head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Не делайся участником в чужих грехах” (1-е Тимофею 5:1-25)

НЕ ДЕЛАЙСЯ УЧАСТНИКОМ В ЧУЖИХ ГРЕХАХ

1-е Тимофею 5:1-25

Ключевой стих 22 : "Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым."

В церкви всегда возникают множество конкретных проблем и ситуаций, которые нужно решать. В сегодняшнем слове Ап. Павел дает Тимофею несколько практических наставлений, как мудро поступать в церкви. Хотя эти советы даны почти 2000 лет назад, в них мы можем найти несколько принципов служения.

Во-первых, старца не укоряй (1,2)

Посмотрите стихи 1,2: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою». Здесь Павел говорит Тимофею о базовых принципах отношения между верующими в церкви, в частности, между пастырем и паствой. Если коротко, то отношения между верующими должны быть как отношения между членами семьи. Павел предлагает не укорять, но увещевать. Слово «укорять» переводится как «порицать, бранить, укорять», а слово «увещевать» имеет значения: «призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать; настойчиво просить, умолять, упрашивать; утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби». Верующий много сталкивается со своими грехами, немощами и ограничениями. Сатана часто пытается насадить сомнения и отчаяние. Поэтому Павел предлагает не угнетать верующих, а наоборот поддерживать, укреплять, уговаривать проявить твердость и верность Иисусу Христу. К кому это относится? Здесь слова старец и старица относятся к духовно зрелым верующим. Молодые — это духовно юные и новообращенные. Но и в том, и в другом случае — это те, кто поверили в Иисуса Христа, те, которые уже познали ужас своих грехов и милость Иисуса Христа. Таким людям нет необходимости говорить: «все вы грешники». Наоборот, их надо укреплять в надежде на небесное царство и помогать проявить верность Богу.

Также мы здесь видим один важный принцип, который действует в церкви: в церкви очень близкие отношения, как в семье, и все, даже обличение и исправление должно происходить в любви и уважении, как в семье.

Во-вторых, как поступать с вдовицами (3-16)

Социальное служение — важная часть служения церкви. Но тут для церкви есть опасность превратиться просто в гуманитарную организацию. Чтобы этого не случилось, Павел наставляет Тимофея, как мудро организовать это служение. Посмотрите стих 3: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц». Павел наставляет Тимофея и церковь заботится о вдовах. В то время вдовы и сироты были самой незащищенной социальной группой. И Библия часто повторяет: «не обижай пришельца, сироту, вдову». Павел призывает церковь оказывать им помощь. Здесь мы видим первый принцип оказания помощи: церковь не должна игнорировать ситуацию, но должна оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Но сразу в начале Павел говорит, что есть истинные и не истинные вдовы. Посмотрите на стихи 4,5: «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Также 8 стих: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». И 16: «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц». Тут «истинная вдовица» обозначает не просто женщину, у которой умер муж. Это по-настоящему одинокая женщина, у которой нет ни мужа, ни семьи, ни детей и внуков. Если у женщины есть семья, то церковь должна не сама заботиться о старушках, а научить родственников заботиться о своих родных. Заботится о родителях — это пятая заповедь и так нужно учить в церкви.

Это второй главный принцип социального служения: не давать рыбу, а научить ловить рыбу. Всякий человек должен иметь ответственность по крайней мере за себя, за свою семью и своих близких. Церковь в первую очередь должна научить этому, и, только потом, если действительно нет никаких возможностей, тогда надо помогать материально.

Третий главный принцип: надо помогать так, чтобы не было искушения, но наоборот, была слава Богу и укрепление церкви. В стихах с 5 по 10 сказано: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла… Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу». Тут Павел говорит помогать не всем подряд одиноким женщинам, но тем, кто достоин. Такая женщина постоянно пребывает в молитвах и в местах для молитвы. Она должна вести беспорочную жизнь и быть усердной к добрым делам, также иметь хороший жизненный опыт. Такая женщина должна быть старая и не иметь желания просто получить помощь, но хотеть чем-то послужить в церкви. Если такая женщина будет в церкви молиться, будет наставлять молодых, в том, как надо служить Богу и мужу, помогать им воспитывать детей, то она будет источником доброго влияния в церкви. Помогать такой женщине — не только обязанность, но и привилегия церкви.

В противоположность этому Павел говорит Тимофею уклоняться от молодых вдов. Стихи с 11 по 15 говорят: «Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны». Молодых вдов не надо брать на обеспечение не только потому, что они могут сами позаботиться о себе. Есть гораздо более важная причина: для молодой женщины быть на обеспечении у церкви — большое искушение. Если не надо заботиться о муже, о детях, нет никакой особой работы, наоборот, есть гарантия на будущее, то легко приходят искушения. Апостол Павел сказал, что они, не имея никакого конкретного дела, привыкают ходить по домам, разносят сплетни, сами суют нос туда, куда не надо, болтают и вообще, не только сами попадают в грехи, но и оказывают плохое влияние на других. Это разрушает церковь. Если молодая женщина потеряла мужа, надо, чтобы она выходила замуж, создавала свой дом, рожала и воспитывала детей.

Когда человек имеет минимальную гарантию на жизнь, и при этом ничего не делает, то приходят искушения не только к женщинам, но и к мужчинам. Тут говорится о вдовах просто потому, что во времена Павла никому бы в страшном сне не приснилось, что молодому мужчине, который потерял жену, церковь должна давать содержание. Но сейчас это не кажется невозможным. Например, сейчас, чтобы выжить, не надо так сильно работать, как 100 лет назад. Можно сидеть в офисе, можно заниматься непыльной работой. Можно откладывать небольшую сумму на счет в банке и покупать небольшие пакеты акций ведущих компаний. В свободное время можно ездить в турпоездки, летать на дельтаплане или заниматься серфингом. Потом немного работать, или просто жить на проценты от вкладов, на деньги родителей или просто сдавать квартиру родителей. Такой образ жизни возможен не только на западе, но и в Украине. Если 100 лет назад большинство мальчиков и девочек с раннего детства пасли коров, лошадей и другую живность, работали с утра до вечера на огороде, на поле, дома, то сейчас так живут только некоторые. Сейчас молодые люди знают, что особенно не напрягаясь, чуть-чуть работая, они точно не умрут с голоду, всегда могут пойти в ресторан или кафе или просто купить бутылку пива, пойти на шашлыки, поехать в отпуск на море и так далее. Идеальные условия, чтобы жить не задумываясь, себе в удовольствие, не прилагая особых усилий, развлекаться, жить сегодняшним днем. Правильно ли это или нет? Однозначно нет. Человек не создан для такой жизни. Поэтому рецепт для молодых женщин: выходить замуж, растить детей, строить свой дом. Для молодых мужчин: усердно трудиться, усердно служить Богу, быть ответственным хотя бы за себя и семью. Для церкви: не потакать грешным желаниям верующих. Итак, третий принцип помощи — помогать людям так, чтобы Богу была слава, а церкви назидание. Тем, кому материальная помощь не полезна, надо помочь найти место в жизни и обществе, на котором он может прославить Бога и приносить пользу другим.

В-третьих, не заграждай рта у вола молотящего (17,18)

Посмотрите стихи 17,18: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей». В письмах Павла есть некая косноязычность, поэтому, чтобы было понятнее, перефразируем: «тем пресвитерам, которые хорошо (успешно) руководят, а особенно тем из них, кто трудится в проповеди и в воспитании церкви, надо оказывать особую честь». Руководить в церкви — это тоже служение. Через правильное администрирование Бог получает славу, а если все как-то не так, то наоборот, запустение в церкви, насмешки и презрение от неверующих.

В 18 стихе говориться о воле молотящем и о том, что трудящийся достоин своей награды. По всей видимости, тут говорится, что пресвитер, который хорошо исполняет свои обязанности, должен получать зарплату. Хотя Павел сам работал и никогда не получал содержания от церкви, но он всегда говорил, что это его личное решение перед Богом. Другие служители должны жить с благовестия. Это духовный порядок: тот, кто принес благую весть, кто трудился для спасения грешников, имеет право получать от церкви содержание.

В-четвертых, не делайся участником в чужих грехах (19-25)

Посмотрите стихи 19,20: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели». Здесь Павел говорит о еще одном принципе в церкви: обвинение на пресвитера принимается при двух или трех свидетелях. Это общий принцип библейского судопроизводства: для обвинения какого-либо человека в суде не достаточно голословного утверждения: нужно еще 2 или три свидетеля, которые подтверждали бы это. Но так было не со всеми преступлениями, а только с теми, за которые полагалась смертная казнь.

Таким образом, Павел ставит обвинение на пресвитера в один ряд с тяжелыми преступлениями как богохульство, идолопоклонство, убийство или торговля людьми. Почему это так? Потому, что пресвитер церкви — важный человек. Хочет он того или нет, но он влияет на всю церковь. Поэтому, если он согрешил, через его грех приходит искушение для многих. С другой стороны, на руководителя или служителя церкви всегда много бессмысленных обвинений. Пресвитеров и пастырей обвиняют из-за зависти, из-за вымышленных обид, из-за того, что кажется он или слишком суровый или слишком мягкий и еще по тысячам причин. В подавляющем большинстве случаев это пустые обвинения, не имеющие основания. Их использует сатана, чтобы ранить слугу Бога, посеять подозрительность, недоверие и конфликты в церкви и разрушить дело Бога. Поэтому Тимофей, как духовный наставник церкви, должен иметь мудрость: если кто-то голословно обвиняет пресвитера, то нельзя помогать сатане уничтожать дело Бога. Но если это серьезное обвинение, и представлены свидетели, то надо исследовать дело и, если грех действительно есть, то обличать перед всеми. Для чего? Потому что грех надо удалить из церкви. Церковная должность — это не только привилегии, но и миссия и ответственность.

Посмотрите на стихи 21,22: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым». Пастырь не должен поступать в личных амбициях, по личным предпочтениям. В церкви не должно быть фаворитизма и партий.

Также Павел призывает Тимофея быть рассудительным в поставлении служителей. «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах». Поставить служителя, и организовать служение — это очень ответственное дело. Бывает сам верующий вызывается на какое-то служение, но хочет делать его не для Бога, а чтобы показать себя. П. Ярослав рассказывал, что в его церкви в Краматорске многие приходили и говорили: «я хочу участвовать в группе прославления. Я хочу славить Бога». Но реально многим хотелось просто показать себя: я стою на сцене, а на меня все смотрят, вах классно. Но это не было бы служение Богу. Как поступали в этом случае? Такому верующему говорили: «хочешь славить Бога? Хорошо, иди в административное служение: убирать зал, расставлять стулья перед богослужением, проверять, чтобы в туалете была бумага и так далее. Потом, когда проявишь себя в этом служении, тогда поговорим о группе хвалы». Тут нет никакого унижения: подготовка богослужения — очень ответственное дело, особенно когда помещение не свое и доступно ограниченное время, только за час до начала служения и за час после конца надо все убрать. И тот кто действительно хорошо служит прославляет Бога не меньше, чем в группе прославления. Но тут нет человеческой славы, поэтому большая часть претендентов в группу прославления сразу куда-то пропадала. Такой подход и есть реализация принципа «не возлагай рук поспешно»: то есть проверяй служителя, прежде чем доверить ему служение.

Также бывает, что верующий приходит к пастору и говорит: «я хочу организовать такое-то служение». Например, говорит: «давайте для детей в церкви сделаем авиамодельный кружек». Это просто пример, все сходства с реальными персонажами — случайность. Будет ли это полезно — никто не знает. Возможно в церковь будут приходить дети, особенно мальчики. А возможно, сейчас проще купить модель в магазине и никому из детей в Киеве это не интересно, а интересно делать роботов. А возможно руководитель кружка просто будет сам играться с самолетиками, потому что не имел возможности наиграться в детстве. Возможно этот кружек будет мешать другим служениям, а возможно нет. Невозможно ответить однозначно, нужно ли делать и будет ли успех. Но есть одно мудрое решение: не торопиться, не поступать по человеческой мудрости или эмоциям, по своему желанию и предпочтению. Это не значит, что делать ничего не надо. Но не надо, как только пришла такая идея, сразу выселять из музыкальной комнаты хор и оркестр, покупать станки, верстаты и дорогое оборудование. Надо немного успокоиться, молиться и ждать ответа от Бога. Можно попробовать с меньшего, запустить тестовый вариант, посмотреть, что получится и, либо прекратить, либо внести коррективы, или наоборот, расширить служение. В таких случаях не бывает однозначного ответа, но пастор точно не должен сворачивать всю остальную работу ради одного эксперимента. И, в любом случае, церковь — это место, где служат Богу. Ни один проект не должен закрывать Бога и мешать основному служению. Это тоже значит — не возлагай ни на кого рук поспешно.

В любом случае непродуманная поспешность в благословении — опасность участвовать в чужих грехах. Также игнорировать чужой грех, особенно грех служителя или наоборот, безосновательно обвинять другого — это тоже участвовать в чужих грехах. Слуга Бога должен избегать этого.

Посмотрите еще раз на на конец 22 стиха: «храни себя чистым». Это самое важное. Слуга Бога всегда должен постараться иметь духовную проницательность и, даже решая конфликты, которые сложно решить, принимая или не принимая обвинения, принимая или не принимая вдов, благословляя кого-нибудь или наоборот, запрещая, должен во всем постараться узнать и исполнить волю Бога и хранить себя в чистоте, не участвуя в хитрости других.

В сегодняшнем слове Павел дает наставления Тимофею, как мудро поступать в церкви. Вообще говоря сегодняшнее слово относится прежде всего к Тимофею и к ситуации в Ефесской церкви. Положение Тимофея в церкви было особым: он не был руководителем церкви, не был даже членом Ефесской церкви, а был поставлен Павлом на время, чтобы помочь церкви возрасти и укрепиться. Грубо говоря, Тимофей был духовным консультантом с правами суперпользователя: если возникают проблемы, которые сама церковь не может решить, он может проявить власть и разрешить ситуацию. Но это не основная его деятельность. Главное — помочь церкви расти. Поэтому советы Павла Тимофею иногда кажутся нам неприменимыми: ни у кого из нас нет такой роли в церкви. Тем не менее эти советы легко применимы для нас. Если Павел говорит Тимофею, чтобы он увещевал верующих, то для нас это обозначает, что мы не должны обвинять друг друга и пастырей, но укреплять друг друга следовать за Иисусом Христом. Советы Павла по поводу вдов легко переносятся на любую помощь как в социальном служении, так и в воспитании агнцев. По поводу обвинения пресвитера мы должны понимать, что есть множество глупых и пустых обвинений, поэтому не любить слушать слухи и самим стараться держать себя в чистоте и избегать искушений. По поводу поспешного возлагания рук тоже понятно: вместо того, чтобы сразу что-то делать надо помолиться, посоветоваться, исследовать свое сердце и делать, чтобы принести плод и славу Иисусу Христу. В любом случае, все что мы делаем, должно быть с любовью, с уважением, с верой в Иисуса и для Его славы и для укрепления церкви.

(п. Влад)