head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Един и посредник между Богом и человеками” (1-е Тимофею 2:1-15)

ЕДИН И ПОСРЕДНИК МЕЖДУ БОГОМ И ЧЕЛОВЕКАМИ

1-е Тимофею 2:1-15

Ключевой стих 2:5 : "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус&"

В 1:3 Павел говорил о том, что отходя в Македонию, просил Тимофея пребыть в Ефесе. Фактически этим Павел назначил Тимофея главным служителем в Ефеской церкви. В этой церкви были серьезные проблемы, и молодому и неопытному Тимофею нелегко было справляться с ними. В сегодняшнем отрывке Павел учит Тимофея как необходимо служить Богу, то есть проводить Богослужения, и как для мужчин и женщин необходимо относиться к Богослужению и готовить себя к Богослужению. Сегодня мы собрались для Богослужения. Пусть Бог сегодня научит как поклоняться и служить Ему через Святого Духа.

I. Один Бог и один посредник (1-7)

Прочитаем стихи 1,2: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Здесь Павел говорит Тимофею что в церкви необходимо прежде всего молиться. Церковь это место, где люди молятся. Когда Иисус выгнал торговцев из храма, Он сказал: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13). Если в церкви не молятся, то она превращается в разбойничье логово. Бог хочет, чтобы в Его доме, в церкви, люди молились Ему. Когда Соломон закончил строительство храма, то просил Бога о том, чтобы это место стало местом молитвы (3 Цар.8). Без молитвы в церкви нельзя никак обойтись. Конечно, Бог суверенен и делает все по Своей воле. Но Он делает это по молитве Своих слуг. В 1-ом стихе перечислены разные виды молитвы: просто молитва, прошение, моление и благодарение. Прошение – это конкретная просьба о чем-то. Эту молитву люди понимают лучше всего. Они просят у Бога здоровья, хороших оценок и хорошей работы. Прошение также включает молитву за обращение других людей. Моления – это когда человек изливает перед Богом свою душу, как это часто делал царь Давид в Псалмах. Возможно в этом время он не знает, о чем просить Бога, но он хочет рассказать Богу о своей радости, но чаще о своих переживаниях или своем горе. Благодарения – это благодарение. Нам нужно учиться благодарить Бога. Многие люди принимают то, что получают, как само собой разумеющиеся. Они думают, что сами никому ничего не должны, но все остальные обязаны им помогать. Такие люди не умеют благодарить. Поэтому всегда хорошо отвести в нашей молитве время для благодарности, чтобы вспомнить то, что Бог сделал для нас, и благодарить Его. В наших программках воскресного Богослужения также есть разделы «общие темы молитвы», «насущные темы молитвы» и «темы благодарения». Наверное, тот, кто их составлял, перед этим читал 1 Тимофею 2:1.

Павел также сказал, что молиться нужно за всех людей, включая царей и начальствующих. В то время большинство царей и начальствующих были врагами христиан, поэтому одно упоминание их имени вызывало ненависть. Но молиться за за другого человека не означает благословить его на все, что он делает. Если он делает зло, то нужно молиться, чтобы он раскаялся, перестал делать зло и начал делать добро. Нам также нужно молиться чтобы наши правители имели страх Божий и не думали, что им можно делать все, что хочется, потому что у них есть власть и деньги. Все люди согрешили, и всем им нужен Спаситель Иисус. Люди, у которых есть власть и деньги, нуждаются в Спасителе так же, как и те, у которых нет власти и денег. Мы также учимся, что пока человек живет, всегда есть надежда на его покаяние и спасение. Мы не можем проповедовать всем людям – иногда мы не можем к ним добраться, иногда они не хотят нас слушать. Но мы всегда можем молиться за них. Никто не может нам запретить молиться за человека, даже он сам. Все мы пришли к Богу потому что нашелся один или несколько человек, которые молились за наше обращение.

Прочитаем стихи 3-4: «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истин». В то время некоторые Иудеи учили, что спасутся только избранные, а все остальные люди – это топливо для костра. Но Павел говорит, что Бог хочет, чтобы спаслись все люди. В этом заключено глубокое желание Бога – чтобы все люди спаслись. Поэтому нам нужно молиться не только за решение своих проблем. Нам нужно молиться «для всех народов», чтобы все люди спаслись.

Как же люди обретают спасение? В стихах 5-6б написано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Иисус – это единственный посредник, который может привести человека к Богу. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Христиане в Ефеской церкви были в основном греками, а у греков было много богов. В частности, в Ефесе поклонялись богине Артемиде. Но Павел ясно говорит, что у других богов и религий нет шанса – путь к Богу лежит только через Иисуса.

В стихе 5 Иисус назван посредником. В посреднике возникает нужна, когда конфликт между двумя сторонами вышел из-под контроля. Именно такой стала ситуация между Богом и человеком. Бог – свят, а человек – грешен. Пропасть между ними преодолеть невозможно. Конечно, большинство людей считают себя хорошими людьми. Редко кто считает себя плохим. Но даже такие «хорошие» люди не смогут преодолеть эту пропасть. Но если не преодолеть эту пропасть, то человек пойдет в вечное осуждение, потому что плата за грех – смерть. Но посредник Иисус решил конфликт между Богом и людьми, уплатив плату за грех. Плата за грех – смерть, и Иисус умер на кресте за наши грехи. Когда Иисус был судим, наказан и распят, Бог излил на Него Свой праведный гнев, и цена греха была уплачена. Иисус открыл людям путь к Богу. Он – наш единственный посредник.

В стихах 6б-7 говорится: «[Таково было] в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине». Ап. Павел однажды испытал и принял Божью благодать в свою жизнь. И теперь Бог велико использовал его как проповедника, Апостола и учителя для язычников. Подобно Павлу, Бог хочет работать через каждого, кто испытал Его благодать. Поэтому нам нужно найти свое место в Божьем деле. Конечно, Павел был великим человеком, специалистом «широкого профиля» – Апостолом, проповедником, учителем. Но все равно он не делал все сам. Часть дела он поручал другим людям, например, Тимофею он поручил руководство церковью. Нам нужно знать не только недостатки других. Но нам нужно также знать и сильные стороны других, чтобы помочь им найти свое место в работе Бога. В любом коллективе есть люди, которые делают большую часть работы. А есть люди, которые вначале куда-то пропадают, а появляются только в конце, когда уже все сделано. Есть люди, которые думают, что нужно помочь и даже обещают помочь, но не помогают. Также есть такие, которые вообще не понимают, что происходит. Бог хочет, чтобы каждый из нас стал человеком, который верно делает свое дело.

II. Мужчины и женщины в церкви (8-15)

Во II-ой части Павел учит как мужчинам и женщинам необходимо готовить себя для служения в церкви. Давайте прочитаем стих 8: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Греки, как известно, живут в жарких странах, и характер у них также горячий. Они вспыльчивы и легко заводятся. Например, в Деян.19 описано, как у серебрянника Димитрия существенно сократились доходы из-за проповеди ап. Павла. Люди раскаивались и переставали покупать его серебрянные храмы Артемиды. Он собрал других ремесленником и они выступили против Павла. Написано, что они «исполнились ярости и стали кричать», и наполнили весь город смятением. Вот такие греки горячие. Наверное, в наше время они такие же горячие, как и прежде. Вероятно в церкви эти горячие греки размахивали своими руками, в гневе ударяли ими по столам и громко спорили. В такой атмосфере было трудно молиться. Женщины отходили в страхе, а дети плакали, все боялись, что они сейчас начнут драться. В каждом мужчине есть что-то дикое. Павел говорит таким мужчинам что Бог дал им руки не для того, чтобы размахивать ими в жарких спорах, быть ими мебель или драться. Руки нам даны для усердного труда. И молитва – это усердный и тяжелый труд. Он призывает их контролировать свои эмоции, и направлять свою силу на молитву, а не на гнев и споры.

В стихах 9-15 Павел обращается к женщинам. То, что он говорит здесь для женщин, многим может не понравится и даже вызвать движение сопротивления сестер. Но Павел так говорит не потому что не любит щенщин, или не понимает женщин или хочет их обидеть. Как раз наоборот – он хотел чтобы женщины нашли свое место в Божьем деле и были счастливы, радостны и плодотворны. Прочитаем стихи 9-10: «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». Некоторые женщины в Ефеской церкви одевались роскошно и вызывающе. Перед тем, как прийти на собрание, они проводили много времени возле зеркала, красясь, делая прическу, примеряя различные украшения из золота и жемчуга и наряды. В церкви они отвлекали других женщин от Богослужения. Вместо того, чтобы молиться и слушать проповедь, они думали: “Интересно, а где эта сестра купила себе такое красивое платье? Почему у меня такого нет?”. Они также отклекали мужчин от Богослужения. Более того, своими дорогими нарядами они плохо влияли своим дорогим убранством на бедных членов церкви. Конечно, желание женщин быть красивыми понятно, и заложено в них с рождения. Зачастую, женщины лучше заботятся о себе, чем мужчины, гораздо реже позволяя себе неухоженность и неряшливость. Но очень часто эта забота перерастает в похоть и толкает женщин к показухе и греху тщеславия, к стремлению показать себя лучше, чем есть в действительности. Ап. Павел выводит таких женщин на чистую воду. Он говорит им одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием. Когда они собираются на Богослужение, то должны помнить, что они идут на Богослужение, а не на бал. Когда мы идем заниматься спортом, то одеваем спортивный костюм. А когда имем работать на огороде, то одеваем рабочую одежду. Соответственно, когда мы идем в церковь, то надо одевать церковную одежду. А что это за одежда? Это одежда со стыдливостю и целомудрием, украшенная добрыми делами. Павел никоим образом не устанавливает для женщин жесткие правила dress-code. Он также конечно же не имеет ввиду, що женщинам нужно приходить в церковь в грязной и рваной одежде и с распущенными волосами. Но он хочет, чтобы женщины имели правильное отношение к Богослужению. Очень часто то, как одевается женщина, показыет ее сердце и отношение с Богом. В церковь приходят на Богослужение, а не на показ мод, и Богослужение нельзя превращать в показ мод. Бог, Которому мы служим, велик, и заслуживает величайшего уважения, чести и преданности.

Прочитаем стихи 11-12: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Что здесь хочет сказать ап. Павел? Что женщины вообще должны молчать в церкви? Но тогда мы не сможем слышать прекрасное пение наших сестер! В других местах Библии женщинам позволяется учить детей (2 Тим.3:15) и молодых женщин (Тит.2:4). Сам Тимофей получил большое влияние от своих верующих бабушки и мамы (2 Тим.1:5). Иисус послал Марию Магдалина благовествовать ученикам о Своем воскресении. А у Филиппа благовестника было четыре пророчествующих дочери (Деян.21:9). Конечно, женщинам можно учить, но Павел говорит здесь что женщина должна знать свое место в церкви и не стремиться к руководству и власти. Он приводит для этого 2 довода.

Во-первых, порядок творения. Прочитаем стих 13: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». Кажется что не очень важно, кто создан первым, а кто – вторым. Но в данном случае это важно. До появления Евы в созданном Богом мире уже произошли очень важные события. Порядок во Вселенной и в райском саду был уже установлен, Адам получил от Бога владычество и поручения. Имена всем животным уже были даны. Все было решено и сделано до появления Евы, без ее участия, ведома и согласия. И ей, будучи созданной Богом, нужно было просто принять, как факт, сложившуюся ситуацию, то есть подчиниться. Ева должна была поверить Адаму, что Бог действительно разговаривал с ним, что он – тот, который отвечает за все творение вокруг, что она создана для него как жена. Ева должна была начать учиться от него, потому что с момента своего появления сразу же попала в зависимость от Адама в области знаний, должна была спрашивать его обо всем, что не знала: «Адам, дорогой, а почему ты назвал дерево деревом? Как по мне, немного странное название, неправда ли? Я бы назвала его по-другому!» «Адам, а как ты назвал эту красивую рыбку, которая плавает в озере?» и т.д. Конечно, мужчина и женщина были сотворены равными, но с разными ролями. Бог дал мужчине роль руководить, а женщине – подчинаться и помогать ему.

Во-вторых, женщина первой впала в искушение. Прочитаем стих 14: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление». Сатана искушал женщину нарушить заповедь Бога и съесть запретный плод. За это он обещал ей, что они будут «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Это учение было новым для женщины, и ей следовало бы пойти поговорить о нем со своим мужем. Но она не сделала этого и приняла решение есть запретный плод самостоятельно. Более того, она попыталась обрести власть над мужем, дала ему есть запретный плод, и это все имело ужасные последствия. Поэтому управлять и принимать окончательные решения должен мужчина. Здесь мы учимся тому, что женщина должна быть женщиной, а мужчина должен быть мужчиной. Когда женщина хочет быть мужчиной, ей приходится брать на себя огромную тяжесть ответственности и принятия решений, для чего она не создана и не предназначена, и эта тяжесть разрушает ее личность, дает ей много стрессов, делает ее нервной, раздражительной и злой. Одинаково верно и обратное: когда мужчина отказывается быть мужчиной, а хочет быть женщиной, отказывается принимать важные решения и брать на себя ответственность за себя, за семью, общество и страну, отказывается тяжело трудиться и рисковать, то причиняет много страданий себе и другим.

Итак, учить женщинам нельзя, руководить тоже нельзя, а что же им можно делать? Давайте прочитаем стих 15: «впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Спасение в Библии может иметь два значения. Первое – спасение от ада, вечной погибели, второе, спасение от разных бед. Здесь Павел имеет ввиду второе. Бог дал женщине привилегию, которой лишены мужчины – рождать новые жизни. Эта привилегия также несет на себе многие трудности, связанные с вынашиванием детей, их рождением и воспитанием. Но когда женщина принимает на себя эту миссию, то спасает себя от многих бед в жизни. Чтобы женщины не думали, что их единственное дело – рождать детей, Павел добавил: «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Женщинам, как и мужчинам, нужно хранить свою веру, любовь, святость и целомудрие.

Не нужно думать, что если служение женщины не так заметно, как мужчины, то оно менее важно. Говорят, что «миром управляет рука, качающая колыбель». Пусть это укрепит руки наших сестер, ежедневно качающих колыбели и тех сестер, которые только планируют качать колыбели. Перед Богом важны не масштабы служения, а наша верность Ему в том, что Он поручил нам.

Сегодня мы узнали о том, что Иисус – это единственный посредник между Богом и человеками. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, поэтому нам нужно молиться за всех людей и донести им эту весть. Мы также узнали, что в церкви есть мужчины и женщины и у каждого из них есть свое уникальное и важное дело. Давайте помолимся.

(п. Иаков)