head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Проблемы в семье Давида (часть 1)” (2-я Царств 13-14)

ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ ДАВИДА (1)

2-я Царств 13-14

Ключевой стих 13:22 : "Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его."

Предисловие

Эта глава начинается словами "и было после того". На прошлой неделе мы изучали, что же там было. Было вот что: Давид упал. Упал в грехах прелюбодеяния и как следствие – убийства. После обличения Нафаном он покаялся перед Господом, Бог простил ему грехи и востановил его. Однако в сегодняшнем слове мы видим, что у всякого греха есть последствия. И эти последствия могут погубно работать не только в нашей жизни, но и в жизни наших родных, особенно на уровне семьи передаваясь от отцов к детям. Давайте внимательно проанализируем сегодняшний отрывок из Писания, чтобы извлечь для себя правильные уроки и предотвратить подобные события в наших жизнях.

1. Грех Амнона

Давайте вместе прочтем стихи 2Царств 13:1-2 "И было после того: у Авессалома, сына Давидова, [была] сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. "

Как известно, у Давида было много жен и много детей. Однако сегодня мы остановимся на его трех старших сыновьях, а точнее на первом и третьем сыне. Его первенцом был Амнон. Его родила Давиду Ахиноама Изреелитянка. Второго сына Давида звали Далуиа от Авигеи Кармилитянки, и третим сыном у Давида был Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского. У Авессалома была сестра Фамарь. Писание говорит, что она была очень красивой женщиной. И полюбил ее Амнон, сын Давида, и скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры свой. Говорится, что Фамарь была девицой. Амнон же настолько в нее влюбился, что не знал с какой стороны к ней подойти.

Когда я учился в университете, я видел подобные примеры. Со мной в комнате жил парень, который безумно влюбился в одну девушку. Что он только ей не дарил и каким вниманием только не окружал! Складывалось впечетление, что этот парень стал в определенной мере одержим этой девушкой. Интересно то, что встретил он ее в тролейбусе. Она ему так понравилась, что он начал преследовать ее и, как красиво говорится, "завоевывать". Когда она ему отказывала, он часто поподал в депрессию, становился нервным и раздражительным. Печальное зрелище.

Кто стал его советчиком в этом злом деле?

Возвращаясь к бедняге Амнону далее по Писанию, мы видим, что его муками и сдраданиями вдруг перенимается его двоюродный брат Ионадав. Я бы его охарактеризовал так: "еще та штучка". Вот как он советует Амнону поступить в сложавшейся ситуации: 2Царств 13:5" 5 И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее. " Немного отступая от главной мысли сегодняшней проповеди, хочу обратить ваше внимание на так "называемых" друзей. Когда я был маленький, я помню, как "настоящие" друзья советовали моему отцу приехать домой и путем рукопрекладства воспитать свою жену за то, что она приходила и вытаскивала его из их пяного и развратного окружения. Мудрые советы таких вот Ионадавов очень успешно сильно влияли на разрушение нашей семьи. Потому будьте внимательны к тому, кого выбираете себе в друзей и тем более советчиков.

Итак, Амнон решает поступать по совету Ионадава. Давайте по очереди прочитаем 2Царства:13 6 – 15 :" 6 И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь, сестра моя, и испечет при моих глазах лепешку, или две, и я поем из рук ее. 7 И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье. 8 И пошла она в дом брата своего Амнона; а он лежит. И взяла она муки и замесила, и изготовила пред глазами его и испекла лепешки, 9 и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: пусть все выйдут от меня. И вышли от него все люди, 10 и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату. 11 И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. 12 Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. 13 И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. 14 Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. "

Амнон идет на обман и притворство для достижения своей цели. Он даже использует своего отца царя Давида. Давид же слепо верит своему сыну и приказывает, что бы Фамарь пришла в дом Амнона. Интересно то, что у Давида даже не возникло вопроса: "А почему Фамарь?", "Почему, например, не его мать Ахиноама?" или "Что, царские повара пекли лепешки хуже, чем Фамарь?" Я говорю это не просто так. На самом деле, это показывает нам, что Давид на тот момент интересовался жизнью своих детей достаточно поверхностно. Возможно, Давиду некогда было заниматься детьми ведь он царь и у него много государственных дел. Нельзя сказать, что он был к ним абсолютно безразличен. Все же он нашел время, чтобы посетить притворившегося больным Амнона (2 Цар. 3:6). Тем не мене он не прилагал усилий, чтобы вовлекаться в жизнь детей: выслушивать их, беседовать, встречаться, ободрять, проявлять интерес к ним. На этот счет есть такой красноречивый пример по разоблачению пап, которые поверхносно интересуются жизнью своих сыновей:

"Папа читал газету, а его малыш играясь споткнулся и упал. Немного поплакав, видя что отец не проявляет на это никакого внимания, малыш встал подошел к отцу и сказал: «Папа, мне больно…» Не отрываясь от чтения, отец безучастно сказал: «Сынок, к сожалению, я ничем не могу тебе помочь…» Сын стоял возле отца, лицо которого было закрыто газетой. «Папа, – снова повторил сын, – ну ты хотя бы сказал “ай-ай-ай!”»" Печально, не правда ли? Я надеюсь, каждый из нас сделает правильные выводы на этот счет.

После того как Амнон обесчестил свою сестру, хочу обратить ваше внимание на его сердце. Как оно изменилось, когда он утолил свою страсть, и как он поступил с Фамарью после этого? Давайте вместе прочитаем стихи 2Царств13:15-20 " 15 Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. 16 И [Фамарь] сказала ему: нет, прогнать меня – это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее. 17 И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею. 18 На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. 19 И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила. 20 И сказал ей Авессалом, брат ее: не Амнон ли, брат твой, был с тобою? – но теперь молчи, сестра моя; он – брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего. "

Как мы видим, он просто вышвырнул ее как тряпку из своего дома. Он использовал ее, он надругался над нею, а потом выбросил ее. Очевидно, то, что было у Амнона в сердце к Фамари – это отнюдь не любовь. Настоящее имя этому "похоть". Амнон знал заповедь, что родственникам нельзя в ступать в половую связь, однако одержимость похотью заглушила это знание. Что такое похоть? Это то, что человек хочет получить "здесь" и "сейчас". В основании похоти стоит бесовская одержимость. У человека, одержимого похотью, отключается нормальное здравое мышление и все происходит на эмоциях в порыве страстей. Но когда, в пылу этого совершается грех, на смену похоти приходить опустошение и ненависть. Грех никогда не насыщает душу человека. Наоборот он отбирает у нее, делает ее еще беднее. Как написано, после того как Амнон обесчестил свою сестру, он возненавидел ее величайшею ненавистью, так что ненависть та была большей любви, которую он прежеде к ней испытывал. Здесь мы видим, что Амнон не получил удовлетворения для своих плотских желаний. В его жизнь пришло внутрене опустошение и осуждение. Он стал контролируем грехом ненависти и злобы. Как результат – пренебрежение и изгнание Фамари. Похоть не смотрит на человека – хороший это человек или плохой. Фамарь была девицой. Очевидно, она хранила себя для будущего брака. Имела мечты создать прекрасную семью. Но похоти нет до этого дела. Она просто приходит, использует, а потом выбрасывает как непотребное и никому ненужное. Это истинное лицо похоти.

Здесь я хочу отметить еще один важный аспект: нельзя молодым людям вступать в половые отношение до брака. Это грех, и последствия этого греха будут самыми плачевными. Вот почему мы выступаем против половых связей до брака – потому что Сам Бог создал половые отношения только между мужем и женой! И все эти глупые теории, когда молодые люди заявляют: поживем некоторое время, чтобы понять, подходим мы друг другу или нет – это крайне опасные игры для жизни не только их, но и их будущих семей.

Из времен, когда я был неверующим, хорошо помню психологию и таких молодых людей, которые часто гордятся тем, что им удалось соблазнить и переспать с одной, двумя, тремя и т.д. девушками. Считалось: чем больше, тем почетней. Для этой категории молодежи был принцип: живи наслаждайся, но не вздумай брать ответственность на себя.

Но, какова была реакция на поступок Амнона у царя Давида? Ст 2Царства13:21: " 21 И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался. " И это все? Да это все. Это похоже на многих отцов. Они могут остро выразить свое возмущение, возвысить голос, стукнуть кулаком по столу – и на этом все заканчивается. Они не хотят принимать деятельное участие в жизни своих детей. Если бы Давид попытался более серезно отнестись к вознекшей ситуации, вполне возможно он бы смог избежать тех еще более трагических моментов, которые спустя два года произошли в его семье. Давайте немного поразмышляем, почему Давид так ничего и не сделал?

Во-первых Давид не знал, что делать. Он поступал со своими детьми точно так, как его научили его же родители. А они, похоже, его ничему не научили. Обратите внимание: в наше время во многом у очень больших бизнесменов и больших государственных деятелей дети также видут себя, как и дети Давида. Я думаю, из информационного фона Украины вы слышали об этом. Исходя из этого, мы можем сделать достаточно простой вывод: семейные проблемы часто самые сложные. Вести бизнес, руководить большим предприятием и даже страной бывает легче, чем управлять семьей. Там можно задействовать административные рычаги, которые плохо работают в семье.

Во-вторых, возможно также, слово Давида не имело должного авторитета. Ведь он сам недавно согрешил таким же образом. Давид попал в ловушку собственных грехов. Как сейчас наказывать за подобные грехи сына, к тому же наследник трона? Втор 22:18-19: обязывает Амнона взять в жены Фамарь, а Левит 20:17 и вовсе обязывает побить виновного камнями. Что делать Давиду, если совсем недавно он сам лег с замужней женщиной и совершил убийство ее мужа. Ведь по закону его должны были наказать именно так, как и сейчас требовалось наказать его сына. И все же – он должен был что-то делать. Но он так ничего и не сделал. Как нам наказывать за то, в чем сами были неправы? В любом случае, дело не должно заканчиваться бездействием, и это верно не только в отношении родителей и детей, но и жен и мужей. Прося у Бога мудрости, проблемы надо решать, не откладывая в долгий ящик.

2. Грех Авессалома

Давайте вместе прочитаем стих с 2Царство 13:22: " 22 Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его"

По этому стиху мы переходим к следующему сыну Давида: Авессалому. Авессалом, как я уже говорил, был третим сыном Давида. 2 Царств 14: 25-26: " 25 Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. 26 Когда он стриг голову свою, – а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, – то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому." В одном источнике я нашел, что вес стриженых волос Авессалома составлял 2,5 кг. Но, для меня это не важно. Я заостряю на этом внимание только потому, что в те времена это был один из показателей красоты человека, а также из-за них Авессалом лешился жизни. Я же хочу обратить ваш взгляд на слова: "Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он ". Мы видим, что Авессалома признавали очень красивым человеком и воздавали ему много почестей и хвалы. Даже в первом стихе 13гл, когда вспоминается Фамарь, указывается, что она сестра Авессалома. Нетрудно догадаться, что Авессалом был достаточно успешным человеком по тем временам. Вполне допускаю – Авессалом был гордым человеком. Тем не мене, когда он узнал о бесчестии Фамари, он сказал ей 2Царств 13:20: " не Амнон ли, брат твой, был с тобою? – но теперь молчи, сестра моя; он – брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего"

Безусловно, Авессалом возненавидил Амнона. Однако он не бросился в дом Амнона и не стал мстить ему. Авесаллом решил взять паузу и дождаться решения Давида. И только после того, как он понял, что Давид не собирается предпринимать никаких действий, он решается наказать Амнона сам.

Давйте посмотрим, что он сделал со своим братом Амноном 2Царств13: 23 – 29 (прочтем поочереди) "23 Чрез два года было стрижение [овец] у Авессалома в Ваал – Гацоре, что у Ефрема, и позвал Авессалом всех сыновей царских. 24 И пришел Авессалом к царю и сказал: вот, ныне стрижение [овец] у раба твоего; пусть пойдет царь и слуги его с рабом твоим. 25 Но царь сказал Авессалому: нет, сын мой, мы не пойдем все, чтобы не быть тебе в тягость. И сильно упрашивал его [Авессалом]; но он не захотел идти, и благословил его. 26 И сказал ему Авессалом: по крайней мере пусть пойдет с нами Амнон, брат мой. И сказал ему царь: зачем ему идти с тобою? 27 Но Авессалом упросил его, и он отпустил с ним Амнона и всех царских сыновей. 28 Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина, и я скажу вам: "поразите Амнона", тогда убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны. 29 И поступили отроки Авессалома с Амноном, как приказал Авессалом. Тогда встали все царские сыновья, сели каждый на мула своего и убежали. "

Итак, Авессалом, лелея месть Амнону в своем сердце, дожидается своего времени. Случай представился, когда пришло ему время стричь овец. (Событие это издавна отмечалось в Израиле как праздник; см. Быт. 38:12-13; 1 Цар. 25:2, 8.) На территорию Ефрема, в Ваал-Гацор, пригласил Авессалом на свой праздник отца и весь царский двор. Он, очевидно, как раз и рассчитывал на то, что отец его приглашение отклонит, но уговорил его, чтобы отпустил в Ваал-Гацор всех царских сыновей во главе с Амноном. Там, в разгаре веселья, слуги Авессалома набросились (по предварительному сговору со своим господином) на Амнона и убили его. Остальные же сыновья Давида поспешили убраться с места братоубийства. После сего и сам Авессалом бежит к деду Фалмаю, сыну Емиуда, царю Гессурскому

Сдесь мы видим, что наши дети очень внимательны к нашим поступкам. Амнон видел, как поступил Давид с Вирсавией, он так же поступил с Фамарью. Авессалом видел, что Давид сделал с Урией, он тоже самое делает с Амноном. Зачастую родители, которые не внимательны в своих поступках, подают крайне плохие примеры своим детям. И их дети начинают поступать еще хуже, чем они.

Что каксается Авессалома то следует сказать следующее: Авессалом был одержим местью к своему брату. Также в его сердце начало зарождаться непрощение к своему отцу. Дети сами по себе достаточно ревнивы. Потому малейшая несправедливость по отношению к ним вызывает у них обиду. Авесалом видел, что Давид не наказал Амнона, он видел, что он не проявил никакого сострадания к Фамари. И он не понимал, почему отец не желает прощать его, ведь он сам поступал так же. Видя, что Давид полностью отвернулся от него, его непрощение вперемешку со злостью начинает только увеличиваться. Из 14 главы мы видим, что он желает встречи с царем. Он желает признания от Давида. Однако Давид хоть и разрешил вернуться ему в Иерусалим, все же игнорирует его. Долгих два года Давид не подпускает к себе Авессалома. За это время сердце Авессалома еще больше возненавидило Давида. Пожалуй, теперь он был исполнен не только непрощения, но и мести к своему отцу. И даже та встреча, которая все же произошла между Давидом и Авессалом, так и осталась формальной. Писание достаточно сухо подчеркивает это: " он пришел к царю, и пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома. " Как показали последующие события, встреча эта произошла слишком поздно: Авессалом успел ожесточиться против отца и принял решение заставить Давида заплатить за столь длительную непреклонность.

Здесь снова важно обратить внимание на поведение Давида. Вместо того, чтобы разрешить проблемы, которые возникли у него в отношениях с Авессаломом, он просто-напросто игнорирует их. Отчасти это показывает нам, что Давид так и не смог полностью простить Авессалома. Тем не менее, он должен был это сделать. Потому что в подобной ситуации Бог простил Давида.

Мы не должны игнорировать отношения с нашими детьми, даже если они поступили неправильно против нас или нашей семьи. Все дети нуждаются в любви. По поведению Авессалома, который добивался встречи с Давидом, мы видим, что он добивался любви у своего отца. Так устроил нас Бог, что мы, дети, нуждаемся в любви своих родилей. Так устроил нас Бог, что мы, родители, должны давать эту любовь своим детям. Если это нарушается, приходит то, что начинает заменять эту любовь – непрощение, ненависть.

Наш небесный Отец знал об этом. Потому послал Сына своего Иисуса, Который стал воплощением абсолютной любви нашего Бога к нам. Он никогда не откажет нам. Он никогда не отвернется от нас. Он всегда с распростертыми руками примет нас. Теперь мы можем придти к Нему и утолив свою жажду, исполнится его истинной любовью. Аминь

3. Почему в семье Давида произошли эти события?

Итак, мы подошли к главному вопросу этой проповеди. Ответ прост: в семье Давида это произошло, потому что Давид согрешил перед Богом. Он упал в грех блуда и убийства. Действием своего блуда Давид впустил дух блуда в свой род. Грех блуда и похоти ненасытим: он не ограничивается количеством, не разбирается, сын или дочь перед ним…. Убивая Урию, Давид и не предполагал, что дух смерти войдет и в его дом. Его родные сыновья начнуть убивать друг друга и воставать даже против него. Блуд и смерть идут параллельно, и как мы видели на прошлой неделе и как увидели сегодня, блуд порождает смерть. И хотя Давид покаялся в этих грехах, все же их последствия были разрушительны для его дома. Только при своей жизни он потерял троих сыновей и обрел одну обесчещеную дочь.

Вот почему важно исполнять слово Бога. Если Писания говорит «не блуди, не смотри с вожделением», то не делай этого. Бог сказал нам это не для того, чтобы ограничить нас, но чтобы сохранить нам жизнь и жизнь наших потомков.

И, в конце концов вот, почему Иисусу надо было придти в этот мир. Весь мир лежит во зле, поэтому нужна кровь Христа, чтобы всем дать шанс жить с Богом и победить зло.

Также хочу обратиться к братьям. Некоторые из вас уже отцы, некоторые такими станут в будущем, но каждый из вас есть духовный отец для многих. Быть отцом – это большое доверие Божье. Потому Бог требует от нас, чтобы мы хранили это доверие, чтобы хранили свое родство и свое потомство.

Сегодняшнее слово по-особенному коснулось меня. Когда писал проповедь, до слез я искренне раскаивался перед Богом во всякой похоте очей, во всяких похотливых мыслях. Я молился Богу и от всего сердца просил Его, чтобы Он, держа меня за руку, провел через мою жизнь и помог мне преодолеть разврат этого мира и научил меня быть примерным отцом для моих детей. С тех пор, как мы создали семью с п. Оленой, мы молимся, чтобы наша семья была достойным примером для многих молодых людей, и мы могли влиять на них, как действительно настоящая домашняя церковь. Также благодарю Бога за воспитание в нашей церкви. Еще в старом помещении на Ломоносова я помню собрание, когда п. Петр очень строго воспитывал братьев, чтобы хранили себя в чистоте. Для меня это было не очень приятно, но спустя годы я благодарен ему за это. Ну и конечно же благодарю моего Господа Иисуса Христа, который разрушил всякие узы похоти и блуда, нашел меня, омыл меня, очистил меня и сделал меня своим ребенком.

4. Выводы

Через сегодняшнее слово мы учились:

1. У всякого греха есть последствия. Давид согрешил, его дети также стали грешить.

2. Грех блуда порождает грех ненависти и грех смерти. Амнон изнасиловал Фамарь – возненавидел ее. Авессалом возненавидел Амнона и убил его.

3. Мы, отцы, никогда не должны бездействовать, иначе это приводит к еще более пагубным событиям. Давид бездействовал по отношению к поступку Амнона и потерял самого Амнона.

4. Мы не должны отворачиваться от своих детей, даже если они ошибаются, иначе в их сердцах появится ненависть к нам. Давид отвернулся от Авессалома, тот возненавидел его и востал на него.

5. Наши дети очень внимательны к нашим поступкам. Часто они повторяют то, что мы делаем. Сыновья Давида повторили то, что сделал он.

6. Наши дети нуждаются в нашей отцовской любви. Авессалом добивался этой любви у Давида, но так и не получил ее.

7. Наш Господь Иисус Христос – наш истинный Господь и наш истинный Отец, всегда готов простить нас, выслушать нас и принять нас. Аминь

Кл.ст. "22 Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь, сестру его. " 

(п. Джентельмен)