Вивчення Біблії: Проповідь “Кто может стоять перед Господом?” (1-я Царств 4:1-6:21)
КТО МОЖЕТ СТОЯТЬ ПЕРЕД ГОСПОДОМ?
Ключевой стих 6:20 : "И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?"
Сегодняшнее слово описывает события, настолько же важные для Божией истории, как призвание Авраама и откровение Бога сынам Израилевым на горе Хориве, когда Он дал десять заповедей. Эти события – великое откровение, которое положило начало духовному пробуждению в Массифе через 20 лет. Без этих событий был бы невозможен царь Давид, и, потом, Иисус Христос, а евреи стали бы подобны другим древним народам и исчезли бы с лица земли, как исчезли шумеры, финикийцы и древние египтяне. События этих глав – это страшный духовный кризис избранного народа в котором они получили откровение о сущности Бога. Я молюсь, чтобы через это слово каждый из нас получил откровение о том, кто на самом деле Бог.
Первое. Суд Бога над Израилем и семьей Илия (глава 4)
Посмотрите стихи 1 и 2 4-й главы. <И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке. И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек>. Между израильтянами и филистимлянами в очередной раз произошла война. Собралось две армии и произошла битва. Победу одержали филистимляне. Потери Израиля составили примерно 4000 человек, о потерях филистимлян не сообщается.
Как восприняли это поражение израильтяне? Их отцы и деды рассказывали, что Бог вывел их из Египта, Он поразил египтян страшными казнями, открыл для них чермное море. Они также слышали, как Бог разрушил стены Иерихона, что Он избавлял их от врагов через Гедеона, Варрака, Самсона, Иефая и так далее. Они должны были победить, но потерпели поражение. Кажется, Бог давно оставил их. Посмотрите на стихи 3 и 4: <И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес>. Израильтяне стали искать причину поражения и правильно нашли ее – с ними не было Бога. Но вывод они сделали совсем не правильный. Вместо того, чтобы раскаяться, они решили принести ковчег завета Господня думая, что ковчег спасет их от их врагов.
Когда ковчег принесли в стан израильтян, все были уверены, что теперь победа точно будет их. Евреи так радовались, что земля стонала. Они так кричали, что даже филистимляне в своем стане услышали и послали разведчиков узнать, что произошло. Когда те возвратились и сказали что это принесли ковчег Господа, то филистимляне пришли в ужас: <Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня; горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это – тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне; укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними>. Филистимляне хорошо знали, что совершил Господь в Египте, и что сделал с народами Ханаана, потому боялись. Для них война сразу перестала быть мелким пограничным конфликтом, а стала тотальной войной на уничтожение. Они знали, что если Бог будет воевать за Израиль, то Он их уничтожит их, как уничтожил жителей Иерихона, а те, кто останутся, станут жалкими рабами. Поэтому они сражались с упорством обреченных, которым нечего терять. В битве пало 30000 израильтян, были убиты оба сына священника Илии, Офни и Финеес, Израиль разбежался с поля битвы, а сам ковчег завета Господа был захвачен филистимлянами.
Это была катастрофа. Когда священник Илий узнал о захвате ковчега, он упал с лавки, сломал хребет и умер. Жена Фенееса, родила младенца, которого нарекла Ихавод, что значит <Бесславие>, сказав: <отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий> и умерла в родах. Город Силом, где была скиния, громко восстинал. Потеря ковчега было национальной катастрофой и глубоким духовным кризисом для всего Израиля. Без Бога они были обречены, уничтожение Израиля было только вопросом времени.
Что мы видим? Во-первых, очевидно, что Бог осуществил Свой суд над Илием и его сыновьями. Как Бог сказал Самуилу: <вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу> (1 Цар. 3:11,12), так и сделал. От потери ковчега завета у каждого из израильтян действительно зазвенело в обоих ушах.
Во-вторых, это был суд не только над нечестивыми сыновьями Илия, но и суд над всей религиозной и духовной жизнью Израиля того времени. К этому вопросу мы вернемся несколько позже.
Второе. Ковчег Бога у филистимлян и возвращение ковчега. (глава 5,6)
Посмотрите на стихи 1,2 главы 5. <Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона>. На этой войне филистимляне захватили уникальную добычу: ковчег завета Яхве. Наверняка, даже если бы все израильтяне собрали все свое золото и серебро, собрали всех овец, все зерно, и пришли бы выкупать ковчег, филистимляне не согласились бы.
Почему? Для современного человека идол это просто кусок дерева, метала или камня. В крайнем случае это символ или образ. Но в мировосприятии древних людей идол был не просто символ, это был настоящее божество, владеть идолом означало владеть самим богом. Для идола приносили еду – потому что божество должно есть, и вино – чтобы пить, его одевали в одежду, чтобы не было холодно и укладывали спать. Если какой-то божок долго не отвечал на молитвы, его можно было высечь розгами, а если и это не помогало, то бесполезного божка выкидывали на помойку или давали в переплавку. С другой стороны, если ты захватил идола, то он будет служить тебе так же, как служил старому хозяину.
Захватив ковчег завета филистимляне радовались так же сильно, как рыдали и вопили израильтяне. Они думали, что их бог Дагон сильнее, чем Бог Яхве, иначе бы они не получили бы ковчега. С другой стороны владеть и управлять таким могущественным Богом, как Яхве – это гораздо больше, чем они могли надеяться. Филистимляне принесли ковчег в свой храм и поставили около идола Дагона, как самую ценную добычу и как еще один могущественный идол. Наверняка они думали, что теперь Бог Израиля будет проявлять для них Свое могущество так же, как проявлял для Израиля.
Посмотрите на стихи 3,4: <И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его [лежали] отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона>. Начиная со следующего дня после победы у филистимлян начались проблемы.
Во-первых, выяснилось, что ковчег Бога не может стоять в храме Дагона. В первую ночь статуя Дагона упала и лежала ниц перед ковчегом Бога. Казалось, что Дагон поклоняется перед ковчегом Бога. Священники поставили статую на место, но на следующий день все стало еще хуже: статуя снова лежала, а руки и голова идола были отсечены и лежали на пороге. Азотян объял суеверный ужас. Они увидели, что их идол боится Бога и не может стоять перед Ним.
Во-вторых, у жителей Азота начались болезни. Бог поразил их опухолями и наростами и они умирали в страшных мучениях. Кроме того, в окрестностях Азота появились полчища грызунов, которые опустошали все. В конце концов жители Азота возопили: <да не останется ковчег Бога Израилева у нас, ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего> (5:7б).
Цари пяти городов собрались и решили, что ковчег перенесут в Геф. Там повторилась та же история. Когда ковчег из Гефа отправили в Аскалон, то жители сразу закричали: <принесли к нам ковчег Бога Израилева, чтоб умертвить нас и народ наш>. Они собрали большое собрание и потребовали от правителей отправить ковчег завета обратно к сынам Израилевым: <И послали, и собрали всех владетелей Филистимских, и сказали: отошлите ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в свое место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего. Ибо смертельный ужас был во всем городе; весьма отяготела рука Божия на них. И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес> (5:11,12)
В конце концов все филистимляне поняли, что с ковчегом завета Бога Израилевого нельзя относится так, как с их идолами. Они поняли, что не могут приказывать Яхве, и поняли, что для них лучше всего вернуть ковчег Израилю. Они поняли, что ничего не понимают в духовном мире, поэтому призвали своих священников и спросили, каким образом надо отправить ковчег назад. Те посоветовали, принести жертву повинности, и сделать специальный тест: сделать новую колесницу, запрячь в нее двух первородивших коров, а их телят оставить дома. На колесницу филистимские цари поставили ковчег и ящик с подарками, а сами отпустили коров и пошли за ними, чтобы посмотреть, что станется. Хотя коровы мычали всю дорогу и хотели вернуться к своим телятам, но они не сворачивали ни на право ни на лево, а пришли прямо к границе Израиля, к Вефсамису.
Жители Вефсамиса в то время жали пшеницу. Они взглянули и увидели колесницу, а на ней ковчег завета и очень обрадовались. Когда коровы пришли на поле Иисуса Вефсамитянина, то оставались там около большого камня. Левиты быстро сняли ковчег, разрубили колесницу на дрова и принесли коров во всесожжение. В тот же день жители города принесли жертвы и всесожжения. Филистимские правители, увидев, что Бог привел ковчег завета к сынам Израиля, с облегчением возвратились в свою землю. На этом их бедствия, связанные с ковчегом Господа, закончились.
Зато начались проблемы у жителей Вифсамиса. Возвращение ковчега была великая радость для Израиля. Хотя ковчег должен был стоять в храме, в святом святых, отделенный от грешников, но левиты подняли его и выставили на всеобщее обозрение. Они как бы сказали: вот, смотрите, Бог снова с нами, теперь мы будем благословенными. Они позволили каждому, кто хотел, прикоснуться к святыне и даже заглянуть внутрь. Посмотрите стихи 19-21: <И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим. И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе>. Жители Вефсамиса поплатились за неуважение к Богу. Из-за этого погибло более 50000 человек, больше, чем за всю войну с филистимлянами. В результате они сказали: <кто может стоять перед Господом, сим святым Богом?>. Ради этого вопроса и происходили все эти события.
Теперь, когда мы знаем все эти события и когда немного понимаем мироощущение людей того времени, мы можем понять, что на самом деле произошло. Война с филистимлянами, поражение, гибель сынов Илия, утеря ковчега Господа и поражение жителей Вефсамиса – это все следствие одного глубокого духовного кризиса сынов Израиля. Кризис состоял в том, что они не имели отношений с Богом. У них была религия – они приносили положенные жертвы. У них был храм-скиния. У них были богослужения и праздники. Они верили, что Господь сильнее всех богов других народов. Но они не знали святости Бога и не хотели иметь с Ним отношений. Для них не было принципиальной разницы между Господом и тем же Дагоном, или Ваалом, или Астартой. Когда сыновья Илия спали с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания, они не делали ничего такого, что не делали бы служители Ваала и Астарты. В тех капищах была храмовая проституция, и сыновья Илия просто поступали так же, как и священники ханаанских богов и не видели своей вины. Когда старейшины Израиля решили принести ковчег Господа на войну, они думали, что это такой супер-амулет, с которым легко победить всех врагов. У них даже мысли не возникло, что Господь – это не объект использования, это Бог, царь Небес и Творец вселенной, которому надо поклоняться. Когда левиты в Вефсамисе выставили ковчег на всеобщее обозрение, они даже не подумали, что Бог не для этого дал его. Это был духовный кризис Израиля. Слава Бога, что Он оставил Себе в это время небольшой остаток: Анну, Самуила, Руфь Маовитянку.
Мог ли Бог терпеть такое положение? Нет. Поэтому Господь предал ковчег завета в руки филистимлян. Это был суд Бога для Израиля. Бог не оставил их, но разрушил их ложное упование. Это был как ушат холодной воды, который отрезвил их. Вторым ушатом было поражение Вефсамиса. Бог еще раз сказал: <Я не божок, не идол, которым вы можете управлять, Я – Господь, Сущий Бог>. Господа нельзя использовать, Ему нужно поклоняться. К Нему невозможно войти со грехом, только с раскаянием и упованием. Это то откровение, который должен был усвоить Израиль и передать другим народам. Это был тяжелый урок, но через много лет он принес плоды. Через много лет Давид написал: <Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, – [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего> (Пс. 23:1-5)?
Давайте еще раз прочитаем стих 20: <И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?>. Только сейчас сыны Израилевы осознали, что Господь – святой Бог, к нему нельзя приближаться грешнику. Тогда у них сразу возник вопрос: <кто может стоять перед святым Богом>? Действительно, кто? Давид отвечает: <Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно>. Есть ли такой человек, у кого сердце чисто, у кого руки неповинны, кто не клянется напрасно и ложно? Если честно, то нет ни одного такого человека. Именно поэтому Иисус Христос умер на кресте, чтобы предстать вместо нас перед Богом. У Него руки неповинны, сердце чисто, Он не клялся напрасно и не божился ложно. Он вошел не за завесу в храме, но в само небо, чтобы стать нашим чистым и истинным первосвященником, чтобы открыть нам путь к Богу.
Если не внимательно прочитать сегодняшнее слово, то кажется, что все эти бедствия произошли из-за грехов сыновей священника Илии. Но это не так. Сыновья Илия были только симптомом болезни. Причина заключалась в том, что сыны Израилевы стали по сути язычниками и шаманами. Шаман не поклоняется идолу, но заставляет делать идола то, что сам хочет. В таких отношениях не возникает понятие грех, только понятие <сила>, <могущество>, например: <используй силу, Люк>. Понятие греха возникает в отношениях человека с Богом, когда человек делает не то, что хочет Бог. Но шаманизм и язычество – само по себе страшный грех. Воля Бога для Его избранного народа и для всех людей – что Он будет их Богом, а они будут Его народом. Воля Бога для нас – это мы будем Его народом, будем поклоняться и служить Ему, а Он будет нашим Богом, нашим Царем и Пастырем. Нет воли Бога, чтобы мы жили по своим прихотям и грешным желаниям, а потом, когда возникнет проблема, обращались к Богу с просьбами. Это такое же язычество и шаманизм, какое было в Израиле. Воля Бога для нас – это каждый день ходить перед Богом, слушаться Его гласа и прославлять Его всей своей повседневной жизнью. Для таких людей присутствие Господа – благоговение и все, что необходимо. Для тех, кто хочет только использовать Бога, Его присутствие – беда и гибель.
В глубоком смысле с сегодняшних событий началось пробуждение в Массифе. Бог позволил такой позор и разрушение в Израиле, чтобы показать им их настоящую духовную проблему. Они должны были серьезно задуматься над вопросом: <кто такой Бог?> и <кто, какой человек, может стоять перед таким святым Богом?>. Без таких вопросов духовное пробуждение не возможно.
Сегодня нам очень легко сказать в своем сердце: <это было тогда, сейчас мы все понимаем>. К сожалению, идолопоклонство и шаманизм – самый распространенный грех, его очень легко допустить, но в нем очень сложно раскаяться. Суть этого мира – идолопоклонство и он всегда предлагает нам не отличаться от других, делать как все, не жить перед Богом. Если мы не серьезно стараемся прибывать в правильных отношениях с Богом, то легко найдем себя в каком-нибудь идолопоклонстве.
Пусть Господь поможет нам каждый день серьезно думать над вопросами: <кто Я?>, <кто Бог?>, <как я могу стоять перед таким святым Богом?>. Молюсь, чтобы все мы отличались от неверующих, чтобы мы действительно поклонялись перед святым Богом, чтобы были святым остатком в этом поколении, как Анна и Самуил. Молитесь также, чтобы вопрос <кто может стоять пред Господом, сим святым Богом?> был главным вопросом в нашей стране.
(п. Авраам)