Вивчення Біблії: Проповідь “Светильник Божий еще не погас” (1-я Царств 3:1-21)
СВЕТИЛЬНИК БОЖИЙ ЕЩЕ НЕ ПОГАС
Ключевой стих 3:3 : "и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий"
Многие говорят, что сейчас наша страна находится в глубоком кризисе. Кажется, что наступила сплошная темная полоса, из которой не видно выхода. Нам, как верующим, интересно, что же делает Бог в этой ситуации. Давайте сегодня подумаем, какая может быть надежда у нас и нашей страны? Что нужно, чтобы Бог мог действовать в нашей жизни и изменять Украину в святой народ?
1 Темные времена (1)
Прочитаем стих 1:
Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты.
Самуил родился в трудное время. В стране не было единства, а единственный человек, которого можно было считать лидером, священник Илий, больше заботился о благополучии своей семьи, а не о народе, и свободно позволял своим сыновьям бесчинствовать в храме. Что-то это нам напоминает.
Здесь сказано, что слово Господне было редко в те дни. Хотя само появление Израильского народа было тесно связано со словом Бога, теперь они редко слышали это слово. Почему так произошло? Здесь есть два момента.
Во-первых, люди не хотели слышать слово Бога. Книга Судей резюмирует то время такой фразой:
В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. (Судей 21:25)
Каждый человек считал высшим авторитетом себя, и сам решал, что справедливо, а что нет. Это очень похоже на наше время, когда каждый может авторитетно заявить о своем мнении в интернете. Мир становится похож на психбольницу, где каждый считает себя Наполеоном. Хотя на каждом углу можно купить Библию, или даже получить даром, и прочитать и узнать истину о Боге, люди предпочитают свое <авторитетное> знание, основанное на чьих-то фантазиях и домыслах. Нам нужны не такие вымыслы, а подлинное знание о Боге.
Во-вторых, было мало проповедников, говорящих слово Бога. Такие священники, как Илий, больше интересовались привлечением дохода в семью, а не словом Бога, поэтому всегда старались говорить приятное людям и много благословляли приходивших в храм, но не бросали людям вызов жить по слову Бога. Конечно, благословлять других – это хорошо, и специально говорить неприятное не надо, но мир нуждается в проповедниках, которые говорят слово Бога верно, даже если оно неприятно.
Также 1-й стих говорит, что видения были нечасты. Если со словом Бога все ясно, открываешь Библию и читаешь, то что такое видение – не очень ясно. Можете посмотреть значение этого слова в словарях. Кроме <то, что мерещится>, это слово еще означает способность воспринимать, оценивать, а также план, мечту и надежду. В Большой Советской Энциклопедии, кстати, этот термин вообще отсутствует. Несоветское слово, наверное. В русском языке это слово можно произносить с разным ударением: вИдение и видЕние, смысл будет немного отличаться, но нас интересует смысл именно того слова, которое написано здесь, в 1-м стихе. Слово, которое используется в Библии, встречается в ней 38 раз. Одно из значений – сновидение. Возможно, люди того времени мало спали, потому что стремились побольше заработать и отдать, наконец, кредиты. Второе значение – откровение от Бога. Больше всего в Библии это слово используют Иезекииль и Даниил, которым Господь дал подробные откровения о будущем. Таким образом, видение – это откровение, которое человек получает от Бога. Видение тесным образом связано со словом Бога. У Бога есть план для каждого из нас, для каждого народа и для всего мира. Если человек размышляет о слове Бога, он может получить от Бога понимание этого плана и найти свое место в этом плане. Это и есть видение.
Например, наши братья и сестры, служащие в КПИ, часто провозглашают свое видение: <Из КПИ – до края земли!>. Через изучение Библии Господь открыл им Свое желание и свой план для этого ВУЗа, и они приняли это своим сердцем. Поэтому они сердечно служат там и приносят хороший плод.
Видение происходит не от своего желания или вымысла, оно связано с действием Святого Духа. Об этом сказано в книге пророка Иоиля:
И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Иоиль 2:28)
Во времена Самуила видения были нечасты. Это было следствием того, что люди не интересовались словом Бога. Лучшие из них интересовались планом своего начальника или научного руководителя и своим местом в этом плане. Но о Боге они не думали, поэтому своего места в Его плане тоже не знали. Что же мешает видеть видения? Во-первых, плюрализм. Как мы уже говорили, каждый сам устанавливал, что справедливо. Это и называется <плюрализм>. Человек отвергает авторитеты, поэтому Бог и Его план для него тоже перестают иметь значение. Во-вторых, материализм. Человек сосредоточен на том, что приобрести в этом мире: машину, смартфон, семью, деньги и т. д.. В его сознании не остается места для Святого Духа. В его планах есть только приобретение, а для чего потом это использовать, он не знает. В-третьих, относительная мораль, когда человек оправдывает все то, что ему самому хочется делать. Список можно продолжать, но, чтобы он не был абстрактным, каждый лично подумайте, что именно вам мешает увидеть Божий план на свою жизнь.
Человек, который имеет видение, в современном мире называется лидером. То есть, этот человек знает Божий план и может передавать его другим. Каждый из нас может быть лидером, получив от Бога видение.
Когда большинство, даже священники, блуждали, не зная Божьего плана, трудно было найти какую-то надежду для этого народа. Люди блуждали без надежды, не зная, куда приткнуть свою жизнь, а священники только проедали пожертвования, но не исполняли свои обязанности перед Богом и народом.
Но и в то темное время был лучик надежды. Это был Самуил, который служил Господу. Самуил появился не однажды – он с детства дисциплинировал себя, чтобы не поступать по своим прихотям, а служить Господу. Поэтому, когда Бог позвал его, он был готов послушаться. Я молюсь, чтобы и мы, как Самуил, тренировались слушаться Бога. Пока в нашей стране есть такие люди, светильник надежды горит и не гаснет.
2. Господь зовет Самуила (2-10)
Прочитаем стихи 2-4:
2 И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, – глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, –
3 и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий;
4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я!
Фраза <Илий не мог видеть> описывает не только физическое состояние Илия, но и духовное состояние того времени. Самуил тоже лежал, но о нем не сказано, что он не мог видеть, зато подчеркнуто, что он лежал в храме, где ковчег Божий. Светильник Божий еще горел. Светильник Божий, менора, состоял из семи лампад на одной подставке и, согласно писаниям раввинов, символизировал дух человека, который есть Божий светильник.
Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Притчи 20:27)
В Новом Завете семь светильников также символизируют Церковь Иисуса Христа. Здесь говорится, что светильник еще горел – значит в темном мире еще была надежда. Пока в человеке есть дарованный Господом дух и пока жива церковь Господня, в этом мире есть еще надежда.
Божий светильник должен был гореть целую ночь, и судя по всему, Самуил за ним присматривал. Поэтому он был возле ковчега. В духовном смысле, Самуил находился там, где было обетование Бога. Тогда Господь воззвал к нему, и Самуил с готовностью ответил <Вот я!>. Бог взывает к тому, кто готов слушать. Кажется, что таких людей немного, но они есть. Даже в безнадежное время у Бога есть надежда на человека. Поэтому мы тоже не должны терять надежду.
Посмотрите стихи 5-8:
5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег.
6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись.
7 Самуил еще не знал тогда [голоса] Господа, и еще не открывалось ему слово Господне.
8 И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока.
Это немного комедийный сюжет. Ни Самуил, ни Илий не понимали, что происходит. Самуил прибегал три раза, и так и не дал Илию заснуть. В 7-м стихе говорится, что Самуил еще не знал Господа. Здесь используются точно те же слова, которыми говорилось, что сыны Илия Офни и Финеес не знали Господа. Но, в отличие от них, Самуил не знал Господа, потому что Тот еще не открывал ему Своего слова, в то время как Офни и Финеес сознательно отвергли Бога. Даже самые важные личности в Божьей истории сначала не знали Бога, пока Бог не явился им в откровении. То, что мы можем знать Бога, – это на 100% милость Бога и происходит не по нашей, а по Его инициативе. Апостол Павел, по его собственному исповеданию, был первым из грешником и гонителем церкви Божьей. Но однажды Иисус заговорил к нему, и его жизнь изменилась. Мы все были противниками Богу, но благодаря Его милости можем знать Его, можем называться и быть Его детьми. Это благая весть для каждого из нас.
Раньше Илий не понимал, что делала в храме Анна. Теперь он не мог понять, что происходит с Самуилом. Но после третьего раза Илий вдруг понял, что это Господь зовет Самуила. Возможно, ему настолько хотелось спать, что пришлось проявить чудеса догадливости. По крайней мере, дальше написано, что Илий позвал Самуила только утром. Как бы там ни было, но Илий дал Самуилу очень правильный совет. Посмотрите стихи 9,10:
9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем.
10 И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой.
Господь в четвертый раз позвал Самуила. Здесь поражает та настойчивость, с которой Бог зовет человека. Бог не отворачивается от человека сразу, как только тот не понял Его с первого раза. Бог продолжает стучать и стучать в сердце грешника, чтобы грешник открыл Ему дверь и получил Его благодать. Я тоже помню, что Господь много раз звал меня, прежде чем я ответил на Его зов. Он не отчаялся, когда я погряз в атеизме и похоти, а снова напоминал мне о себе, пока однажды я не решил встать из своего отчаяния и пойти на изучение Библии. Также Господь называл Самуила по имени. То, что Бог называл его по имени, означает, что Бог хорошо знал его. Иисус говорил о Себе, как о добром Пастыре, Который зовет Своих овец по имени. Бог знает каждого из нас. Не надо думать, что этот зов обращен к кому-нибудь другому, Он зовет именно тебя, чтобы дать тебе откровение живого Бога и полноту жизни в Нем.
Я молюсь, чтобы я сам и каждый из нас был готов слушать голос Зовущего Господа.
3. Слово Бога к Самуилу (11-18)
Что же сказал Самуилу Бог? Прочитаем стихи 11-14:
11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах;
12 в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу;
13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;
14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.
К нашему удивлению, Бог ничего не говорил о Самуиле. Но то, что говорил Бог, было чрезвычайно важно в Божьей истории. Бог собирался исполнить то, о чем раньше говорил Илию через человека Божия. И у того, кто услышит это, должно зазвенеть в ушах. Бог подтвердил, что Он начнет и кончит – то есть не остановится на середине, а полностью совершит то, о чем говорил.
Жизнь Илия была кризисом священства. Его сыновья делали ужасные вещи. Они прелюбодействовали с приходившими в храм женщинами и использовали служебное положение для прибыли и развлечений. В книге Левит Бог предупреждал священников, чтобы они относились к жертвоприношениям как к святыне:
скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь. (Левит 22:2)
Сыновья Илия поступали не просто неосторожно, но нагло и богохульно. Илий делал им выговор. Поскольку выговор не действовал, Илий должен был действовать более решительно – обуздать их. Обуздать – значит надеть узду, чтобы управлять ими, как обуздывают лошадь. Но он боялся испортить отношения с сыновьями. Он должен был устранить их от священства, пока не раскаются. Но, судя по всему, он не сделал это даже после того, как человек Божий указал ему на эту проблему. Ему было все равно, что говорит Бог. Им управляло не слово Бога, а его нечестивые сыновья. И теперь Господь объявил Самуилу об исполнении того проклятия, о котором Бог уже предупреждал. Сыновья Илия дискредитировали самое главное, что происходило в Храме – жертвоприношение, через которое грешники могли восстанавливать отношения с Богом. Они мешали людям получить Божье прощение, и потому сами не могли быть прощены. Бог решил очистить ряды Своих священников, чтобы они снова стали слугами Святого Бога. Говоря это Самуилу, Бог подтвердил, что избрал Самуила Своим пророком.
Посмотрите стих 15:
15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию.
Как видим, Илий не ждал, чтобы узнать, зачем Бог обратился к Самуилу. Самуил спокойно доспал до утра. Сообщение, которое дал Бог, было слишком тяжелым, и он боялся рассказать Илию. Да, Самуил тоже был человеком, и у него тоже был страх и он тоже не хотел портить отношения с Илием. Слово Бога требует серьезного выбора. В этот раз сам Илий помог Самуилу. Хотя любопытство не мешало Илию спать до утра, днем оно начало распирать его. Илий даже шантажировал Самуила, чтобы узнать подробности. И тогда Самуил все ему рассказал.
Прочитаем стихи 16-18:
16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я!
17 И сказал [Илий]: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.
18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него [ничего]. Тогда сказал [Илий]: Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит.
Самуил не скрыл ничего. Именно так должен поступать Божий слуга. Нужно говорить слово Бога, как оно есть, не приукрашивая. Положение грешника слишком серьезно, чтобы сюсюкать с ним, как с ребенком. Грешник идет в ад, где будет отделен от Бога навеки. И есть только один путь спасения – милость Бога в Иисусе Христе, Которого Он отдал за наши грехи на распятие. У того, кто слышит это, должно звенеть в обоих ушах до тех пор, пока не примирится с Богом. Звенит ли у вас в ушах, когда вы слышите Евангелие?
Как отреагировал Илий на сообщение Самуила? Он сказал: <Он – Господь, что Ему угодно, то да сотворит>. Эта фраза, на первый взгляд, выражает смирение и принятие воли Бога. Но на самом деле это было безразличие. Эти слова показывают, что Илий не знал Бога, не понимал, что у Бога на сердце. О не знал, что Бог желает не проклясть, а благословить, и что только наши грехи и нежелание раскаяться мешают этому:
Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? (Иезекииль 33:11)
Вспомните, как молилась Анна, когда не хотела смириться с проклятием бесплодия. Она плакала перед Богом о своем печальном состоянии. И Бог услышал ее и благословил. В книге Ионы жители Ниневии, услышав страшную весть о Божьем наказании, оставили свои злые дела и стали каяться и молиться в слезах, и Господь услышал их и отменил бедствие. То же самое сейчас стоило сделать Илию. Илий же буквально сказал: <ну и ладно, ничего не хочу менять>. Он жил по принципу: я делаю свое, а Бог свое, и эти вещи друг друга не касаются. Он не хотел входить в отношения с Богом. В его ушах не звенело, когда Бог предлагал ему путь спасения. Зазвенело позже – когда наказание начало сбываться, – но тогда было уже поздно. Тем не менее в словах Илия была правда. Бог действительно Господь, и творит то, что Сам хочет. Все зависит от Него, и поэтому только к Нему мы можем идти за спасением от нашего безнадежного состояния. В Боге есть спасение, в Боге есть надежда и освобождение от всякого проклятия. Он так возлюбил мир, что отдал Своего Сына на крест, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Пусть эта весть звенит в ушах у каждого, кто слышыт свидетельство об Иисусе Христе.
4. Самуил стал пророком Господним (19-21)
Прочитаем стихи 19-21:
19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.
20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.
21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне.
Самуил не сразу стал пророком, но он рос и учился исполнять слово Бога. <Не осталось ни одного из слов его неисполнившимся> означает две вещи: 1) что он точно передавал слово Бога, и Бог совершал то, что открывал Самуилу; 2) что сам Самуил исполнял то, что говорил ему Бог. Хотя Самуил находился среди людей нечестивых, игнорировавших слово Бога, сам он всегда слушался Бога. Бог продолжал являться и открывать Себя Самуилу. Позже через Самуила Бог поставил над Израилем царя Давида, который был человеком по сердцу Бога. Через Давида Бог принес в Израиль всестороннее процветание, как духовное, так и политическое и материальное. Мы можем сколько угодно ругать правительство, но это ничего не изменит. Для того, чтобы жизнь нашего народа изменилась, среди нас должен появиться самуил, который готов слушать и слушаться Бога во всем. Чтобы моя жизнь изменилась, я должен любить слово Бога и слушаться его. Через такого человека Бог будет изменять реальность.
Готовя эту проповедь, я принял, что должен, как Самуил, дисциплинировать себя в моем отношении к слову Бога. Я слишком часто занимаюсь своими, как важными, так и совсем не важными, делами, отодвигая Библию на потом. Я молюсь, чтобы обратиться к Библии всем сердцем, чтобы слово Бога звенело в моих ушах и я любил исполнять его.
Пусть Господь поможет каждому из нас быть внимательными к Его слову. Пока есть такие люди, у нашего народа есть надежда, светильник Господень еще светит.
Прочитаем еще раз ключевой стих (3):
"и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий"
(п. Ной)