Вивчення Біблії: Проповідь Искушение Иисуса (Луки 4:1-12)
Ключевой стих 4 : "Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим."
Сегодня поговорим об искушениях. В этом мире слово "искушение" имеет позитивный оттенок, его даже используют в рекламе. Но тут происходит подмена понятий. У искушения есть две части. Есть привлекательная сторона, иначе это не было бы искушение. Но также есть очень плохие последствия. Это похоже на мышеловку, в которой аппетитно пахнет сыр. О второй части все забывают и увлекаются первой. Но мы должны смотреть на вещи реалистично, поэтому должны всегда помнить о второй части.
В романе Гюго “Отверженные” главный герой Жан Вальжан, еще в детстве, был голоден и стащил хлеб. Наесться вдоволь – это выглядело так привлекательно. В результате он половину жизни провел на каторге. Когда верующий встречает искушение, оно выглядит тоже очень привлекательно. Но если ему поддаться, начнется духовная каторга – без силы, свободы и радости.
В мире идет война. Дьявол старается получить под свой контроль как можно больше. Ты каждый день являешься частью этой войны. Что ты изберешь сегодня, определяет будущее. Нам надо научиться вести духовные битвы эффективно. Мы подумаем о трех самых серьезных видах искушений, какое место они имеют в жизни современного человека, и как мы можем им противостоять.
1) Дух ведет в пустыню;
В предыдущем отрывке Иисус крестился у Иоанна Крестителя, и во время этого крещения на Него сошел Святой Дух в виде голубя, и Бог-Отец произнес важные слова: «Ты — Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Очень красивое начало, но дальше происходят вещи неожиданные. Прочитаем стихи 1,2:
1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
На самом деле не так уж неожиданно: Бог часто использовал пустыню для того, чтобы воспитать Своих слуг (Моисей, Израильский народ, Иоанн Креститель, Ап.Павел) Каждому из нас нужно пройти свою пустыню — может это будет одиночество или бедность или еще что-то, но это будет то место и время, когда рядом не будет никого, кроме Бога, чтобы нас поддержать. Это хорошее время научиться общаться с Ним и полагаться на Него.
Итак, Иисус пошел в пустыню, где ничего не ел сорок дней, что привело Его в состояние крайнего истощения. Более того, там Его искушал дивавол. Кажется, к исполненному Святым Духом диавол и близко не должен подходить. Но он подошел к Самому сыну Божьему. Отсюда мы видим, что исполненных духом людей тоже ждут искушения; более того, чем больше в тебе духовного дерзновения, тем больше у диавола желания погубить тебя. Посмотрим пример Адама: это был на 100% Божий человек, он еще не успел согрешить ни разу и исполнял всю волю Бога. Господь Бог дал ему владычествовать над всей землей, и таким образом диавол ничего не мог против него сделать. Но он нашел способ, как выиграть — с помощью искушения он склонил человека к тому, чтобы тот перестал слушать Бога, и таким образом Адам потерял данную ему Богом верховную власть над миром, добровольно отдав ее в руки диавола. Точно так же диавол с завистью и злостью приступает к Божьим людям сейчас.
Для чего Иисус перенес эти искушения? Для того, чтобы быть способным помочь искушаемым :
Евр.2:18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Если у тебя есть искушение, которое не знаешь, как победить, обратись к иисусу, Он может помочь.
Обратите внимание на то, как Иисус оказался в пустыне. Его туда повел Дух. Дух повел Его на битву. Адам проиграл битву, когда дьявол пришел в рай с искушением. Иисус пришел, чтобы одержать победу над искушениями дьявола и вернуть людям победу. Теперь всякий, кто в Иисусе, является победителем. Бог спас тебя не для того, чтобы ты оставался бессильным перед искушениями. Бог помазал тебя, чтобы ты воевал и побеждал.
Один брат как-то спросил меня, как можно распознать, пришло искушение от Бога или от сатаны? Я ответил: а какая разница? Все равно надо и втом, и в том случае не поддаваться искушению, а поступать по воле Бога. Разница только в том, что если от Бога — то это тренировка, а от сатаны — это уже настоящая битва.
Теперь перейдем к рассмотрению трех самых серьезных искушений.
2) Материальное искушение
Прочитаем стих 3:
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
В этом искушении есть две части. Во-первых, так сказать, подготовка: диавол сказал «если Ты Сын Божий». Он хотел, чтобы Иисус начал доказывать, что Он действительно такой — или чтобы начал сомневаться в словах, которые Бог сказал Ему перед этим. Как часто бывает, что мы начинаем что-то делать не потому, что так сказал Бог, а чтобы доказать другим, что я тоже не лыком шитый. И стараясь показать, кто я, мы легко забываем, кто же Бог, и тогда нас очень легко победить.
Во-вторых, материальное искушение. Иисус сорок дней ничего не кушал, и, наверное, округлые обветренные камни пустыни казались Ему похожими на гамбургеры. Что ему стоило использовать Свою божественную силу и сделать пару батонов хлеба из камней? Кажется, это не было бы грехом, ведь Он ни у кого ничего не украдет. Но как ответил Иисус?
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Иисус процитировал Библию. Это слова из Втор.8:3:
Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек;
Эти слова говорят о том времени, когда Бог водил Израильтян по пустыне и учил их быть народом Бога. Бог не говорил, что им не нужно есть, и более того, мы здесь видим, что Бог Сам давал им манну. На самом деле Бог им и мясо давал. Но при этом Он учил их, что слово Бога важнее, чем еда. Этот принцип очень хорошо изложен в Матф.6:33:
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Материальная проблема очень часто становится камнем преткновения для верующих. Когда у тебя нет денег, трудно не переживать о том, как я буду жить завтра. Кажется, что надо сначала решить вопрос денег, а потом уже служить Богу. Кажется, что я лучше смогу служить Богу только после того, как заработаю много денег. Но на самом деле это вопрос приоритетов. Если ты сейчас решишь, что хлеб важнее служения Богу, то завтра ты будешь говорить, что жить надо хлебом единым, а не словом Бога. Я знал одну верующую семью, которая на этом сильно упала. Когда у них не стало денег, они продали чужой компьютер, взятый на пользование, а затем, вместо того, чтобы раскаяться в том, что присвоили чужие вещи, ушли в традиционную церковь, где раскаялись, что были протестантами. У нас тоже бывают материально трудные периоды, и иногда они длятся долго. Часто такие периоды начинаются после того, как делаешь серьезное решение веры — каешься, едешь миссионером или создаешь семью. Я тоже помню, как тяжело было сводить концы с концами в первые полгода после свадьбы. Иногда были сильные искушения, и я уже почти падал, но Господь поднимал каким-то чудом. Через это я узнал, что все, что у меня есть, мне посылает Господь. Поэтому более важно иметь Господа, посылающего хлеб, чем променять Его на сам хлеб. Именно это означал ответ Иисуса.
Обычная тактика сатаны — заставлять нас поставить материальные заботы во главу угла. В мире есть разные идеологии и ценности, но мы можем видеть, что все они прочно привязаны к материальным ценностям. Например, идеология коммунизма говорит, что если решить проблему хлеба, то всем будет хорошо. Со временем проблему хлеба решили, даже я помню колбасу по два рубля, но люди не стали счастливее. Не стали они и добрее, честнее, чище. В результате весь коммунизм был разворован, и теперь у нас снова капитализм. Наличие хлеба не освобождает от злой власти диавола. Оно не избавляет от алкоголизма, наркомании, пустоты жизни, а часто и наоборот, способствует этим вещам. У денег есть власть, которая портит человека. Есть только один хлеб, который на самом деле решает глубокий голод нашей души.
Ин.6:33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру
Этот хлеб — Иисус Христос. Он умер за нас на кресте, и теперь мы имеем через Него прощение всех грехов, вечную жизнь и общение с Богом.
Иисус не говорит, что не надо работать и зарабатывать, наоборот, Библия прямо говорит, что надо работать, чтобы не висеть у других на шее, а наоборот, самому помогать нуждающимся. Можно даже стать богатым. Но важно иметь правильную систему ценностей: слово Бога прежде всего. Если работа мешает размышлять над словом Бога — значит с системой ценностей что-то не так. Пусть благословит вас Бог во всем так, как преуспевает ваша душа!
Давайте запомним 4-й стих:
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
3) Искушение властью
Прочитаем стихи 5-7:
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
Дьявол устроил Иисусу красочную презентацию. Он расписал все экономические характеристики, показал все плюсы и заботливо умолчал о минусах. И в конце сказал: это все мое, но ты можешь стать моим топ-менеджером. Иными словами, если Иисус признает власть диавола, тот обещал дать ему весь мир. Почему он сказал, что вся власть предана ему? Проблема в том, что Адам, послушавшись сатану, отдал в его руки власть над всем миром.
Как ответил Иисус? Прочитаем стих 8:
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Иисус посмотрел в корень вопроса: кому надо поклоняться. Слово божие говорит, что ни одно творение не достойно поклонения, что поклоняться и служить надо только Творцу. Только Господь — хозяин мира и твоей жизни. Поэтому нельзя поклоняться ни одному творению и нельзя добиваться, чтобы поклонялись мне. Иисус пришел не для того, чтобы добиваться поклонения, но чтобы выгнать диавола вон и вернуть людям Божье царство.
Вопрос власти и вопрос поклонения — связанные вещи. Если кому-то поклоняются, это значит признают его власть и слушаются. В Рим.6:16 говорится:
Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти или послушания к праведности?
Быть хозяином — это естественная черта человека. Кому не хочется, чтобы его все слушались?
Быт.1:27,28 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Как видим, Бог создал человека по Своему образу, чтобы тот управлял миром. Поэтому стремление к власти у человека в крови. Есть даже так называемый эффект вахтера: когда человек получает минимальную власть, он пытается использовать ее по максимуму. Хорошо, если мы становимся важными и влиятельными людьми, но всегда надо поклоняться и служить одному Господу Богу.
В наше время распространен плюрализм. Люди не принимают абсолютный авторитет Бога, каждый сам себе выбирает, кому поклоняться. Ответ Иисуса «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» в странах Европы являлся бы нарушением прав и свобод человека, а это дело подсудное. Но на самом деле выбор всегда один: поклоняться Богу или поклоняться дьяволу. Если не поклоняешься Богу, тогда будешь поклоняться чему-то в этом мире или себе самому. А это и нужно дьяволу. Давайте же сделаем правильный выбор: поклоняться одному Творцу, а не творению. Когда у нас есть четкое направление и решение служить Богу, мы можем победить искушения и расти чистыми, верными и надежными слугами Бога. Хороший пример для нас — Иисус, рожденный в яслях. Глядя на Него, мы тоже можем снизить себя, усмирить свои амбиции и исполнять волю Бога.
Давайте запомним 8-й стих:
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
4) Искушение личной свободой
Прочитаем стихи 9-11:
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
На этот раз дьявол достал Библию и процитировал то, что там написано. Это цитата из 90-го Псалма. Иисус мог бы положиться на Божье обещание, прыгнуть вниз и красиво приземлиться на глазах у толпы, опираясь на подъемную силу ангелов. Его тогда бы все сразу зауважали, и Он смог бы авторитетно всех наставлять. Но что ответил Иисус?
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
Ответ Иисуса означает, что Бога не надо испытывать — Ему надо доверять. Бог — не для использования, а для служения и поклонения. Избрав предложенный путь, Иисус мог бы избегнуть креста. Но тогда Он не смог бы спасти никого. Мы тоже не сможем спасти никого, если будем искать легких путей, отказываясь страдать за Евангелие.
Диавол прочитал не все слово, он умолчал то, что сказано в 14-м стихе псалма:
За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое
Итак, Бог обещал свою защиту тому, кто возлюбил Его и познал имя Его. Если ребенок возлюбил отца, то он в первую очередь уважает и слушается его. Трудно назвать любовью, когда ребенок лезет во всякие проблемы, куда отец не говорил, и потом требует: «выручай, ты же обещал». Если солдат проводит боевую операцию, он может расчитывать, например, на поддержку артилерии, но армия вряд ли выделит ему в помощь хотя бы одну пушку, если он подрался в баре.
Хотя поступки веры часто похожи на безумные, поступить верой совсем не означает поступить глупо или рисковано. Поступить верою означает исполнить то, что сказал Бог, доверяя все последствия Ему. Когда мы исполняем волю Бога, тогда мы можем расчитывать на обещание Божьей защиты.
В наше время многие знают слово Бога, но относятся к нему, как к инструменту для достижения своих целей. Например, развратные люди говорят: «Бог сказал любить друг друга, вот мы и любим». Этим они оправдывают поведение, которое Библия прямо осуждает. Они с радостью вырезали бы из Библии те места, которые говорят о послушании, покаянии и святости, но оставили бы только благословения и обещания преуспевания.
Мы не должны оправдывать свои грехи свободным толкованием стихов из Библии, мы должны познавать, в чем состоит воля Божья, благая, угодная и совершенная, и исполнять ее, не боясь рисков. Как однажды три верующих друга сказали царю Навуходоносору:
17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.
18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
(Дан.3:17,18)
Давайте запомним ответ Иисуса:
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
5) Выводы
Библия говорит, что мы не должны удивляться, почему мне, такому духовному, попадаются искушения. До тех пор, пока у нас есть желания, дьявол будет пытаться использовать их для искушения. По-человечески, мы не можем устоять против того, чего сами очень желаем, поэтому дьявол рано или поздно может найти лазейку. Но несмотря на это, Библия говорит:
Иак.1:2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
Хотя искушения опасны, но Иисус победил искушения диавола, и таким образом дал нам тоже победу.
Во-первых, мы можем научиться у Иисуса во всяком искушении вспоминать слово Бога. Надо изучать Библию глубоко, чтобы понимать волю Бога и исполнять ее. Слово Бога должно быть для нас наивысшим авторитетом. Надо терпеливо хранить слово Бога, даже под давлением обстоятельств, и оно будет само хранить нас:
Откр.3:10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Во-вторых, нам надо молиться.
Матф.26:41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Молиться — значит не полагаться на свои силы, но позволить действовать намного более мощной силе Бога. Бог всемогущ и верен, и можем и должны на это полагаться. Он никогда не посылает нам искушения, которое невозможно выдержать:
1Кор.10:13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
В-третьих, надо жить в покаянии.
Евр.3:8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне
Не так давно один известный и влиятельный служитель впал в грех, и это стало известно. Когда он раскаялся, то признался, почему так произошло: когда он стал влиятельным, то перестал каяться, чтобы не смущать прихожан своими слабыми сторонами. Таким образом он ожесточил свое сердце и стал открыт для искушений. Он никогда не ожидал от себя такого поступка, но тем не менее совершил его. Нельзя роптать на Бога, надо раскаяться и восстановить отношения с Ним, потому что только Он — наша надежная защита.
В-третьих, искушений лучше избегать. Иисус учил молиться так:
Матф.6:13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Зная свои слабости, надо избегать опасных ситуаций. Например, если ты неравнодушен к алкоголю, то просто не ходи в те места, где пьют. Если ты привык тратить деньги — поставь себе правила никогда не одалживать у других и откладывать каждый месяц определенную сумму в неприкосновенный запас, например, в копилку, из которой можно достать, только разбив ее. Если ты привык просыпать все на свете — проси друзей, чтобы заставляли тебя вовремя ложиться и вовремя вставать. Для молодых братьев, да и для не очень молодых тоже, лето является порой искушений, потому что улица кишит организмами, которые не смогли нормально одеться. Если у тебя слабость к похоти — постарайся смотреть в другую сторону. Через небольшое время это станет хорошей и полезной привычкой. Какие искушения у сестер, я не очень понимаю, но все мы знаем, чем закончился роман Толстого «Анна Каренина», поэтому понимаем, что сестрам тоже нужно хранить себя в чистоте.
Матф.18:8,9 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
В-четвертых, надо свидетельствовать об Иисусе другим. Если предыдущий метод был оборонительным, то свидетельство — это метод наступательный. Перед уходом Иисус говорил ученикам о приходе Утешителя. Он завершает речь такими словами:
Иоан.15:26,27 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
И затем Он говорит:
Иоан.16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
Когда мы свидетельствуем о Христе другим, искушению трудно до нас добраться.
И, наконец, хочу ободрить вас этим словом:
Иак.1:12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Помолимся, чтобы мы переносили искушения с помощью веры, слова Божьего, молитвы и мудрых библейских принципов.
В заключение прочитаем еще раз ключевой стих:
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Ной Заикин