Вивчення Біблії: Проповідь “Давид – пастырь для страдающих людей” (1-я Царств 21:1-23:14)
ДАВИД – ПАСТЫРЬ ДЛЯ СТРАДАЮЩИХ ЛЮДЕЙ
Ключевой стих 22:2 : "И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек."
В Писании Давид назван мужем по сердцу Бога. Как вы думаете почему. Может потому что он играл на арфе и пел красивые псалмы? Очевидно что нет. Красивых певцов всегда хватало, но только Давида Бог назвал мужем по сердцу Бога. В сегодняшнем слове мы будем учится как Бог воспитывал Давида таким мужем. Вы тоже хотите стать таким мужем, или женой? Давиду пришлось многое пройти чтобы стать таким человеком, но он согласился с Богом и Бог воспитал его. А вы готовы?
1. Притесненный Давид
После того, как Давид убежал от Саула, он прибежал в Новму. Давайте прочитаем стихи 1-3: 1 И пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою? 2 И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: "пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе"; поэтому людей я оставил на известном месте; 3 итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. Это был город священников и там жил первосвященник Ахимилех. Давид опасался за свою жизнь, потому, чтобы не привлекать внимания, пришел один к Ахимилеху. Ахимилех при виде Давида смутился. Он спросил Давида: почему ты один, и никого нет с тобою? Он понимал что это не спроста, чтобы тысяченачальник ходил один. Давид сказал неправду, что царь поручил ему тайное дело. На самом деле он бежал от царя. Очевидно Давид не соврал о том, что оставил людей отдельно. Верные ему люди из его войска пошли вместе с ним. О них говорил и Господь Иисус, когда напоминал фарисеям эту историю.
У Ахимилеха не было простых хлебов, а только хлебы предложения. Это были святые хлебы, которые не могли никто есть кроме свящинников и члены их семьи. Но Ахимилех смилостивился с голодного Давида и его людей. Он только спросил: если только люди [твои] воздержались от женщин! И получив положительный ответ он дал Давиду хлебов. Бог помиловал Давида, потому что Бог есть Богом милости. Он превозносит милость над судом. И нас Бог учит, что от нас Он хочет милость и любви, а не жертв. Если бы Бог поступал с нами по закону, нас бы ниодного не осталось, потому что тот кто преступает одну заповедь уже проклят. Да ведь даже весь закон был дан в том чтобы мы любили своего ближнего как самого себя. Даже больше: вместо того, чтобы проклясть нас, Бог положил все наше проклятие за преступление закона на Своего любимого Сына Иисуса. Не смотря на его ошибки продолжал быть с ним и хранить его от погибели.
Давид спросил нет ли у Ахимилеха оружие и он дал Давиду меч Голиафа, потому что другого не было, чему Давид на самом деле очень обрадовался. За всем этим следил слуга Саула Доик. Он был начальником его пастухов.
После этого Давид убежал к Анхусу царю Гефскому, откуда родом был Голиаф. Давайте прочитаем стихи с 11 по 13: И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: "Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч"? 2 Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского.13 И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей. Давид допустил страх в свое сердце и потому не нашел другого выхода как обманывать, показывая из себя сумашедшего, чертя на воротах непонятные значки и пуская пену по бороде. У Гефского царя Анхуса, сумашедших итак хватало, потому он велел отпустить Давида. В это время Давид написал два псалма: 33 и 55, в них видно что переживал Давид в это время.
Так в псалме 55 Давид говорит: 4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю. 5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?.. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?(Пс.55:4,5,12). Он честно признает, что был в страхе, из-за страха он начал так поступать, но и тогда Бог не оставил его. Давид решил уповать на Бога, и Бог забрал его страх и избавил от филистимлян.
Через эти события Бог тренировал Давида. Бог учил его в любом случае, даже в крайнем отчаянии все равно уповать на Бога. Только одно событие преодолел, снова новое испытание и страдание…
В книге Плач Иеремии сказаны такие слова: Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; (Плач.3:27). Чтобы мы не думали о блаженной жизни, но Бог говорит, что это хорошо человеку когда у него есть иго в юности. Когда случаются трудности, как удары молотка для меча, чем больше их тем лучьше меч, воспитывают нас в людей Божих.
Во время успеха многие хорошо поступают, но во время трудностей и страданий изменяются и стают совсем другими и начинают жаловаться на Господа: «как Ты мог такое допустить, если Ты любишь меня?» Но есть и такие, которые во время трудностей духовные, а во время успеха быстро падают. Потому Бог тренировал Давида в разных ситуациях.
А как Давид принимал тренировку Господа? В псалме 33 Давид говорит (Пс.33:2-7,19,20) 2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. 3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. 4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. 5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. 6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. 7 Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его… 19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. 20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он не принимал эти события по человечески как печальная случайность, он верил, что все это от Бога. И нам нужно учится у Давида как относится к трудностям и страданиям. В трудных обстоятельствах Давид решил благословлять славить, и искать Господа. Он видел во всех этих обстоятельствах добрую волю Бога. Потому страдания и трудности не испортили его, но растили его взрослым лидером.
Бог не удаляет от нас скорби, потому что мы Его дети на оборот: он говорит много скорбей у праведного, но от всех их избавить его Господь. Бог допускает трудности и страдания для нашего воспитания как Божьих слуг.
2. Давид — пастырь для притесненных
После Гефа Давид пошел и скрылся в пещере возле Оддолама. К нему пришли его братья и все родственники, так как ненавидя Давида, Саул мог мстится и на его родне.
1 И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. 2 И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек. (1Цар.22:1,2).
То, что к Давиду пришло так много огорченных, говорит, что во времена Саула были трудные времена, Саул многих притеснял в Израиле и все они пришли к Давиду. Было с ним окколо 400 чел.
С человеческой точки зрения ситуация Давида была очень плохой. Ведь он получил обещание быть царем Израиля и он смело с верой в Бога одолел Голиафа, стал военачальником, стал зятем царя. Казалось бы вот и царство незагорами. Но вот его жизнь в постоянной опасности. Сколько раз он увернулся от копья Саула, филистимляне хотят его убить и он выдает себя за безумного. А где же он сейчас? Он скрывается в пещере. И его подданые это огорченные, притесненные и должники. Что еще придумать хуже. Разве он зделал какое-то зло, и в сердце строил коварные планы? Нет он поступал смело с верой в Бога, но вот результат — он в пещере.
Бог воспитывал Давида пастырем не в дворце, а в пещере и послал к нему самых нещасных людей, притесненных, раненых душею, должников. В такой ситуации, помогая таким людям и появляется настоящий лидер. Кто с пониманием и со слезами принимает их и стает хорошим пастырем и заботится о них. Эти люди приняли Давида как своего пастыря. Через эти события Бог смирял Давида, чтобы он мог и в будущем, когда таки станет царем принимать разных людей, веря, что всех их послал ему Бог. Через помощь таким больным, некультурны, даже неприятным и жалующимся людям и стают лидерами.
Как это похоже на нашего доброго пастыря Иисуса Христа. Он говорит нам: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; (Мт.11:28). Если вы чуствуете, что у вас бремя: вас мучает грех или у вас трудности. Прийдите к Иисусу Христу, Он обещает: и Я успокою вас. Испытайте Его как любви Он велик. Он отказался славы небес и сошел к нам, чтобы понять нас.
Именно во время пребывании в пещере Одоллам он написал 56 псалом: 5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч. 6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! 7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и [сами] упали в нее. 8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. 9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. 10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, 11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. 12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
В это трудное время он готовил свое сердце, чтобы славить Бога. Он решил: Я встану рано. В новом переводе: я разбужу расвет. Он решил с самого утра, еще перед расветом славить Бога и искать Его.
Вообще иногда нам может казаться, что для того, чтобы стать хорошим пастырем, нужно закончить семинарию, пройти соответствующие курсы, прочитать не одну книгу, много знать и т. д. Но честно говоря этого всего у Давида не было, но у него было живое упование в любой ситуации на Бога и решение искать и всем сердцем славить Бога. И это слово учит, что пастырем во-первых воспитывает Бог, а во вторых не в универститете, а через страдания, трудности и трудных агнцев. Когда мы учимся принимать всяких людей и в этих трудностях ищем Бога и познаем Его сердце.
Давайте прочитаем стихи 22:3,4 3 Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог. 4 И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище. Но пророк Гад сказал ему: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. Поэтому давид перебрался в лес Херет.
Саул узнал, что Давид снова вернулся в Иудею. Он очень хотел убить Давида, и в том что у него ничего не получается он начал винить своих приближенных людей. Он подозревал всех и во всем и не мог понять, что всему виной был он сам, а не кто-то. Но эдумиянин Доик сказал, что видел Давида у Ахимилеха, тот вопрошал для Давида Господа, дал еду и меч Голиафа.
Саул сразу же приказал призвать Ахимилеха. Ахимилех признал, что действительно помог Давиду, но потому что не мог ничего заподозрить, ведь Давид был верен Саулу как никто из рабов. Но Саул не поверил ему. Ведь он даже не доверял своему собственному сыну Ионафану, считая, что тот вступил в сговор с Давидом, чтобы скинуть Саула с царства. Он приказал убить Ахимилеха и всю его родню. Никто слуги царя не решились поднять руки на свящинников Господа. Поэтому Саул приказал это сделать Доику. Тот с легкостью убил 85 человек как одного, не щадя ни мужчин, ни женщин, ни дитей, ни младенцев, ни даже волов, ослов и овец. Спасся только Авиафар, сын Ахимилеха. Он пришел к Давиду и расказал, что сделал Саул.
Давайте прочитаем стих 22: И сказал Давид Авиафару: я знал в тот день, когда там был Доик Идумеянин, что он непременно донесет Саулу; я виновен во всех душах дома отца твоего; 23 останься у меня, не бойся, ибо кто будет искать моей души, будет искать и твоей души; ты будешь у меня под охранением. Давид мог легко свалить всю вину на Саула, но он так не сделал. Он сказал: я виновен во всех душах дома отца твоего. Ведь они были не виновны перед Саулом, они сделали доброе дело, приняли нуждающегося. Также и духовный лидер должен иметь сердце должника для своего народа. Давид принял Авиафара под свою защиту и решил быть и для него пастырем.
Давайте прочитаем стихи 1,2 главы 23: 1 И известили Давида, говоря: вот, Филистимляне напали на Кеиль и расхищают гумна. 2 И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне, и поражу ли я этих Филистимлян? И отвечал Господь Давиду: иди, ты поразишь Филистимлян и спасешь Кеиль. Давид как пастырь для своего народа хочет спасти Кеил от филистимлян. Но первым делом он спрашивает у Бога: есть ли на это воля Бога или нет. Мы видим, что Давид искал прежде всего воли Бога. В его решениях он поступал не по своей воле, а искал прежде всего волю Бога.
Хотя сначала люди Давида в страхе не хотели идти спасать Кеиль, но он убедил их дав ясно понять, что это воля Бога. Они пошли и отвоевали Кеиль. Бог был с ними
В это время Саул узнал, что Давид в Кеиле. Он решил воспользоваться такой возможностью и пока Давид в городе — окружить город и убить Давида. Давайте прочитаем стихи 9-12: 9 Когда узнал Давид, что Саул задумал против него злое, сказал священнику Авиафару: принеси ефод. 10 И сказал Давид: Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня. 11 Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет. 12 И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут. Хотя Давид и его люди рискуя своей жизнью, не смотря на страх, спасли жителей Кеиля, но кеильцы были готовы выдать его Саулу, лишь бы не пострадать. Давид и это узнал у Бога и потому бежал из Кеиля и скитались где прийдется, а потом поселился возле Зифа.
Нам хочется не иметь больше отношений с неблагодарными. Часто такое бывает: помогаешь, человеку, тратишь время и силы, а потом слышишь вместо благодарности обвинения. Но Бог учит нас через Давида, не ожидать благодарности и награды от людей, но от Бога. Бог учил Давида, что только Он один его упование и награда. Мы должны делать добро не потому что потом за это поблагодарят, а потому что этого от нас хочет Бог. Посмотрите на Моисея и Аарона, сейчас мы читаем о них в книге Чисел на духовном хлебе. Они только то и делалали, что заступались за свой народ перед Богом, чтобы Бог не уничтожил Израиль, а израильтяне в ответ только роптали и роптали, и все время хотели поставить новых лидеров.
Таким образом Бог воспитыал Давида пастырем, через разные трудности и скорби, через трудных и неблагодарных людей. И Давид действительно стал таким. Посмотрите сначала к нему собралось 400 людей, потом уже видим в 13 стихе с ним уже 600 человек. К челвеку, который имеет пастырское сердце, люди будут идти.
Бог хочет, чтобы мы доверились Ему как маленький сын или дочка доверяет отцу, без всякого сомнения. Он Сам избрал нас также и как Давида, и каждая волосинка на нашей голове уже посчитана у Отца Небесного. Как когда-то Давид был помазан Самуилом, так и мы были запечатлены Духом Святым в день нашего рождения свыше. Давайте вместе с Давидом скажем: На Бога уповаю, не боюсь; (Пс. 55:12).
Бог всякий раз спасал Давида. Как только Саул узнавал где Давид, Давид также узнавал, что Саул идет к нему. Это Господь посылал людей Давиду, чтобы спасти его. А когда Саул был уже совсем близко, он уже почти окружил людей Давида, вдруг его извещают, что филистимляне напали на Израиль, таким образом Бог спас Давида из рук Саула.
Бог воспитывал Давида пастырем не в дворце, не через многих учителей, а в пустыне через трудности и опасность жизни, через трудных людей, которых Бог учил Давида принимать как агнцев.
Вот, что сказал по этому поводу Чарль Сперджен: «Если бы я мог облегчить каждому молодому христианину служение Господу, то я все равно не сделал бы этого. Если бы можно было сделать проповедование под открытым небом совсем легким делом, то я не сделал бы и этого. Для вас лучше нести это иго. Лучше, если ваше служение требует самоотречения и испытывает ваше терпение. Лучше, если дети, приходящие в ваш класс в воскресной школе, не очень внимательны. Лучше, если люди не стоят тихо и не слушают скромно, как вы проповедуете на улице, а задают вам неприятные вопросы. Для истинного служителя лучше, когда дьявол стремится поразить его; так как если Бог поставил его, то его невозможно поразить. Но попытка поразить и свалить его благотворно подействует на него, разовьет его духовные мускулы, задействует силы его души. Слишком легкий путь повредил бы нам.
Посмотрите на Давида после того, как Самуил вылил на его голову елей и помазал его на царство. Было бы плохо для него, если бы он провел во сне время до своего официального признания царем. Но приведите его ко двору Саула, пусть Саул бросит в него копье; пусть он поборется с Голиафом; затем изгоните его и заставьте жить в пещерах и убежищах и бороться за свою жизнь – таким путем вы воспитаете героя, который будет в состоянии управлять Израилем. Он взойдет на престол и будет уже не юношей, а воином с малых лет, готовым побить филистимлян. Итак, благо нам, если мы в служении Господу Иисусу пройдем через трудности.»
Я благодарю Бога за это слово, Он учил меня как относится к трудностям. Я должен благодарить и славить Бога, за всякую ситуацию. Бог посылает трудности мне на благо, чтобы воспитывать меня пастырем и мужем Божьим. Главное в трудностях искать Бога. Честно говоря, у меня еще и близко не было таких трудностей как у Давида, таких опасностей жизни, таких испытаний. Но главное я понял, что не должен искать легких путей не искать легкой жизни, и в любой ситуации искать всем сердцем Бога. Я молюсь учится у Давида быть человеком по сердцу Бога.
Я также раскаиваюсь, что не хотел брать на себя ответственность быть пастырем, не хотел принимать трудных людей. Я верю, что Божье призвание и обеты неприложны, и Он призвав меня быть учеником Иисуса поставит меня добрым пастырем для многих трудных людей.
Мы можем прожить обычной как у всех людей жизнью, поставить себе такие же цели: дом, машина, достаток (для меня: еще свой сад), и умереть… А можем принять волю Бога на свою жизнь, решить жить необычной жизнью, не искать всего того, а решить потерять свою жизнь ради Господа и Евангелия. Жить жизнью пастыря как Давид, принимать трудных, несчастных людей и вести их Иисусу Христу.
Давайте еще раз прочитаем стих 22:2 И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
(п. Дима)