Вивчення Біблії: Проповідь “Грех и покаяние Давида” (2-я Царств 11-12)
ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ ДАВИДА
Ключевой стих 12:13 : "И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь;"
Сегодня мы подумаем о грехе, его последствиях и способах его избежать. Также подумаем о Боге, который ненавидит грех, но любит грешника.
1. Грех Давида
Давайте прочитаем 1-й стих:
1 Через год, в то время, когда выходят цари [в походы], Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме
Эти события произошли через год после того, как Давид разбил войска сирийцев — самую сильную на Востоке армию того времени. Де-факто Давид стал самым сильным царем в регионе, и никто уже не решался так просто нападать на него. Осталась проблема отношений с аммонитянами, которую надо было решить, о поэтому военачальник Иоав собрал армию, также взял народное ополчение, и пошел на аммонитян. Поскольку это было крупное военное действие, царь должен был возглавлять его. Как видим, у царей был особый график, когда надо было выходить на войну. Но Давид захотел, чтобы за него подежурил Иоав, а сам остался в Иерусалиме. Возможно, он хотел отдохнуть, и думал, что там и без него справятся. А может, у него были более важные дела? Давайте посмотрим следующий стих:
2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.
Как видим, он под вечер встал с постели. Наверное, днем он лежал на диванчике и смотрел чемпионат Евро. А вечером, во время рекламной паузы, решил прогуляться. Он залез на крышу и увидел в соседнем дворе купающуюся женщину. А, поскольку женщина оказалась очень красивой, то Давид уже не мог отвести глаз.
Скорее всего, женщина обычно так и купалась у себя во дворе, не думая, что кто-то будет смотреть на нее с крыши. На свете есть много красивых женщин. И большинство из них купается. Но Давид до сих пор не обращал внимания. А тут вдруг она показалась ему особенной. Он послал разведать, кто она, и ему сообщили, что это жена Урии Хеттеянина, одного из самых верных и надежных командиров его армии. Тут бы самое время вспомнить десятую заповедь, которая гласит: «Не пожелай чужого». Но как поступил Давид? Прочитаем 4-й стих:
4 Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.
Обычно Давид постает перед нами как справедливый, верный человек, который заботится не о себе, а о народе, и который любит Бога и ненавидит грех. Но тут Библия неприкрыто говорит о том, что он спал с чужой женой. Давид должен был вспомнить седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» – но он, похоже, уснул за рулем. Это поразительно, но именно это произошло с таким верным Богу человеком, когда он позволил себе блуждать без дела.
Вирсавия описана довольно пассивно, все-таки главный персонаж здесь Давид. Но мне, все же, кажется, что если бы она была против, об этом было бы хоть что-то сказано. Грех прелюбодеяния был двусторонним.
Часто христиане стесняются говорить на тему половых отношений, и поэтому не в состоянии правильно научить следующее поколение. Мы же такие святые, как нам говорить на эти темы? Поэтому половое образование все получают на улице, в подворотнях, где правильное понимание извращено. Но Библия много говорит об этом. Например первые девять глав книги Притч посвящены этому вопросу. Обязательно внимательно почитайте эти главы. Библия заботится о том, чтобы Божий человек был совершенным во всех отношениях. Возможно, родители Давида тоже страдали этим комплексом, и поэтому мы видим у Давида серьезную проблему в вопросе женщин. У него уже было несколько жен. Когда он видел хорошую женщину, он обязательно хотел на ней жениться. В то время это было законно. Но теперь, когда он стал великим царем, он не видел преград для того, чтобы взять себе и чужую жену.
Вскоре тест показал две полоски, и женщина известила Давида о том, что беременна. Это не на шутку встревожило Давида. Он должен был вспомнить девятую заповедь — «Не лжесвидетельствуй», но он решил всех обмануть и сделать вид, что это ребенок Урии. Он срочно отозвал Урию с войны, чтобы тот спал с женой. Прочитаем стихи 9-11:
9 Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом.
10 И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?
11 И сказал Урия Давиду: ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.
Урия был верным человеком. Он не позволил себе расслабиться в то время, как Божий ковчег находился в шатре, а братья по оружию — на линии огня. Урия имел такое чувство ответственности, что не пошел спать со своей женой, а Давид спал с чужой. Если у Давида оставалась хоть капля совести, он после такого ответа должен был раскаяться. Но Давид был ослеплен единственным желанием: скрыть свой грех. Храбрый воин Давид стал рабом страха, и все это потому, что он допустил грешному желанию управлять его поступками. Притчи 28:1 говорит так:
Нечестивый бежит, когда никто не гонится [за ним]; а праведник смел, как лев.
На следующий вечер Давид напоил Урию. Он думал, что под влиянием алкоголя Урия точно пойдет домой. Говорят, что то, что у трезвого на уме, у пьяного на языке. Пьяный теряет самоконтроль, и делает все, что обычно хотел, но сдерживал. Но Урия даже в таком состоянии хранил верность своей миссии. Какой это удивительный человек, верный до самой сердцевины! Давид должен был зауважать его. Но вместо этого Давид отправил его на верную погибель. Давид не вспомнил также шестую заповедь: «Не совершай убийства». По его приказу Урию Хеттеянина поставили в самое опасное место битвы, враги его убили, а Давид забрал его жену себе. Давид мог бы оправдываться тем, что Втор.20:17 повелевает уничтожить хеттеев. Но на самом деле он не хотел поступить по Божьей правде, а просто хотел скрыть свой грех и забрать чужую жену. Никто не осмелился осудить поступок царя. Но в глазах Бога это было зло.
Если даже Давид совершил такие ужасные поступки, то как мы можем уберечься от подобного? Давайте подумаем об этом глубже.
Искушение, которое постигло Давида, исходило не от женщины, а из сердца Давида. Никто не может искуситься тем, чего не хочет сам. Только наши собственные желания могут толкнуть нас на поступки. Обычно глаза мужчины сами тянутся за красивыми женщинами, поэтому только тот, кто контролирует свои глаза и мысли, может не поддаться искушению. Когда я был студентом, у моих товарищей в комнате стоял телескоп, и мы часто направляли его не на небо, а на окна соседних общежитий. Также нельзя не вспомнить массовое увлечение порнографией. Почему люди так делают? Потому что желают получать наслаждения без обязательств. Это тот девиз, который часто звучит в рекламе. Наслаждайся, и не думай об ответственности. Это девиз грешника. Хотя мы больше говорим о мужчинах — Давид был мужчиной, – но женщины совершают грех по тем же причинам.
Когда Давид увидел с высокой крыши эту красавицу, он, наверное, вспомнил своих жен. Мелхола была гордой царской дочкой, и относилась к мужу, бывшему пастуху овец, с презрением. Авигея была мудрой и постоянно поучала его, а он ей слова не мог сказать. Ахиноама не представляла из себя ничего особенного, но она родила ему первенца и поэтому постоянно загружала его обязанностями по дому. Иногда хотелось сбежать от них подальше. А та женщина из соседнего двора была красивой и пока что ничего от него не требовала и ничем не надоедала. И симпатия Давида окончательно сдвинулась в ее сторону. Чем дольше он смотрел, тем больше разгорались его эмоции, до тех пор, когда он уже не был в состоянии остановиться.
Всем нам хочется иметь идеального партнера. Но мы должны знать, что люди не идеальны. Чужие жены, чужие мужья, а также не состоящие в браке красавицы и красавцы, актеры и победители конкурсов красоты, – все они до одного реальны — имеют недостатки, слабости и грехи; самая главная ценность отношений между мужчиной и женщиной — не в наслаждении, а в верности. Искать наслаждения, но избегать верности — это все равно, что съедать вишенку с торта, а сам торт выбрасывать на мусорку.
Также мы должны помнить, что сделанный грех всегда тянет за собой другие грехи. Кто делает грех — тот становится рабом греха. Надо помнить, что если что-то нельзя, то нельзя даже если очень сильно хочется.
В книге «Борьба каждого мужчины» автор рассказывает о том, как он однажды, будучи за рулем машины, загляделся на девушку, бегущую по пляжу, и попал в аварию. Тогда он осознал, что из-за того, что он не контролирует свои глаза, его брак тоже движется к катастрофе. Это подвигло его к серьезным решениям и действиям. У сатаны есть три главных оружия, которые постоянно нас атакуют: похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Поэтому наша жизнь — это духовная война, а на войне нельзя расслабляться и пускать все на самотек. Библия постоянно говорит нам, что мы должны обновиться нашим умом, пленить наши помышления в послушание Иисусу Христу, и жить не по плоти, а по духу. …Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Фил.4:8). И первый шаг к тому, чтобы контролировать свои мысли, – это контролировать свои глаза.
Давид назван в Библии человеком по сердцу Бога. Но даже у такого человека не хватило сил, и он не смог устоять, и поступил эгоистично, нечестно, подло и жестоко. А что о нас говорить? Можем ли мы не грешить? Библия дает нам все снаряжение для этого. Во-первых, мы должны пребывать в слове Бога. Пс.118:11 говорит:
В сердце моем сокрыл я слово Твое,чтобы не грешить пред Тобою.
Мы должны изучать Библию с целью не грешить перед ее Автором — Богом. Тогда слово Бога всегда вовремя поддержит и направит нас.
В-вторых, мы должны искать отношений с Богом постоянно. Сам Давид пишет в Пс.15:8:
Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
По себе я тоже знаю, как трудно контролировать свои глаза. Я чувствую это каждый раз, выходя из дома. В церкви еще ничего, потому что здесь я всех воспринимаю как родственников. Но в маршрутке я обычно спасаюсь чтением. Отвести глаза в сторону и не пялиться на красивых женщин требует усилия. И я знаю, что если бы не Бог, у меня не было бы ни причины, ни сил это делать. Но благодаря Богу у меня есть и причина, и сила. Эта сила не моя, но она держит меня, и я каждый день благодарю Бога за это. Надо понимать, что я не самодостаточный, что Бог нужен мне, и нужен не только в следующее Воскресенье в 12:00, а сегодня, здесь и сейчас. Наша душа должна жаждать Бога крепкого и живого. Тогда Сам Бог Своей всемогущей силой сохранит нас от зла.
2. Покаяние Давида
Прочитаем стихи 1-4:
1 И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
Наверное, вы уже поняли, о чем эта история. Богатый — это Давид, бедный — это Урия, а овечка — Вирсавия. Стих 3 показывает, как Урия любил и ценил свою жену. Это хороший пример для любого мужа, как надо относиться к своей жене. Но Давид из-за прихоти разрушил этот прекрасный союз.
Для Давида эта притча прозвучала как реальная история из жизни, и он возмутился, как можно так поступить. Нас легко возмущают поступки других людей, которые себе мы готовы простить. Прочитаем стихи 5 и 6:
5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
Мы можем научиться у Нафана великому искуству обличения. Это не такое легкое дело, как кажется. Часто люди обличают примерно так: «Ты плохой, потому что то и то делаешь плохо». Некоторые проповедники чувствуют гордость, когда мощно обличают грех. Такое обличение только раздражает превращает обличаемого в врага. Но Божий слуга всегда должен обличать со слезами, сокрушаясь о том, как грех разрушает жизнь человека. Нужно ненавидеть грех, но надо любить грешника и сделать все возможное, чтобы спасти его, а не осудить. Нафан имел мудрость от Бога, чтобы вызвать в Давиде не ненависть к Нафану, а ненависть ко греху.
В книге Исход 22:1 сказано:
1 Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.
Вероятно, именно это Давид имел в виду, говоря, что за овцу надо заплатить вчетверо. Так и произошло с Давидом — в последствии он заплатил жизнью четверых своих сыновей. Грех не проходит бесследно и Божья справедливость исполняется.
До сих пор Давид прятал свой грех любой ценой. То, что он согрешил, вызывало у него страх, что это станет известно, но не более того. Через притчу Бог помог ему увидеть, что грех — это мерзко, это отвратительно. И теперь, когда Давид сам признал это, Бог через Нафана начал операцию по удалению греха. Прочитаем стихи 7-12:
7 И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула,
8 и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше;
9 зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
10 итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем;
12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
Бог сказал три важных вещи. Во-первых, Он напомнил, Кто поставил Давида царем и дал ему все, что у него есть. Это был Бог. Желая приобрести еще больше, Давид оставил Того, Кто дал ему все, и нарушил Божье слово. Во-вторых, это не аммонитяне, а Давид убил Урию их руками, чтобы отобрать его жену. В-третьих, за грех последует наказание. Поскольку грех был серьезный, наказание тоже будет серьезным. Но Бог не будет все скрывать, а сделает все открыто.
Совершая грех, человек не думает, что об этом кто-то узнает. Но Бог знает и видит все, даже наши мысли. Однажды тайное становится явным.
И вот здесь проявилось то, благодаря чему Давид назван человеком по сердцу Бога. Пророк рисковал. Царь мог разгневаться и сказать: «Ты как обращаешься к помазаннику?». Он мог спокойно отдать пророка под стражу или казнить. Но Давид знал голос Бога. Поэтому Бог мог говорить к нему. Овцы всегда знают голос своего пастыря. Когда Нафан говорил, Давид услышал голос Бога, говоривший к нему. И Давид не мог противиться голосу своего Пастыря. Он осознал, как ужасно в глазах Бога то, что он сделал, и сильно пожалел о содеянном. Прочитаем стихи 13,14:
13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь;
14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
Покаяние Давида не было цветастым и многословным, но оно было искренним. Поэтому Господь простил его. Конечно, потом Давид написал по этому поводу красивый и глубокий Псалом 50, через который мы можем научиться о покаянии. Но в этот момент важно было одно: признать свою вину и оставить грех. И этого было достаточно для спасения. Бог не желает смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего греха и был жив. Бог не оправдал поступки Давида, но оправдал самого Давида. Даже если твои грехи такие большие, как грехи Давида, можно получить прощение, не делая великих свершений. Некоторые думают, что для того, чтобы прийти к Богу, нужно совершить какие-то поступки или как-то себя усовершенствовать. Но Библия говорит совсем не так. Библия учит о покаянии, и нам нужно понимать, что такое покаяние. Это не религиозный ритуал, через который изменяется формальный статус человека в церкви. Также это не способ помучить и унизить себя. Покаяние — это в первую очередь способ восстановить отношения. Если ты сделал поступок, из-за которого поссорился с лучшим другом, то единственный способ восстановить отношения — это прийти и сказать: «Я был не прав, прости меня, пожалуйста!». Если ты совершишь массу геройских дел, воспитаешь свою силу воли и переведешь через дорогу сто бабушек, то, хотя это и хорошие и нужные дела, они никаким образом не восстановят ваши отношения. А покаяние сделает это даже при отсутствии дел. А друг ответит: это ты меня прости. И вы долго будете сидеть в обнимку и плакать вместе, и одновременно радоваться. И затем постараетесь больше не совершать того, что так испортило ваши отношения. Это и есть покаяние. Наши грехи разделяют нас с Богом, и точно не Бог виноват в этом. Тем не менее Он взял всю вину на Себя. Иисус Христос уже оплатил все на кресте, понес все наше наказание, чтобы мы получили прощение. Умирая на кресте, Иисус молился: «Отче, прости им!». Он имел в виду именно твой и мой грех. Его лицо было обезображено за тот грех, который, возможно, ты сейчас скрываешь, чтобы не потерять свое лицо. Он сделал это, чтобы ты и я больше не страдали от греха, а помирились с Богом и имели чистое сердце. Это великая любовь Бога, которая спасает всякого погибшего грешника. Он отдал Свою жизнь, чтобы дать жизнь нам. Давайте посмотрим вверх и скажем: «Спасибо, Бог!». Теперь наш ход.
Давид хорошо осознал свое состояние. Он писал: «беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал… омой меня… Сердце чистое сотвори во мне… Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс. 50:5-13). Он хотел одного: снова быть чистым и находиться в присутствии Божьем. Человек, знающий Бога, может согрешать, даже сильно согрешать, но он никогда не сможет жить в грехе спокойно. Слово Бога будет колоть ему глаза, проникать до разделения составов и мозгов и судить помышления и намерения сердечные.
Бог снял с Давида его грех. Но Бог не оставил жить ребенка, зачатого в грехе. Давид молился и постился, но Бог не изменил Своего слова, и ребенок умер. Слуги не понимали Давида, думали, что он убит горем из-за ребенка. Но на самом деле Давид искал Бога. И после смерти ребенка он встал и решил, что благодати Бога довольно для него. Он решил жить по максимуму для Бога.
Прочитаем стихи 24,25:
24 И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его
25 и послал пророка Нафана, и он нарек ему имя: Иедидиа по слову Господа.
Здесь впервые Вирсавия названа женой Давида. Теперь она действительно была по закону его женой, и родившийся ребенок был тоже законным. Родители назвали его «Соломон», что значит «человек мира», а Бог дал ему имя «Иедидиа», что значит «возлюбленный Господом». Сравните двух детей того же мужчины и той же женщины. Первый был плодом греха, и умер. Второй — законный ребенок и плод покаяния — был возлюблен Богом и стал царем, при котором Израиль достиг расцвета своего могущества. Если бы слова пророка не привели Давида к покаянию, до чего он дошел бы? Но теперь он узнал милость Бога, которая покрыла все его грехи, и это изменило его жизнь. Он стал хвалить милость Господа и жить Его милостью каждый день. Если бы он встретил Голиафа теперь, он бы не убил его, а привел к покаянию.
Кому нравится слушать обличения? Когда Бог обличал царя Саула, тот не слушал обличения, а только искал, как удержать свое царство. В результате он потерял все. Нам всегда хочется выставить себя правыми. Каждый из нас в каком-то смысле считает себя царем и пытается сохранить свой авторитет, даже при отсутствии такового. Но слово Бога говорит на эту тему:
Прит. 15:10 Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
Прит. 19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Прит. 27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
Я молюсь, чтобы мы были людьми, способными слышать Божий голос и раскаиваться. Хотя все мы грешники, но мы омыты кровью Христа, оправданы и освящены для Бога. Я хочу прочитать четыре важных вещи, которые мы всегда читаем на детском служении.
1) Бог любит меня;
2) Грех разрушает мою жизнь;
3) Иисус умер за меня;
4) Мне нужно принять решение жить для Бога.
В заключение прочитаем ключевой стих:
И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь;
(п. Ной)