head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по Посланию Ефесянам 3:1-13


ТАЙНА ХРИСТОВА

К Ефесянам 3:1-13

Ключевые стихи 3:4-6

“То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования”

В 1-ой главе послания к Ефесянам Бог учил нас значению слова “предназначение”. Бог первым решил отдать Своего единородного Сына, чтобы спасти людей от их грехов и по Его благодати вернуть их в Свое Царство. В неудобной тюремной камере Павел твердо верил в эту основополагающую истину. Как мы знаем, Павел жил в Ефесе в течение двух лет. Многие Иудеи и образованные Еллины услышали там Евангелие, а также жители провинции Асия. Когда Павел провозглашал Евангелие Иисуса, Еллины, к удивлению, поверили в Евангелие. Многие, занимавшиеся колдовством и магией, поверили в Иисуса. Было действительно невероятно, даже для Павла, что работа Бога так чрезвычайно изменила людей. Через работу Бога в Ефесе Павел увидел видение евангелизировать весь мир. В Деян.19:21 говорится: “Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим”. Павел не мог посетить Рим сразу же, поэтому он сперва написал им письмо. По его замыслу, он отправился в Иерусалим по двум причинам. Первой был отчет Иудейским сотрудникам о том, как Бог работал среди язычников. Второй – доставить денежные пожертвования и пищу, собранные обращенными из язычников. Павел по-отечески сочувствовал своему народу в Иерусалиме. Поэтому он со своими языческими братьями, неся на спине тяжелую гуманитарную помощь, прошли огромное расстояние и, в конце концов, добрались до Иерусалима. Наконец, из-за того, что некоторые фанатичные Иудеи обвинили его в отношениях с язычниками, он был арестован в Иерусалиме и позже переправлен в Римскую тюрьму.

Первое, мое разумение тайны Христовой (1-5). Посмотрите на стих 1: “Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас, язычников”. Павел в 1:1 представился так: “Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе”. Он хотел утвердить веру новообращенных. Он хотел сказать о многом. Но он был в тюрьме. Павел думал, что то, что он в тюрьме – это точно тайна Бога. Посмотрите на стихи 2,3: “Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко)”. Во втором стихе “домостроительство благодати Божией” означает Божью мудрость в работе по спасению мира. В третьем стихе слово “тайна” – это Божье намерение, которое не известно людям, за исключением откровения, в особенности относящееся к Его спасительной работе и окончательной цели в истории. В этой главе слово “тайна” повторяется четыре раза (3,4,6,9). Почему Павел так много раз использует слово “тайна”? Это потому, что Божий план мирового спасения настолько великий и драгоценный, что он описывает свое представление о нем словом “тайна”.

На самом деле эту тайну уже знали Его избранные люди. В Исх.19:5,6а Бог сказал им: “Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым”. Божья тайна состояла в том, что Его избранный народ станет царством священников и народом святым; что они будут распространять знание о Боге людям всего мира; что они станут пастырями и духовными отцами и матерями, которые научат каждого Библии один на один; что они переполнят весь мир словом Бога. Желание Божьего сердца, иными словами, Божья тайна состояла в том, чтобы все люди всего мира услышали новость, узнали слово Бога и утолили свои жаждущие души. Пророк Исаия так чудесно описывает тайну Бога: “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима” (Ис.2:3). Божья тайна была объявлена Его народу – что он провозгласит познание Бога людям всего мира, чтобы весь мир стал похож на рай. Исаия в 9:6,7 поэтически описывает тайну Бога, то есть исполнение цели мировой миссии. Там сказано: “Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это”.

Божий избранный народ мог бы понять тайну Бога сразу же после 430 лет Божьего воспитания в Египте. Но они на протяжении 40 лет воспитания в пустыне стали как коммунисты. Они регулярно получали манну и перепелов, и им не приходилось тяжело работать. Бог хотел чтобы они выросли взрослыми пастырями. Но они закоренели, обленились и только жаловались. Поэтому все первое поколение умерло в пустыне, за исключением военачальника Иисуса Навина и Халева. Бог, как и обещал, дал им обетованную землю, текущую молоком и медом. Там они должны были помнить тайну Бога и истинную цель их призыва. Они должны были завоевать всех врагов духом, который был у них, когда они переходили Чермное море как по суше. С Духом Божьим они должны были завоевать неприступную крепость Иерихон. Они должны были продолжать завоевывать обетованную землю. Но когда двенадцать колен обосновались в прекрасных местах, они перестали сражаться. Они больше не обращали внимания на рассеянных врагов, явных и тайных. Что еще хуже, они стали любить молоко и мед больше, чем Бога. Из-за этого тайна Бога, Его замысел мирового спасения покинул их сердца. Тайна была. Но они не могли ее видеть из-за своего мирского образа жизни.

Почему Павел снова и снова повторяет эту непостижимую историю? Это потому, что он хотел, чтобы сердца Ефесян, а также и всех других Церквей стали похожи на сердце Бога. Здесь мы узнаем, что Павел плакал не из-за своей старости и усталости, и не из-за неудобной жизни в тюрьме. Он плакал о том, чтобы в сердца Ефесян пришло стремление спасать мир Евангелием. Вера Павла действительно велика. Ефес был похож на современный Лас Вегас. Но Павел имел веру, что Бог использует таких людей, чтобы завершить замысел всемирной миссии.

Второе, во Христе как Израиль, так и язычники стали наследниками (6). В то время Израильтяне думали, что они станут наследниками Бога и сонаследниками Христа и сами унаследуют все Царство Бога. Но Павел убеждает, что язычники, как и Израиль, могут стать наследниками Бога. Кажется, что это так легко понять. Но это не так. В истории мира всегда были господа и рабы. Господа были в чести, а с рабами обращались жестоко и использовали их, пока те не умирали. После Первой Мировой войны Франция колонизировала Вьетнам. Французы вывезли в свою страну много хорошего сырья, а с вьетнамцами обращались как с рабами. Есть такая история. Однажды французский офицер ехал верхом, наслаждаясь свежим утренним воздухом. Он был офицером Французской армии, но не имел высокого образования. По дороге он встретил знатного вьетнамца, человека просвещенного. Французский офицер спешился и забил старого вьетнамского ученого до полусмерти, потому что тот не склонил свою голову и не сказал ему: “Доброе утро, достопочтенный французский офицер”. В то время все вьетнамцы должны были называть французов “достопочтенными”, независимо от их социального положения. В течение Второй Мировой войны французская армия вернулась к себе на родину. После завершения Второй Мировой Франция решила опять колонизировать Вьетнам, но они потеряли 80,000 солдат в битве при Дьен Бьен Фу. Однажды утром они сдались и вернулись в свою страну. Изучая историю Индии, мы находим много интересного. Например, индийская кастовая система, состоящая более чем из 3,000 классов. Кастовая система не допускает изменений. Согласно рангу касты, люди становятся почетными или униженными. Принадлежащие к высшим кастам очень горды, и никогда не развиваются. Находящиеся в низших кастах никогда не пытаются учиться из-за отчаяния. Многие героические индусы в течение истории пытались разрушить кастовую систему. Но им это не удалось. Что еще интересно, у них недостает еды. Из-за них все коровы и быки очень несчастны. Коровы и быки рождены для того, чтобы люди их ели, точно так же, как люди рождены, чтобы жить для славы Бога. Но индийский народ окружает этих животных мистикой, и они никак не могут избавиться от этого устоявшегося представления. Однако, Бог сильно работает сейчас через миссионера Джимми Ли в Нью Дели Евангелием нашего Господа Иисуса Христа.

Есть одна солидная газетная компания. Среди сотрудников нет различия в этикете

между начальником и подчиненным. Рабочий может сказать в ответ боссу “окей” или “ну”. Начальники тоже говорят “ну” или “валяй”, не зная, что это просто уличные выражения. Внешне кажется, что это показывает их близкие отношения. Но на самом деле это не так. Если боссу не нравится какой-то рабочий, он записывает в своем журнале все его ошибки. Вскоре рабочего вызывают в офис и вручают конверт с сердечно написанным увольнительным письмом.

Представленное здесь слово “тайна” действительно славное и вечное. Посмотрите на 6-ой стих: “Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования”. В этом стихе Павел говорит нам, что даже язычники стали наследниками вместе с Израильтянами. Во времена Павла только Павел понимал эту тайну, то есть сердце Бога, что язычники, люди всего мира, станут наследниками вместе с Израилем. Действительно чудесно и славно размышлять о слове “тайна”, о котором говорит нам Павел.

Как нам хорошо известно, была одна Самарянская женщина. Иудеи презирали Самарян. Самарянские мужчины презирали Самарянских женщин. А среди Самарянских женщин Самарянка, упоминаемая в 4-й главе Евангелия от Иоанна, была самой презренной и полностью изолированной из-за своей превратной жизни. Короче, избранные люди, Израильтяне, не могли стать одним, а презирали друг друга. Однако Иисус приблизился к Самарянке у колодца, находящегося между горами Гаризим и Гевал. Он устал после дневного путешествия, а Его ученики пошли в город купить поесть. Но Иисус из сочувствия попросил у Самарянки снисхождения, сказав: “Дай Мне пить” (Ин.4:7). Тогда она ответила: “Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?” Она так хорошо описала разделение в стране и неприязнь между ними. Но Иисус продолжал помогать ей и сказал: “Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную”. Тогда она попросила: “Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать” (Ин.4:13-15).

Еще раз посмотрите на стих 6: “Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования”. Молитвенно исследуя этот стих, мы обнаруживаем, что через Евангелие язычники являются сонаследниками Израиля. Мы верим, что Павел действительно хотел сказать Ефесянам, что они будут наследниками вместе с Израилем. В то время считалось, что язычники не спасутся потому что они язычники. Но Павел говорит тайну, что язычники будут наследниками Бога, хотя в прошлом они были как животные, и хотя они думали, что родились случайно и живут под властью судьбы. Язычники жалкие, даже когда они цари или принцессы. Клеопатра служит хорошим примером этого. Но они стали наследниками Бога вместе с Израилем.

Что значит “наследник”? В Библейском смысле “наследник” означает сын или дочь Бога и вечный правитель всего мира. Во 2-ом Тим.2:11,12а говорится: “Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем”. В Рим.8:17 сказано так: “А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться”. Даже если бы они просто получили вечную жизнь, то этого было бы больше, чем достаточно. Но они в Сыне получили благодать Иисуса (прощение грехов), вечную жизнь и Царство Бога, как свое наследие. И не только это, они навеки разделят с Иисусом славу и силу. Какое это славное благословение! Теперь нам известно, почему Павел так много говорит о тайне Бога. Давайте еще раз прочитаем стих 6: “Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования”.

В стихах 7-13 Павел применяет тайну Евангелия к себе. В этой части он делится с Ефесянами своим свидетельством. Он стал слугою Бога по Божьей благодати (7). Он не был достойным стать слугой Бога, потому что гнал Церковь Христову. Но Бог избрал его Апостолом для язычников. Особенно Павел убеждает, что только ему Божья тайна открылась особенным образом. Очевидно, Павел видел видение, что тайна Божья открылась Ефесянам, чтобы они стали духовными генералами и завоевали весь мир Евангелием нашего Господа Иисуса Христа. Наконец, Павел желал ободрить их, чтобы они не унывали из-за его заключения в тюрьму. Его заключение – это скорее их слава, потому что это процесс исполнения плана мирового спасения (7-13).