Вивчення Біблії: Проповідь “Давид укрепился надеждою” (1-я Царств 27-31)
ДАВИД УКРЕПИЛСЯ НАДЕЖДОЮ
Ключевой стих 30:7 : "Но Давид укрепился [надеждою] на Господа Бога своего, и сказал Давид Авиафару священнику, сыну Ахимелехову: принеси мне ефод. И принес Авиафар ефод к Давиду"
Тема лидерства в современном мире очень актуальна и широко освещена во всяческих медиа-проектах и литературе. Есть множество книг посвященных эффективному лидерству. Мы слышим призывы стать современными лидерами отовсюду. Более того, к нашим услугам все необходимые атрибуты для этого. Производители современных гаджетов рекламируют смартфоны и ноутбуки, которые точно должны сделать из тебя лидера. Представители автопрома предлагают свою продукцию, благодаря которой ты точно будешь выглядеть как лидер. Однако, оглядываясь вокруг, мы видим много людей с iPhone 4s, много людей на дорогих автомобилях, но не так уж много хороших лидеров, а мир действительно нуждается в них. Согласны?
Слава Господу, Который Сам воспитал и поставил некоторых людей прекрасными лидерами, пастырями и служителями для своего народа. Таким человеком был, например, Давид. Он не был идеальным человеком. Библия — честная книга, она показывает его таким, каким он был. Сегодняшнее слово показывает нам и другого лидера — царя Саула. И Давид и Саул несли свою ответственность перед Богом и перед своим народом. И тот и другой попадали в различные ситуации, зачастую очень непростые, когда от их решения зависела не только их жизнь, но и всего народа. Они выбрали по-разному. Действовали по-разному. И получили разный результат Глядя на них мы можем учиться, как нам быть мудрыми и эффективными служителями, пастырями и духовными лидерами для этого поколения. Так что давайте обратим свои уши и сердца к слову Господа сейчас пусть Он научит и умудрит нас, пусть Его живое слово поможет нам обратиться и расти людьми по сердцу Господа.
В прошлых изучениях мы видели, как все больше и больше накалялись отношения между Давидом и Саулом. Саул преследовал юного Давида, а Давид убегал: в пустыню, в пещеру, в горы, где рождают лани. В этом отрывке это противостояние находит свою развязку. События здесь сильно переплетены в этом отрывке. Тем не менее, мы попытаемся выделить из них 2 основных линии, чтобы из сравнения этих двух лидеров вынести определенные уроки от Господа, применимые для наших жизней.
Начнем с Давида. Давайте прочитаем 1Цар.30:1-6 : «В третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, Амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем, а женщин [и всех], бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем. И пришел Давид и люди его к городу, и вот, он сожжен огнем, а жены их и сыновья их и дочери их взяты в плен. И поднял Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать. Взяты были в плен и обе жены Давида: Ахиноама Изреелитянка и Авигея, [бывшая] жена Навала, Кармилитянка. Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих».
В каком состоянии мы находим Давида и его людей в этом отрывке? Мы видим, что они пришли в крайнее отчаяние. То, что они увидели придя домой привело их в сильное смущение. Все, чем он обладал, все, что ценил было разрушено в одночасье. Он вернулся домой с поля битвы, но вместо детского смеха и теплого хлеба, его встретил запах гари и пустой город наполненный горем, плачем и причитаниями тех немногих, что остались в нем. Давид и люди, бывшие с ним подняли сильный вопль. Они заходили каждый в свой дом: а там только пыль и зола. И они плакали до тех пор, пока слезы не высохли и у них уже не осталось сил, чтобы плакать.
Для Давида ситуация была еще более трудной, чем для его людей. Он, как лидер чувствовал свою ответственность за то, что произошло с городом. Люди, пытаясь совладать со своим горем также начали винить его. И мы видим, что дошло даже до того, что народ, его собственный народ, люди которых он когда-то принял в свой отряд, о которых так долго заботился и делил с ними тяготы своей жизни, сейчас ожесточились против него до того, что даже хотели побить его камнями. Не удивительно, что Давид был сильно смущен.
Как же он оказался в таком прискорбном положении? Что случилось с тем сильным воином, что одержал множество побед для славы Господа?
Все это началось, когда Давид, не спросившись у Господа решил оставить Израиль и искать политического убежища у филистимского царя Анхуса.
В 1Цар.27:1-4 стихи мы читаем: «И сказал Давид в сердце своем: когда-нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую; и отстанет от меня Саул [и не будет] искать меня более по всем пределам Израильским, и я спасусь от руки его. И встал Давид, и отправился сам и шестьсот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому. И жил Давид у Анхуса в Гефе, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его – Ахиноама Изреелитянка и Авигея, [бывшая] жена Навала, Кармилитянка. И донесли Саулу, что Давид убежал в Геф, и не стал он более искать его».
В прошлых отрывках мы видели, что между Давидом и Саулом существовало постоянное противостояние. Давид несколько раз показывал Саулу свою добрую волю и расположение. Тем не менее Саул, водимый злым духом все равно преследовал Давида и не мог успокоиться.
Обычно Давид спрашивал воли Господа на все свои предприятия. Но в этот раз он поступил самонадеянно. Уставший и истощенный от постоянного бегства и опасности он послушал нашептываний своего сердца, которое говорило: «Давид, рано или поздно Саул все равно настигнет тебя. Ты не можешь прятаться вечно. Пока есть возможность — убегай». Так он и поступил. Он послушался голоса неверия и страха и сбежал в Геф, а затем в Секелаг. Однако он попал в еще худшее положение, чем был до того.
Живя в земле филистимской, Давиду нужно было поступать так, чтобы понравиться местному царю. Поэтому ему пришлось врать и увиливать. Его военные походы продолжились. Теперь он нападал на дальние селения Амаликитян доходя порой даже до Египта. Но царю Давид говорил, что ходил воевать на юге Израиля. Чтобы его ложь не открылась, он устранял всех свидетелей своих побед. Мы понимаем, что долго такая жизнь не могла продолжаться. Все равно кто-то что-то видел, кто-то что-то слышал, кто-то кому-то рассказал. Рано или поздно правда все равно вышла бы наружу. И Давид крутился все больше и больше запутываясь в собственном обмане. В один момент это чуть не превратилось в катастрофу.
Давайте прочитаем 1Цар.28:1,2: «В то время Филистимляне собрали войска свои для войны, чтобы воевать с Израилем. И сказал Анхус Давиду: да будет тебе известно, что ты пойдешь со мною в ополчение, ты и люди твои. И сказал Давид Анхусу: ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. И сказал Анхус Давиду: за то я сделаю тебя хранителем головы моей на все время»
Новые союзники и хозяева Давида пошли войной на Израиль. И Давиду, тому самому Давиду, который был помазан Господом чтобы стать царем над Израилем, тому самому Давиду, который должен был заботиться о Божьем народе, как когда-то заботился о стадах своего отца, сейчас предстояло идти войной против своего-же народа. Попробуйте представить себе то смятение, в котором пребывал Давид, когда он пришел на поле битвы и на другом его конце увидел своих бывших друзей и флаги Саула, Ионафана и Израильского войска.
Грех и непокорность воле Господа так обманчивы! Пусть никто не думает, что он пожнет то, чего не сеял. Слово Бога говорит ясно: «что человек посеет, то он и пожнет». Порой нам хочется упростить себе жизнь и мы идем не по Божьей воле, а по велению своего сердца. Выбираем простую дорогу, мнимую безопасность, призрачное спасение. Делаем один маленький компромисс, допускаем небольшую ложь. Потом, чтобы поддержать эту ложь, придумываем что-то новое, врем все больше и больше, не в силах остановиться. До тех пор, пока под твоими ногами не разверзнется пропасть, как это случилось с Давидом.
По милости Своей Господь спас Давида из этой ситуации. Посмотрите стихи 29:1-4 «И собрали Филистимляне все ополчения свои в Афеке, а Израильтяне расположились станом у источника, что в Изрееле. Князья Филистимские шли с сотнями и тысячами, Давид же и люди его шли позади с Анхусом. И говорили князья Филистимские: это что за Евреи? Анхус отвечал князьям Филистимским: разве не знаете, что это Давид, раб Саула, царя Израильского? он при мне уже более года, и я не нашел в нем ничего худого со времени его прихода до сего дня. И вознегодовали на него князья Филистимские, и сказали ему князья Филистимские: отпусти ты этого человека, пусть он сидит в своем месте, которое ты ему назначил, чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником нашим на войне. Чем он может умилостивить господина своего, как не головами сих мужей?»
Бог употребил филистимских князей, чтобы спасти Своего слугу от бессмысленного кровопролития. Они начали подозревать Давида, что он в битве переметнется к Саулу и тем заработает себе прощение. В любом случае, Давиду пришлось покинуть поле битвы. Господь не допустил его поднять свой меч против своего народа.
Я думаю здесь, на поле брани, находясь между двух огней, между двух зол, не имея никакой человеческой возможности избежать конфликта, Давид начал осознавать, как далеко он оказался от Бога и Его совершенной воли. Но главное потрясение ожидало его дома, когда он вернулся в Сикелаг, а там нашел дым, пепел и руины. И вот мы вернулись к тому месту откуда начали. Давид и весь его народ в скорби и смущении.
Но благодарение Богу, что эта история не заканчивается обгорелыми руинами. В своем смущении, скорби и отчаянии Давид опускается на колени перед Господом. К Богу он обращает свой взор. Посмотрите стих 30:7 «Но Давид укрепился [надеждою] на Господа Бога своего, и сказал Давид Авиафару священнику, сыну Ахимелехову: принеси мне ефод. И принес Авиафар ефод к Давиду».
На колени среди пепла и камней опустился человек обремененный горем и бедами, раб обстоятельств и заложник собственного обмана. Но встает муж крепкий силою и новой надеждой на Господа Бога своего. «Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего». Когда вокруг разразился ураган событий, готовый поглотить Давида. Когда под ногами не осталось никакой человеческой опоры, даже собственные люди обратились против него. Давид нашел твердое основание и новую силу в Господе. Он оставил в стороне свое мнение, свое видение этой ситуации, свои плотские помышления. Все это было разрушено и сгорело вместе с городом. Теперь Давид был готов услышать и исполнить волю Господа такой, какая она есть. «Принеси мне ефод», говорит он священнику.
Хотя он был кругом неправ и натворил бед, но покаялся и с твердой верой и решением приступил к Господу. И что мы видим? Бог отверг его? Бог не захотел говорить с таким Давидом? Сказал: «сам заварил — сам расхлебывай»? Нет! Господь благ и милостив и слышит молитву праведника. Господь сразу же ему ответил, стих 8: «И вопросил Давид Господа, говоря: преследовать ли мне это полчище, и догоню ли их? И сказано ему: преследуй, догонишь и отнимешь».
И дальше мы читаем в 30ой главе: Бог повел его в погоню, дал ему проводника в пустыне, дал его небольшому отряду большую победу. Каждый из пошедших с Давидом получил назад своих жен и детей живыми и здоровыми. Они взяли большую добычу, которую разделили с теми, кто не смог преследовать врага. И даже старейшин народа своего, Израиля, Давид щедро одарил.
Хотя Давид отпал от Господа, последовав за своими плотскими мыслями, страхом и неверием, однако, когда покаялся и обратился к Богу, получил новую силу и большую победу. Бог воспитывал его все это время, через все эти ситуации, чтобы научить полагать свою надежду, свое упование не в царях и правителях, не в человеческих силах, не в мирской мудрости и изворотливости но в одном только Господе. Уповая на Господа Давид сам победил и принес прекрасную победу тем, кто доверился ему, как своему лидеру.
А как же в это время обстояли дела у другого лидера Израиля — царя Саула?
Для него тоже пришли трудные дни. Время опасности и кризиса как для царя, так и для всего народа. Посмотрите стихи 28:4-7: «И собрались Филистимляне и пошли и стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе. И увидел Саул стан Филистимский и испугался, и крепко дрогнуло сердце его. И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница».
В этот раз филистимляне собрали действительно большую армию. Много людей с колесницам и конями. Саул участвовал во многих войнах и одержал много побед. Некоторые сам, другие — опосредствованно. Но в этот раз, когда он посмотрел на армию филистимлян, крепко дрогнуло сердце его. Он испугался не на шутку. Раньше во время войны вокруг него были люди, которые могли укрепить его. Раньше жив был Самуил, который, пусть не общался с Саулом, но молился за свой народ. Но сейчас, вдруг, Саул оказался один. Некому было его направить. У Саула не было личных отношений с Господом раньше, не появились они и сейчас. Вспомните, Саул не считал Бога своим Богом, он говорил Самуилу: «… воротись со мною и я поклонюсь Господу Богу твоему» (1Цар.18:30). И мы находим Саула в большой растерянности и страхе, ему не к кому обратиться, он разбит и оставлен и он неспособен принять какие-то решения самостоятельно.
Хотя слово и говорит, что в это время Саул обращался к Господу. Однако мы видим, что его обращение совсем не такое, каким было обращение Давида. Если Давид пришел, как грешник, с покаянием, осознавая свои неправды перед святым Богом, то Саул пришел из страха перед создавшейся ситуацией, без покаяния в сердце. Господь не ответил ему ни во сне, ни через урим, ни через пророков. Тогда Саул обратился за другой помощью.
Так часто бывает. Люди, которые не знают Бога и не хотят изменять свою жизнь, в случае острой нужды обращаются к Нему. Но не для того чтобы раскаяться и почтить Бога, как Бога, а для того чтобы проблема была разрешена. Если же Бог не отвечает такому человеку, или отвечает не так, они ожесточаются против Него.
Однажды в КПИ я встретился с одним студентом. Завязался разговор. Этот юноша заявил мне, что однажды он искал Бога, но Бог не помог ему в его проблеме, поэтому он больше не хочет иметь ничего общего с Богом, Библией и церковью. Я спросил: в чем же была твоя проблема? О чем ты просил? И как Бог не помог тебе? Он рассказал, что встречался с девушкой, девушка забеременела и ему нужны были деньги на аборт. Вот об этих деньгах и просил он Бога. Мог ли Господь Всевышний ответить ему?
В Ис.1:15-18 Бог говорит Своему народу погрязшему в грехах и неправдах:«И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь…. научитесь делать добро, ищите правды… Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю»
Бог примет и ответит грешнику, который решил изменить свои пути, который в покаянии придет к Нему. Но человек, который в своей гордости, неверии и нечестии принимает Бога за джина из бутылки вряд-ли сможет услышать Божий ответ.
К каким же средствам прибег Саул? Стихи 28:7,8 говорят: «Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе».
Не получив ответа от Бога, Саул, испытывая глубочайший страх и нужду, обращается к волшебнице, вызывающей мертвых. Саул знал, что это зло перед Господом. Во Втор.18:9-12 сказано: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего».
Саул знал, что это мерзость перед Господом. В свое время, под влиянием Самуила, Саул выгнал из страны всех гадалок и волшебников. Но сейчас, не имея другого источника помощи, Саул обращается к оккультному знанию. Точно так-же поступают многие люди в нашей стране. Попадая в трудную ситуацию: болезнь, или кто-то пропал, или муж-алкоголик, ребенок беспокойный… люди обращаются к бабкам, к темной и белой магии (и той и другой отец — дьявол) к носителям оккультного, сверхъестественного знания в надежде что те помогут. Обращаются, не думая о цене такой помощи. А те помогают… дьявол ведь никогда не преминет возможностью получить власть над еще одной душой. Вот так все и происходит. Об этом не говорят много, но этим чародейством пронизано наше общество. Мне не нужно далеко ходить за примерами: это и в моей семье происходило. Когда я был маленьким, родители водили меня к бабке, выкачивать испуг. Моя тетка обращалась к гадалке, когда ее муж уходил в запой, а теща ходила к целительнице лечиться. Я также знаю, что в этом зале есть еще люди, имевшие подобный опыт. Об этом не говорят много, но это вокруг нас. Нам нужно знать, что обращаясь за подобной помощью мы сами открываем двери демонам в свои жизни и семьи действовать среди нас. В них нет спасения. В них нет истинного ответа. Спасение у одного Господа.
Исаия в 8:17-19 говорит: «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?»
Никто, однако, не сказал Саулу подобных слов. Поэтому ночью, сняв с себя царские одежды, в сопровождении двух помощников он отправился к Аэндор к волшебнице, чтобы та вызвала ему духа Самуила.
Дух вызвали — дух пришел. Вряд-ли это был действительно дух Самуила. Откуда у волшебницы власть над духом праведника? Демон пришел чтобы разрушить в Сауле остатки надежды, вселить в сердце еще больший страх и погубить его.
Что дух сказал Саулу? Посмотрите 1Цар.28:17-19: «Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои [будете] со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян».
Саул принял эту судьбу. В нем была полностью разрушена надежда. Хотя слова духа звучат очень духовно ( 🙂 ), однако же они полностью сломали Саула. Он упал на землю и не хотел уже ничего, даже кушать. Ему сказали: «ты завтра проиграешь и умрешь» и он принял это. Некоторые видят смелость в том, что он, зная свою судьбу все равно пошел воевать. Я думаю, что это скорее покорность сломленного и обреченного человека своей судьбе.
В Сауле не было никакой надежды и ему нечего было дать своим людям. Нечем укрепить и ободрить их. Армия действительно проиграла. Сыновья Саула, смелые воины, действительно были убиты. Сам Саул был ранен, но еще жив. Он был жив, но ему сказали: «ты умрешь!» и он теперь сам искал себе смерти. Не нашел ее у врагов — попросил оруженосца. Оруженосец испугался — что-же, Саул все сделал сам, своими руками. Своими руками прервал свою жизнь. Кстати, так часто бывает с людьми, которым гадалка предсказала день смерти. Десятки лет они живут в страхе, а в назначенный день сами ищут себе смерти, в назначенный день подвергаются мощнейшему демоническому давлению, а даже если не находят смерти своей — сами ее себе организовывают. И о Сауле мы читаем в 1Пар.10:13 «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом». Потому что обратился к волшебнице с вопросом.
И вот перед нами два лидера: Давид и Саул. Оба грешники, оба — люди подверженные слабостям и страхам. Оба склонны к ошибкам. Но Давид во время трудностей, скорби и беды становится на колени и укрепляется надеждою на Господа. Саул же в подобной ситуации — идет к гадалке и обращается к сатане. Надежда на Господа делает Давида крепким, сильным воином и победителем, способным привести свой народ к победе. Надежда на человека, обращение к волшебнице полностью разрушает жизнь Саула и приводи его самого и весь народ к страшному поражению.
А как будем поступать мы с вами? В жизни каждого человека случаются затруднения и бури. Как мы встречаем их? К кому обращаемся за помощью? Можем ли вместе с Давидом посреди трудностей и проблем укрепляться надеждой на Господа и славить Его словами Псалма 117: «Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место [вывел меня] Господь. Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их» (Пс.117:5-10). Будем ли вместе с Давидом прибегать к сильному Богу, сотворившему небо и землю? Или же подобно Саулу пойдем искать решения проблемы у человека или еще хуже — у гадалки?
От твоего выбора на самом деле зависит очень много. Как мы говорили в начале, лидер — это не тот, кто имеет внешние атрибуты: модные гаджеты, дорогие автомобили, власть, богатство и личного шофера. Лидер — это тот, кто во время трудностей, во время кризиса сам укрепится надеждой на Господа и даст твердое упование своему народу. Человек, который укрепится надеждой на Господа встанет сам и поможет подняться другим. Человек, который укрепится надеждой на Господа, с этой надеждой, с этой крепостью пойдет и будет действовать и побеждать для Господа. Побеждать трудности в своей семье, побеждать трудности и искушения на работе, побеждать в проповеди Евангелия. Через такого человека Бог будет работать. Этому поколению очень нужны истинные лидеры, пастыри и служители.
Давид укрепился надеждой на Господа. Я молюсь, чтобы Дух Святой научил нас так приходить к Господу. Никто из нас не лишен недостатков и немощей, как и Давид. Но, совершив ошибку, он в покаянии вернулся к Богу с готовностью исполнить Его волю. Пусть милостивый Господь поможет нам любить Его заповеди и Его пути и исполнять Его волю в этом поколении. Пусть милостивый Господь использует нас добрыми пастырями и духовными лидерами для этого поколения. Пусть верный Бог через нас действует, чтобы Украина действительно стала святым народом и имя Иисуса Христа было проповедано здесь и до края земли. Аминь!
(п. Ионафан)