Целомудрие – это самодисциплина. Божий служитель – как воин, и ему нужен устав и самоконтроль. Он не может жить и поступать как хочет. Он воин – и должен вести духовные битвы.

Обратимся к стиху 8: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога». Стыд – это когда человек осознает свою ничтожность или незначительность перед другими людьми. Чувство стыда напрямую зависит от системы ценностей человека и общества, в котором он живет. Когда Павел писал это послание, весь мир был римским. В этом мире люди ценили власть, силу, богатство, наслаждения, внешнюю красоту, красивые вещи. Но в этот римский мир вошло христианство. Иисус Христос был бедным плотником, и не имел никакой политической власти и силы. Он не учил как сделать карьеру и разбогатеть. Наоборот, Он учил любить других, жертвовать и собирать сокровище на небесах. Он не стал героем-победителем, а закончил жизнь трагически смертью на кресте, что для римлян считалось большим позором. В том обществе люди не стыдились выставлять напоказ свои победы и свои дорогие вещи. Но такие вещи, которые проповедовали хриситане, были непринятыми в том обществе, они не ценились и даже презирались. Поэтому многие христиане стыдились говорить об Иисусе Христе.

С того времени прошло две тысячи лет. Официально большинство населения в нашей страше считает себя христианами. Но на самом деле культура, в которой мы живем – мирская. И, как и раньше, в обществе ценятся достаток, власть, деньги, дорогие вещи и удовольствия. Многие люди жалеют христиан, говоря: «И как это тебя угораздило стать христианином?» Люди хвастаются своими дипломами, знаниями, автомобилями и дорогими смартфонами. Они гордятся что путешествовали в других странах и постят об этом в Интернете. Так как они думают, что деньги могут почти все, они стремятся заработать побольше или встретиться с теми, которые зарабатывают побольше. Никто не стыдится ездить на дорогой машине и работатать в роскошном офисе. И христиане живут в таком мире, в котором господствует мирская система ценностей. Этот мир хорошо поймет, если ты скажешь, что провел выходные на озере в веселой компании с шашлыками, но как им объяснить что ты делал все воскресенье в церкви? С точки зрения мирских людей вполне естественно потратить деньги на покупку более современной модели гаджета, но как им объяснить, что вместо этого ты потратил их на взнос на участие в христианской конференции? Как и во времена Павла так и сейчас многие христиане стыдятся говорить о своей вере, они боятся что неверующие узнают, что они – верующие, что они участвуют на Богослужение, молятся и даже поют гимны!

Неуже христианская вера настолько ничтожна что ее нужно стыдиться? Разве Евангелие – ничто перед шикарным офисом или автомобилем? Неужели христиане действительно жалкие и обманутые люди? Прочитаем стих 8 еще раз: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога». Павел сидел в тюрьме как преступник, но он говорит Тимофею: «не стыдись быть свидетелем Иисуса Христа». Итак, почему же нам не нужно стыдится Евангелия?

Во-первых, потому что оно дарует спасение. Взгляните на стих 9: «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен». Все люди – грешники, и не простые грешники, а ужасные грешники. Даже те, которые считают себя добрыми людьми, на самом деле также ужасные грешники. И те, которые не считают грешниками, также ужасные грешники. Грех – это серьезная проблема. Она ведет человека в вечную погибель. Но кто или что в этом мире может избавить челоавека от власти греха? Ничто не может. Неужели квартира или автомобиль могут спасти человека от греха? Конечно не могут. Только одни Иисус может спасти человека от его грехов!

Во-вторых, потому что Иисус разрушил смерть. Взгляните на стих 10а: «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть». Когда человек согрешил, в мир вошла смерть. Смерть – это большой враг людей. Но как победить смерть? Без Евангелия Иисуса нет ответа на этот вопрос. Люди живут, а потом вдруг умирают и все. Всю свою жизнь они накапливают имущество, но они ничего не смогут взять с собой, после смерти им нужно будет все оставить. В средние века жизнь человека рассматривали как подготовку к смерти. Но сейчас у людей нет ответа на проблему смерти, поэтому они просто игнорируют ее. Но когда Иисус воскрес из мертвых, стало очевидно, что Он разрушил власть смерти. И теперь у верующих в Него есть надежда. Известному Евангелисту Билли Грэму сейчас 95 лет. Недавно он выпустил книгу под названием «Приближаясь к дому». Благодаря Иисусу Христу у него есть надежда, что после старости и смерти его ожидает жизнь в доме Небесного Отца.

В-третьих, Иисус явил жизнь. Во 2-ой части 10-го стиха написано: «и явившего жизнь и нетление через благовестие». Здесь жизнь – это вечная жизнь. Благодаря Христу явилась вечная жизнь. Люди часто спрашивают друг друга: «Как жизнь?» Но как может быть жизнь, если она оканчивается смертью? Такая жизнь похожа на жизнь человека в камере смертников, который ожидает исполнения приговора. Но Иисус явил жизнь и нетление через благовестие. В Иисусе у нас есть настоящая, вечная жизнь.

Мы посмотрели несколько важных вещей, которые дарует Евангелие – прощение грехов, решение проблемы смерти и вечную жизнь. Скажите, разве есть в этом мире что-то или кто-то, кто может все это сделать? Разве гаджеты могут простить грехи? Разве квартира решает проблему смерти? А хорошая работа дает вечную жизнь? Нет, все это дарует только Евангелие Иисуса. Когда мы размышляем о нем, то понимаем его большую ценность и значение. Тогда изменяется наша система ценностей и наше мировозрение, и мы начинаем ценить Евангелие Иисуса превыше всего в этом мире. И тогда мы не стыдимся Евангелия. Давайте вместе прочитаем стих 8: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога».

В стихе 12 Павел написал: «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день». Павел писал о своих страданиях не потому, что хотел пожаловаться Тимофею на то, как ему тяжело живется. Павел писал об этом, чтобы показать Тимофею, что его ожидают такие же страдания. Но Павел не сомневался, что избрал лучшую жизнь. И живи он во второй раз, он принял бы такое же решение. Павел не стыдился такой жизни, потому что он знал, в кого Он уверовал, и что Иисус силен сохранить его залог на оный день. Кажется, что Павел много потерял, последовав за Иисусом. Если бы он не последовал за Иисусом, то мог бы стать известным, влиятельным и богатым раввином. Но Павел знал, что не потерял. В английском языке слово залог переведено как депозит. Когда мы ложим деньги на депозит в банке, то кажется что мы что-то отдаем. Но на самом деле мы знаем, что через время можем забрать его и даже с процентами. Павел просто дал залог, и верил, что Иисус воздаст ему за это в сто раз больше. Все, что мы отдали Иисусу, мы не потяряли. Но то, что люди оставляют для себя, они теряют. Можете ли вы сказать, что живете такой жизнью как Павел? Можете ли вы с увереностью предлагать другим людям так жить? Верите ли вы, что жизнь в Иисуса самая лучшая? Если так, тогда мы можем смело и без всякого стыда проповедовать Евангелие Иисуса Христа.

Взгляните на стихи 15-18. Кажется, что не очень корректно говорить в письме о людях, которые оставили Павла. Но Павел показал Тимофею конкретный пример жизни веры. Всегда будут те, которые из-за страданий оставляют служение. Здесь Павел не говорит, почему они оставили его, но если человек хочет оставить служение, то может найти сколько угодно причин. С другой стороны был Онисифор, который не оставил служение, не стыдился уз Павла. Люди, которые ушли, не должны подломить веру, потому что всегда останутся верные люди, и Бог работает через остаток верных людей. Почему эти люди остались? Потому что они сохранили благодать Бога. Почему эти люди служат? Потому что они хранят благодать Бога.

В заключении давайте еще раз прочитаем стих 8: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога». Евангелие Иисуса изменяет нашу систему ценностей и мировоззрение. Тогда мы перестаем стыдится Евангелия и наоборот, начинаем относится к нему как к наивысшей ценности. Когда мы знаем ценность Евангелия, мы можем преодолевать страдания чтобы проповедовать его в этом мире. Аминь.

(п. Иаков)