Лидеры 2011(январь): Лекция о воспитании учеников Иисуса Христа
УЧЕНИЧЕСТВО
ВОСПИТАНИЕ УЧЕНИКОВ ИИСУСА ХРИСТАВ ПОСТМОДЕРНИСТКОМ ОБЩЕСТВЕ
ПОЧЕМУ НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ УЧЕНИКОВ ИИСУСА?
Потому что в этом есть прямая и недвусмысленная воля нашего Бога для каждого из нас.
"18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мат.28:18-20)
(Скачать презентацию к докладу)
ВОСПИТАНИЕ УЧЕНИКОВ ИИСУСА ЭТО БОЖЬЯ МУДРОСТЬ:
1. Для успешного распространения Евангелия и Царствия Божия
2. Для строительства здоровой церкви
3. Для личного духовного возростания и
4. Для могущественного Божьего влияния на общество вокруг нас
Представьте себе, что Бог-Иисус, придя на землю, ограничил бы Свои дела только чудесами исцеления и освобождения. Или публичной проповедью, вроде нагорной. Потом прошел Свой крестный путь, умер, воскрес и вознесся на небо. Что было бы с церковью сегодня?
Вряд ли мы могли бы видеть церковь, как таковую вообще.
Пример п. Даниила. Нужно воспитывать учеников!
Воспитывая учеников мы подражаем Иисусу Христу, волей или неволей вынуждены учиться Его сердцу, Его отношению, Его чувствованиям. А значит возрастать в Его святости и совершенстве.
Через воспитание учеников Иисуса лицо мира и вся история человечества преобразилась. Это задало вектор развития на многие века для Европы, Америки, Азии и всего мира.
Лично для меня: это единственный метод исполнить повеление Иисуса идти по всему миру, до края земли.
<но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян.1:8)>
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧЕНИК ИИСУСА?
Когда мы ставим перед собой какую-то задачу, цель, нам нужно знать, что же мы хотим получить на выходе.
Мы часто говорим о воспитании учеников Иисуса, о необходимости роста и
Горшечник знает, что он хочет сделать из куска глины в его руках. Во многом глина, материал, сама задает себе форму. Но общий образ и решение, когда сосуд готов принимает горшечник.
Каким же должен быть ученик Иисуса Христа?
<быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]> (Рим.15:16)
<16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен> (2Тим.3:16,17)
Кратко обобщить учение Иисуса относительно ученичества можно следующим образом. Ученик:
– желает отринуть себя, берет крест свой и следует за Ним (Лк. 9:23-25);
– ради Христа отрешается от самого себя, своей семьи и владений (Лк. 14:25-35);
– пребывает в слове Его (Ин. 8:31);
– благовествует миру (Мф. 9:36-38); любит ближних, как Христос возлюбил нас (Ин. 13:34, 35);
– пребывает во Христе, послушен Ему, приносит добрый плод, прославляет Бога, имеет радость и любит братьев (Ин. 15:7-17).
1. Истинно возрожденные формально являются учениками с момента духовного
2. Иисус хотел не только <обращать>. Хотя всякий искренне верующий – ученик, Иисус хотел не только <
3. Научить все народы – заявленная цель. По ходу этого следовало привлечь ко Христу как можно больше сердец, воспитать как можно больше учеников и умножить их число как можно больше. Понятие <научить народы> охватывает весь
4. Поручив церкви <воспитывать учеников>, Иисус обязал ее создавать репродуцирующихся учеников. Иисус говорит о качестве этой <продукции>. Качественный <продукт> – ключевой фактор всемирной евангелизации. Наставничество приводит в действие преумножение. Как стратегия и процесс, преумножение – это ключевой фактор всемирной евангелизации. Наставничество – это не только <продукт>, но и методология благовестия. Преданность церкви Христу измеряется тем, сколько времени она уделяет наставничеству. Миссионерское служение сейчас находится в кризисе, поскольку церковь завязла в начале процесса наставничества. Очень часто церковь привлекает души ко Христу и крестит, но не учит и не наставляет. Безотрадное следствие – отсутствие новых учеников и преумножения. Бог желает, чтобы каждый христианин стал Его учеником. Он хочет, чтобы каждый христианин духовно воспроизводился.
Христос поручил Своей церкви заниматься воспитанием учеников, чтобы, во-первых, церковь производила качественную <продукцию> (репродуцирующихся учеников) и, во-вторых, чтобы стала реальностью всемирная евангелизация. Но репродуцироваться и преумножаться могут только ученики; иначе нельзя. По этой причине воспитание учеников должно быть центральным служением поместной церкви. В иерархии ценностей пастор должен поставить наставничество на первое место.
Постмодернизм:
Постмодернизм – явление всемирного масштаба
Пришел на смену классическому мировозрению. Попытка умом постичь Божий мир. Человек – мера всех вещей.
Результат – человек не может всего понять. Истина слишком сложна, чтобы полностью выразить ее знакомыми понятиями. Поскольку всю картину постичь не возможно, то на подмену приходят частичные "истины", которые не могут объяснить всего, зато помогают в жизни. И приводят к положению вещей, когда то, что верно для одного человека может быть не верно для другого.
Препятствия в благовествовании:
Истина не объективна, это то, что человек сам считает истиной
Неприятие строгого разграничения. Личная свобода возводится в ранг высшей ценности. Протест против посягательство на право каждого жить, как ему хочется
Все, что не соответствует мировоззрению – шум или спам.
Положительные стороны:
– Духовная восприимчивость, склонность к духовным поискам и личному духовному опыту (концерты, эмоциональные переживания…).
– Практичность. Нужны не общие слова, а результат
– Социальная активность. Хотят видеть реальные действия направленные на реальные нужды.
– Поиск духовного руководства. Богословские доктрины отметаются, как шум. Но личные взаимоотношения побуждают к совместному следованию.
Издержки воспитания
<Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: <этот человек начал строить и не мог окончить?> Лук.14:28-30
Воспитание учеников требует веры, причем несравненно большей, чем любое другое церковное служение. Да, Бог придает этому первостепенное значение, но ведь и сатана не меньшее. Ничто из того, чем занимается служитель Божий, не вызывает у врага такого сопротивления, как воспитание учеников.
Служение наставничества продолжается долго; продукция, плоды появляются поздно; а их значительность сопряжена с длительным и тяжким трудом.
Как нам преодолеть культурные и коммуникационные барьеры между модернистами и постмодернистами, чтобы те смогли встретиться с Иисусом? Ниже предлагаются некоторые идеи для размышления. Я не претендую на то, что знаю безотказные решения, но, возможно, если мы будем работать и экспериментировать вместе, Святой Дух укажет пути налаживания контактов и позволит нам быть духовными проводниками для наших постмодернистских друзей.
СУТЬ УЧЕНИЯ
ЭТАП I. БАЗОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Мар.4-8)
– Иметь правильное отношение к слову Бога
Марка 4 – это притчи Иисуса о слове Бога, об отношении к слову. Описывает наставление учеников в слове.
– Иметь правильное отношение к Иисусу Верить в Него
Конец 4 главы – буря на море. Кто же Он, что и ветры и море повинуются Ему.
Глава 5 – изгнание легиона бесов. Ему подвластен и духовный мир. Иисус – Господин жизни, целитель.
– Иметь правильное отношение к людям. Учиться пастырскому сердцу.
Глава 6 – практическая Евангелизация, Иисус посылает по двое. Насыщение 5 тыс.
ЭТАП II: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА (Мар.8-10)
В главе 8 Иисус впервые говорит им об ученичестве и Евангельской вере. Отвергнись себя, возьми крест и следуй за Мною.
Глава 9 – явление Моисея и Илии, слава Иисуса Христа. Иисус много говорит о смерти и воскресении. Призвание к хождению в святости.
ЭТАП III: ГОСПОДСТВО ИИСУСА (Мар.11-13)
Глава 11 – он надобен Господу. Торжественный въезд в Иерусалим. Благословен Грядый. Осанна!
Очищение храма в Иерусалиме.
Случай с бесплодной смоковницей.
Притча о виноградарях. Бог – Господь. Он ожидает плода и благодарности.
Проповедь Евангелия до края земли. Все это будет разрушено. Иисус придет во славе святых Ангелов.
ЭТАП IV: СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ (Мар.14-16)
Показывайте людям Христа.
Постмодернисты, которые имеют духовные наклонности, ищут проявлений личной духовной силы. Эти поиски, конечно, могут быть очень опасными, если направлены в неверную сторону. Однако если они сосредоточены на Иисусе, то могут привести ко встрече с любящим милостивым Богом вселенной. Мы должны в беседах с нашими друзьями говорить о том, что Иисус делает в нашей жизни. Нам нужно беседовать о Нем, таком, каков Он есть, – личностном и духовном. Нам необходимо также соблюдать осторожность. Слишком быстрое или слишком напористое продвижение будет воспринято как шум, и нас просто <отключат>, перестав воспринимать.
Будьте практичными.
Постмодернисты желают слышать практические решения. Как Иисус влияет на наш брак? Как Иисус дает силы преодолеть горести? Как Иисус помогает мне растить детей? Как Иисус велит мне поступать с соседями, испытывающими нужду?
Будьте духовными. Наша модернистская тенденция – стараться быть <не слишком духовными>. Из-за этого мы часто смотрим на мистицизм скептически. Но христианский мистицизм стар, как сама Церковь. Постмодернисты, ищущие духовности, вероятно, гораздо более открыты для индивидуального духовного
опыта, чем мог бы быть неверующий модернист. Познакомьте с Иисусом лично. Мы, модернисты, склонны проповедовать Евангелие как учение, которое следует принять за истину и уверовать. Возможно, будет
разумно обдумать, как познакомить наших
Добивайтесь приглашения быть духовным руководителем. Постмодернисты оставляют за собой право пригласить нас в свой духовный мир. Они не желают, чтобы мы напрашивались. Однако это не означает, что мы должны сидеть сложа руки. Добивайтесь отношений ученичества. Мы склонны думать, что сперва идет благовестие, затем введение новообращенного христианина в церковную общину, а потом ученичество в постижении доктрин (см. диаграммы на с. 18-19). Когда новообращенный христианин приходит в церковь, он встречает новых друзей-христиан. Можно изменить эту модель.
Дружба следует первой. В процессе дружеских взаимоотношений появляется возможность стать духовным руководителем. Именно в этот момент реально начинается ученичество, в процессе которого идет духовное формирование, и мы знакомим человека с Иисусом. Мы продолжаем вести и наставлять человека в его отношениях с Христом. В ходе этого, увидев плоды духовного роста, мы представляем нового ученика другим, которые знают Иисуса и наслаждаются совместным поклонением Ему. Когда ученик готов, мы знакомим его с коллективным богослужением в какой-нибудь группе или даже в церкви.
Сосредоточьтесь на пребывании во Христе. Один из важных пунктов христианского учения, на котором в рационалистском христианстве предпочитают не заострять внимания, – это пребывание во Христе. Возможно, это вызвано столь мистическим характером такого состояния. Христиане-постмодернисты, вероятно, немедленно заинтересуются концепцией духовного контроля и водительства Христова в нашей жизни, когда мы пребываем в Нем, а Он пребывает в нас.
Особое внимание молитве. Мы склонны слишком сосредотачиваться на прошении, благодарении и покаянии, тем самым умаляя поклонение и практически игнорируя вдумчивое молитвенное изучение Библии, духовное размышление, проникновенное моление и тихую молитву. Постмодернисты могут быть так же увлечены этими, другими формами молитвы, как и прошением или глоссолалией.
Предлагайте шалом. Постмодернисты ищут полноты, особенно полноты эмоциональной и духовной. В Библии для обозначения этого употребляется слово шалом. Это то, что Иисус предлагает Своим людям. Это может стать понятием, которое заинтересует постмодернистов. Говорите о любви, радости, мире, долготерпении: Этот плод Духа – эмоциональное следствие шалома. Рассказ о том, что быть последователем Иисуса – значит ощущать все это, должен быть весьма привлекателен для постмодерниста. Более того, это должно быть характерными чертами богослужения христиан-постмодернистов. Рационализм во время богослужения основное внимание уделяет учению, постмодернизм должен сосредотачиваться на ощущении плода Духа в общине. Богослужение должно быть местом, где человек ощущает любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, практикуемые в духе воздержания. Учение происходит в кратких, концентрированных и практических проповедях в малых группах и, в особенности, через отношения ученичества.
Избегайте церковного языка. Один из простейших способов отвратить неверующего постмодерниста – это пытаться общаться с ним, используя христианский жаргон.
Избегайте доктринальности. Если есть более простой способ отвратить постмодерниста, чем использование жаргона, то это доктринальность подхода. Для постмодернистов это просто шум, шум и еще раз шум. Это не значит, что они не нуждаются в вероучении, или что они никогда не смогут его освоить. Это означает скорее, что им нужно постигать доктрины при изучении и обдумывании Писания, размышлении над символом веры и, особенно, когда их лично наставляют в их духовной жизни, когда они сталкиваются с практическими духовными вопросами.
Избегайте принуждения. Постмодернисты не любят принуждения. Они рассматривают проповедь им чего-либо как принуждение, а официальную религию – как одно из злоупотреблений властью, насилие и принуждение. Служение должно начинаться со взаимоотношений.
Не критикуйте. Постмодернисты не терпят нетерпимости. Критика других форм выражения христианской веры или других религий приводит к результатам, прямо противоположным ожидаемым.
(п. Ионафан (Киев UBF))