head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по 1-е Петра 5:1-14

ПОДАВАЯ ПРИМЕР СТАДУ

1-е Петра 5:1-14

Ключевой стих 5:3

“И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду”

Ап. Петр закончил учение о страданиях верующих в 4-й главе. В сегодняшней, последней главе, он рассказывает о правильном отношении пастырей к стаду Бога. Также он умоляет, чтобы они противостали дьяволу, бодрствуя в твердой вере. Давайте помолимся, через через изучение сегодняшнего слова, чтобы мы стали духовными лидерами, которые отвечают за свое время и имеют правильное отношение к стаду Бога.

I. Подавая пример стаду (1-4)

Взгляните на 1-ый стих: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых”. Кого умоляет ап. Петр? Он умоляет пастырей, или, другими словами, старейшин и пресвитеров. Кто такие пресвитеры в церкви? Пресвитеры – это старшие по возрасту, но не только по возрасту. Чтобы быть пресвитером, требовались определенные условия. Главная задача пресвитеров – кормить, воспитывать и заботиться об агнцах Бога, хранить их от влияния мира и от ересей. Он похож на духовного инспектора в церкви. Ап. Павел в Деян.20:28 так умолял пресвитеров Ефесской церкви: “Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею”. Ап. Петр умоляет пресвитеров как один из них. Так как он был главным апостолом, то имел абсолютный духовный авторитет и сильно влиял на церковь. Поэтому он мог приказывать и управлять, пользуясь своим авторитетом. Но он скромно умоляет их. Через множество неудач он стал смиренным человеком. Также он ясно говорит, что он – свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться. Раньше он был человеком, которому не нравились страдания, и который искал только своей славы. Но, после встречи с воскресшим Иисусом, он стал свидетелем страданий Христовых. Мы, как и Петр, когда становимся свидетелями страданий Христовых, одновременно становимся участниками славы воскресения.

Взгляните на стих 2а: “Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно …” Это слово говорит нам о том, что главное дело пресвитера – пасти Божье стадо. Конечно, в этом мире есть много различных дел, которые нужно делать. Однако, нет более важного дела, чем пасти Божье стадо, потому что это оживляет духовно мертвые души. Именно это делал Сам наш Господь Иисус и Он завещал делать это и нам. После воскресения Иисус попросил Петра пасти стадо Божье. Вначале, Иисус спросил Петра: “Симон Ионин, любишь ли ты меня?” Петр отвечал Ему: “Так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя”. Как только Иисус услышал его исповедь любви к Нему, то сразу ответил: “Паси агнцев Моих”. Он повторил эти слова три раза. Пасти агнцев Божьего стада означает укреплять слабых овец, врачевать больных, перевязывать пораненных и искать угнанных. Пасти агнцев – это обязанность и ответственность пастыря, и одновременно – привилегия и слава. Через это наша жизнь становится ценной и полезной и приносит красивые плоды.

Тогда по каким мотивам можно пасти Божье стадо, и с каким правильным сердцем и мотивами нужно это делать? Взгляните на 2-ой стих: “Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия”.

Во-первых, мы должны пасти Божье стадо не принужденно, а охотно. Пастырю легко пасти агнцев принужденно. Принужденно – означает без сердца, по обязанности. Поскольку пастырь должен помочь Божьему стаду, легко поступить по обязанности. Но если мы будем так пасти агнцев, то вскоре почувствуем, что такая задача – это большой груз. В такой пастырской жизни трудно чувствовать какую-то радость и благодать. Душа всегда отягчена и устает. Часто приходят мысли, что от пастырской жизни очень устаешь. Но это потому, что помощь агнцам происходит от неправильных мотивов. Поэтому ап. Петр говорит: “Пасите Божие стадо … не принужденно”. “Не принужденно” – означает “по собственному желанию”. Это означает делать активно, с желанием. Есть большая разница – делать с желанием или же без него. Когда мы работаем с желанием, то имеем благодать и радость, а также появляется результат нашей работы. Работая с желанием, мы работаем творчески, и находим новые возможности. Мы должны решить, как будем жить пастырской жизнью: волочась за крестом, или активно неся его. Когда мы активно любим крест, агнцы также получают благодать и растут духовно. Говорят: “лучше делать по принуждению, чем ничего не делать”. Однако намного лучше делать охотно, чем вынуждено.

Во-вторых, мы должны пасти агнцев с чистыми мотивами. “Для гнусной корысти” означает пасти, имея, например, корыстолюбие, жажду славы, чести или власти. Если мы так помогаем агнцам, то внутри становимся несчастными. Конечно, когда мы помогаем агнцам, мы ничего от них не получаем, а наоборот, жертвенно служим им, отдавая нашу силу и средства. Однако можно помогать агнцам, с целью получить признание или ради своей славы. Из-за этого можно нанести им глубокую рану. Поэтому пастырь должен помогать агнцам с чистыми мотивами, любя их души. “Охотно и богоугодно” – значит, работать с чистыми мотивами и храня в сердце призыв Бога. Это значит не использовать агнцев для своих целей, а чисто любить гибнущую душу человека. Коренным образом, мои агнцы не принадлежат мне, а являются агнцами Бога, которых Он искупил Кровью Иисуса. Поэтому агнцы – это очень драгоценные существа, которым мы должны служить очень внимательно. Когда мы служим агнцам охотно и богоугодно, мы можем иметь личные отношения любви и доверия с ними.

В-третьих, пастыри должны подавать пример стаду. Взгляните на 3-ий стих: “И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду”. “Над наследием” означает, над агнцами, которых Господь доверил и поручил нам. Бог поручает агнцев пастырю для того чтобы он заботился об них со смирением и кротостью. Однако очень легко господствовать над агнцами, а не заботиться о них. Но пастырь – это не тот, кто господствует над верой агнцев, а тот, кто помогает им твердо стоять в вере. Поэтому пастыри должны помочь агнцам иметь индивидуальные глубокие и личные отношения с Иисусом, то есть иметь индивидуальную и самостоятельную веру. Более всего важно подавать пример агнцам. Однако нелегко подавать агнцам всесторонний пример. Здесь нужно самоотрицание и самопожертвование. Иногда агнцы презирают и игнорируют пастыря. Здесь необходима духовная борьба. Однако когда пастырь подает пример стаду, агнцы от сердца уважают его, доверяют ему, любят и подчиняются.

Почему мы от сердца любим Иисуса, доверяем и можем спокойно следовать за Ним? Это потому, что Он, хотя был Богом, показал нам пример. Иисус сказал Своим ученикам, которые хотели быть первыми, что тот, кто больше, должен служить. Однако, если так говорить, но не показывать пример, то никто не будет так делать, потому что обычно больший человек получает служение от других. Поэтому Иисус показал пример того, что Сам сказал. В Евангелии от Лук.22:27 говорится: “Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий”. Иисус Сам показал пример, что такое настоящее величие, снизив Себя и Сам служа другим. Мы пытаемся проповедовать во время или не во время – потому что Иисус Сам так делал. Мы пытаемся собираться рано утром для молитвы – тоже потому, что Иисус Сам так делал. Однако, когда мы попытаемся с намерением подавать пример агнцам, очень легко потерять силу и устать. Также возможно, что радость пастыря зависит от агнцев. Но как мы можем быть хорошим примером для Божьего стада?

Чтобы быть примером для стада Бога надо чтобы в первую очередь я сам учился у Иисуса и подражал Ему. Тогда можно быть хорошим примером для агнцев. Ап. Павел говорил Коринфским верующим: “Будьте подражателями мне, как я Христу”. “Будьте подражателями мне” – это удивительное слово. Ап. Павел мог сказать так потому, что сам он жил жизнью подражания Христу.

Когда я стал пастырем и миссионером, сначала работал с сердцем и с усердием, потому что думал, что такая жизнь – самая драгоценная и полезная. Но с течением времени часто приходила усталость и чувство обыденности. Также надо было много работать для финансового обеспечения. Бизнес часто отнимал у меня силу и горячую любовь к агнцам. Но когда читал Библию, послание к Филиппийцам сильно тронуло меня. Меня тронуло горячее желание Павла познавать Христа и подражать Ему. Открывая много Церквей и проповедуя Евангелие, ап. Павел получил много страданий. Даже будучи стариком, он страдал в тюрьме из-за Христа. Однако он не печалился и не отчаивался. Наоборот, наполняясь радостью, он предлагает филиппийским верующим: “Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь”. Это потому, что он был наполнен желанием познать и подражать Иисусу Христу. В Фил.3:10,11 он сказал: “Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его чтобы достигнуть воскресения мертвых”. После того, как я принял это слово и стиль жизни ап. Павла, я нашел ясное направление своей пастырской жизни. Что бы ни делал, я попытался подражать Иисусу Христу, и чувствовал духовную радость. Я пытался не попасть в самодовольство, а, хотя и совершая ошибки, непрерывно расти. Жизнь веры – это подражать и учиться у Иисуса. Когда мы поступаем так, то можем быть примером для стада Божия.

Взгляните на 4-ый стих: “И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы”. Если мы помогаем агнцам с охотой и с чистыми мотивами и живем, подавая пример стаду, то, когда явится Пастыреначальник Иисус, мы получим неувядающий венец славы. Мы живем пастырской жизнью, не получая компенсации от людей, и можем из-за этого чувствовать ущерб. Но мы должны знать, что если мы получим компенсацию от людей, то не можем получить награду от Бога. Когда же мы надеемся получить от Пастыреначальника Господа неувядающий венец славы, то можем жить пастырской жизнью без чувства ущерба.

II. Будьте смиренны (5-14)

Теперь Ап. Петр умоляет младших. Взгляните на 5-ый стих: “Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”.

Во-первых, младшие должны послушаться пастыря. Обычно у младшие много своих идей. Если мы слушаем их, то чувствуем, что они специалисты во всех областях. Обычно младшие неопытные и незрелые, но очень гордые и самоуверенные. Также их переполняет сила, энергия и чувство противления. Поэтому, когда младшим говорят: “делай то”, они делают это. Когда им говорят: “делай” – они не делают; говорят “не делай” – тогда делают. Поэтому младшие могут по самым разным причинам противиться пастырю. Однако, противостояния является сущностью греха и, в конце концов, противлением Богу. Оно происходит от неподчинения суверенитету Бога. Такие люди – как Каин, который не послушался Бога. Если мы хотим расти духовно, то обязательно должны преодолевать чувство противления и учиться послушанию. Современные молодые люди думают, что послушание – это глупость. Но на самом деле, послушание – это не глупость, а мудрость; только мудрый может послушаться. Также, этого не может сделать гордый человек, а только смиренный. Когда мы учимся послушанию от сердца, мы можем расти великими. Однажды один дипломат спросил у матери Джорджа Вашингтона, как она воспитала своего сына таким великим президентом. Она ответила очень коротко: “Я научила его только одному – послушанию”. Есть такая пословица: “Чтобы стать высоким, надо гнуть спину, чтобы подняться, сначала нужно опуститься”. Опуститься необходимо как можно ниже, как и самый высокий Иисус снизился до самого низкого положения. Также младшие должны послушаться пастырей для того, чтобы хранить духовный порядок, который установил Бог. Если мы не послушаем пастыря или духовного лидера, то разрушаем духовный порядок в своей жизни и не можем иметь правильные отношения с Богом.

Во-вторых, они должны подчиняться друг другу и облечься смиренномудрием. Молодые люди имеют духовный потенциал, чтобы безгранично расти. Но чтобы расти, обязательно нужно учиться смирению. Однако, молодые очень легко становятся гордыми из-за самоуверенности. Если человек гордится, то больше не растет и становится бесполезным. Поэтому, чтобы расти духовно, необходимо облечься смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. В Притчах сказано, что перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Погибели предшествует гордость, а падению – надменность. Бог любит смиренного, высоко оценивает и благословляет его. Бог всегда стоит на стороне смиренных.

Хороший пример смиренных людей в Библии – Иосиф. Он был любимым сыном отца, но однажды попал в рабство из-за зависти братьев. Находясь в рабстве, он хорошо помогал хозяину дома и тот поставил его управляющим над своим домом. Будучи управляющим, он отверг искушение жены хозяина и по ее ложному обвинению попал в тюрьму. Но во время таких трудностей он не отчаивался и не жаловался на Бога. Он верил в добрый суверенитет Бога в его жизни и ходил с Богом. Он смирился под крепкую руку Божию. Через такие тренировки его внутренний мир расширился, укрепился и стал взрослым. Во время Бога, Бог вознес его в премьер-министра Египта и драгоценно использовал в Своей искупительной работе.

Как мы должны поступать с нашими заботами? Взгляните на 7-ой стих: “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас”. В нем говорится, чтобы мы все наши заботы возложили на Господа, потому что Бог любовью заботится о нас. Мы не должны переживать. Вместо переживания и забот мы должны привыкнуть возложить все это на Господа.

В заключении ап. Петр умоляет страдающих верующих бороться против дьявола и противостоять ему твердою верою. Взгляните на 8-ой стих: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”. Дьявол имеет разные имена. Одно из значений имени сатана – противник. Иисус назвал дьявола князем мира сего, а ап. Павел – князем, господствующий в воздухе. В 2-ом Кор.11:14 говорится, что он принимает вид ангела света. Дьявол в разном виде приходит к нам: через друзей, через родителей, через соседей. Он обвиняет Бога и других людей. Он разрушает наши отношения с Богом и насаждает неверие, сомнение и страх, чтобы окончательно разрушить веру. Работа Бога состоит в том, чтобы строить, оживлять и давать жизнь. Работа дьявола – чтобы портить отношения, разрушить, губить и убивать. Наша борьба – противостоять дьяволу. Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Слабые, боязливые, сомневающиеся, неверные, ленивые, жалующиеся и самодовольные, гордые, отрицательно мыслящие люди – все это хорошая еда для него.

Тогда как мы можем победить дьявола? Взгляните на 9-ый стих: “Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире”. Твердою верою мы можем победить искушение дьявола. “Твердою верою” – означает, силою Иисуса Христа, живущего в нас. Ею мы можем победить дьявола. Поэтому мы должны знать, что не только мы переносим страдания, а что такие же страдания случаются и с братьями нашими в мире. Зная, что бесчисленное множество братьев и сестер участвуют в страданиях Христовых ради Господа и Евангелия, мы должны продолжать борьбу веры. Также мы должны знать, что такое страдание кратковременно, но слава, которой мы будем наслаждаться – вечна. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Я сердечно молюсь, чтобы каждый из нас хорошо научился и подражал Христу, и рос добрым пастырем, подающим пример стаду Божию. Также я молюсь, чтобы мы учились смирению и повиновению Христа и стали людьми Иисуса Христа.