head
Університетська Біблійна Співдружність

“Дом на песке и дом на камне”

ДОМ НА ПЕСКЕ И ДОМ НА КАМНЕ

от Матфея 7:1-29

Ключевой стих 7:24

“Итак, всякого, кто слушает слова Мои cии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне”

I. Сучок и бревно (1-12)

Взгляните на 1-ый стих: “Не судите, да не судимы будете …” Чему здесь Иисус учит нас? Иисус говорит: “Не судите, да не судимы будете …” Это означает, что нельзя критиковать других или осуждать их, исходя из своих чувств. Если мы проследим за тем, что мы говорим, то увидим, что часто судим других. Но как мы судим других, так будут судить и нас.

Взгляните на 2-ой стих: “Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить”. Здесь Господь Иисус говорит, что каким судом мы судим других, таким же судом будут судить и нас, и какою мерою мы мерим, такою и нам отмерится. Также Господь сказал, что если мы простим немощи других, наш Небесный Отец простит наши немощи; но если мы не простим немощи других, Бог не простит и нам. В чем проблема человека, который судит других?

Взгляните на стихи 3,4: “И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: “Дай, я выну сучек из глаза твоего”; а вот, в твоем глазе бревно?” Тот, кто судит другого, только хорошо смотрит на сучек в чужом глазе, но не чувствует бревна в своем. Это значит, что он весьма снисходителен к своим немощам и ошибкам, но не может терпеть ошибок других. Он хочет вынуть сучек в глазе брата, оставляя в своем глазу бревно. Поэтому Иисус сказал: “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза”(5) Поэтому мы должны не вынимать сучек в глазе другого, а вынуть бревно в своем. Если честно смотрим на себя перед Господом и живем жизнью покаяния, наши духовные глаза открываются, и мы сможем хорошо влиять на других и помочь им преодолеть их немощи, вместо того, чтобы осуждать их.

Взгляните на 6-ой стих: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас”. До этих пор Иисус учил не судить других. Но не судить других не означает закрывать свои глаза на их грехи. Поэтому Иисус учит, что надо обличать их грехи. Особенно ученики Иисуса, которые проповедуют Евангелие, вынуждены обличать.

В 6-ом стихе слова “святыня” и “жемчуг” – это истина Евангелия и драгоценное слово Божье. “Свиньи” – это те, кто, слушая Евангелие, игнорируют Его и богохульствуют. Поскольку такие люди не знают ценности Евангелия, они попирают его, как свиньи попирают жемчуг. Поэтому мы должны обличать таких людей, чтобы Евангелие не попиралось. Когда Иисус помогал людям, Он обличал тех, которые богохульствовали и попирали Евангелие. Например, того, кто не имел духовного желания, Он учил притчами, чтобы они думали, а не попирали Евангелие.

Иисус учил Никодима, Самарянскую женщину, 38-и летнего больного разными методами, чтобы они не отвергли Евангелие из-за своего невежества. Каждый день мы встречаем людей, которые все более и более становятся рабами сатаны и денег. С каждым днем увеличивается количество людей, которые относятся к Евангелию, как собаки и свиньи к жемчугу. Поэтому мы должны мудро обличать их, чтобы эффективно проповедовать слово Бога. Нам нужна мудрость в обличении, чтобы помочь им не отвергать Евангелия и становится учениками Иисуса. Обличая, мы должны стремиться спасти этот порочный мир. Но наши внутренние черты очень низки, и поэтому мы способны только осуждать других, следуя своим чувствам. Также нам очень недостает духовной мудрости, чтобы правильно обличать и помогать этому аморальному миру. Мы легко отчаиваемся и теряем духовное желание, глядя на самого себя.

Тогда что же советует нам Иисус? Взгляните на стих 7: “Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам”. Здесь Иисус учит нас, что мы должны молиться Богу всем сердцем, живя в этом мире. Даже если после молитвы мы не получаем ответа, мы не должны переставать молиться; мы должны искать Бога в молитве пока не найдем. Если наша молитва по-прежнему остается без ответа, мы должны стучать в дверь пока ее не откроют.

О чем мы должны просить Бога? Иаков учил нас, о чем мы должны молиться в первую очередь. Он учил нас прежде всего просить Божьей мудрости. В Иак.1:5 сказано: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему”. Мы – дети Бога. Нам нужно много мудрости, чтобы выжить в этом грешном мире. Но наша человеческая мудрость сильно ограничена. Поэтому мы должны просить у Бога мудрости свыше. Те, кто просят мудрости у Бога, станут истинно мудрыми Его людьми. В 9-ом стихе Иисус сказал: “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?” Иисус обещал, что Он даст нам лучшие дары, в ответ на наши молитвы (10,11). В Лк.11:13б говорится: “… тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него”. Здесь мы видим, что мы также должны просить у Бога дать нам Святого Духа, потому что Святой Дух – это самый лучший дар. Если в нас нет Святого Духа, мы бессильны и наполнены злыми духами.

Взгляните на 12-ый стих: “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки”. Если мы любим друг друга во Христе, мы полны Божьего благоволения. Но если мы ненавидим друг друга, мы поступаем как безбожники. Многие люди легко критикуют других, но не знают, как молиться за них и помочь им вырасти духовно. Христиане не должны критиковать других, указывая пальцами на их слабости. Вместо этого они должны молиться, чтобы Бог помог им, потому что критика убивает человека, а молитва лечит.

II. Истинно великий человек (13-23)

Из этой части мы узнаем три вещи, которые делают нас истинно великими в глазах Бога.

Первое, мудрые избирают тесные врата (13,14). Кто мудрый? Мудрый тот, который входит тесными вратами. Прочитайте стих 13, 14: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их”. Узкие врата означают Самого Иисуса. В Ин.10:9 Иисус сказал: “Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет”. Те, кто входят тесными вратами – это те, кто преодолевают свои мирские желания и решили жить подражать Иисусу Христу. Иисус сказал в Ин.14:6: “Я есмь путь …” Мудрые люди войдут в славное Небесное Царство через Иисуса.

Но тех, которые хотят следовать за Иисусом, немного. В 13-ом стихе “широкие врата” и “пространный путь” – это путь нашего мира. Многие ищут богатства, чести, наслаждений, власти, мирского успеха. Но мирской успех не приведет к Небесному Царству. Падшие люди обычно думают: “Я немножко лучше этого человека”, или “Я недурен собой, но вот тот человек ужасный грешник”. Они считают, что только они поступают правильно, а все другие ошибаются. Но эти люди не слышат слов Господа, и поэтому избирают путь, ведущий в погибель. Их плохое влияние сказывается и на их потомках, которые тоже живут без Бога. Мудрые избирают тесные врата

Второе, великий человек имеет образ Иисуса (15-20). В этой части Иисус подчеркивает, что тот, кто приносит добрые плоды, истинно велик. Как мы можем принести добрые плоды? Лучший способ – это подражать Иисусу. Теологические позиции или ритуальные церемонии не могут быть мерой величия человека. Что же тогда есть мерой нашего величия? Мера человеческого величия определяется тем, насколько он подражает Иисусу.

Павел был великим, потому что он все хотел делать ради имени Иисуса. В Фил.1:21 говорится: “Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение”. Павел хорошо влиял на тех, которые блуждали без ясного направления в жизни, потому что наставлял их подражать Иисусу. Поступая так, он принес много духовных плодов. На то время Павел уже был великим слугой Бога. Но он по-прежнему стремился подражать Иисусу и вырасти в Нем. Он сказал в Фил.3:10: “Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его”.

Петр был великим человеком, потому что он стремился участвовать в страданиях Христовых. В 1 Пет.4:13,14 говорится: “Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас …” Петр принес бесчисленное количество духовных плодов и хорошо повлиял на других. Истинно великий человек, подражая Иисусу, наследует Его образ. Он не останавливается на достигнутом, а продолжает стремиться стать как Иисус. Взгляните на стихи 17-23: “Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда тот день: объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”“.

Здесь мы учимся тому, что исполнить волю Бога означает принести много плодов Святого Духа.

III. Мудрый и глупый (24-29)

Первое, мудрый строитель (24-25). Эта часть – это заключение Нагорной Проповеди. Она рассказывает нам о двух строителях: мудром и глупом. Она учит нас быть мудрыми. Кто мудрые? Взгляните на стих 24: “Итак всякого, кто слушает слова cии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне”. Мудрые – это те, которые слушают слова Иисуса. В этом стихе слушать слова Иисуса отличается от того, как мы слушаем, разговаривая с кем-то. “Слушать Его слова” это похоже на то, как царский слуга слушает приказ своего царя и готов абсолютно повиноваться ему. Но если мы слышим слова Иисуса, но не готовы повиноваться им абсолютно, мы не мудры.

Второе, глупый строитель (26-29). Кто глупец? Это тот, кто слышит слова Иисуса, но не исполняет их. Он подобен глупому строителю, построившему свой дом на песке. Они не хотят углубиться, чтобы заложить глубокое основание на камне. Они только поверхностно повинуются слову Бога. Они не заботятся о будущих разливах. Прочитайте стих 27: “И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое”. Мудрый человек имеет видение и чувство Божьей истории. Но глупец мелочен, с узким видением и предубеждениями.

Так мы можем стать как Лот и его две дочери. Они слушали слова Бога, но не повиновались им абсолютно. В результате они превратились в глупых людей в мире (Быт.19:33). Мальчики Лотовых дочерей отнеслись к словам Бога как к шутке, и в результате этого они стали шуткой истории (Быт.19:15). Но есть люди, которые слушают слова Бога и строят свой дом на камне. Авраам услышал слова: “И будешь ты в благословение”, принял их в свое сердце и стал источником благословения. Давид услышал: “Я утвержу престол царствия Твоего навеки”, принял их в свое сердце и стал человеком по сердцу Бога. Петр услышал слова: “Я сделаю тебя ловцом человеков” (Мк.1:17), и сохранил их в своем сердце. Поэтому он стал величайшим учителем Библии. Иисус услышал слова свыше: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мт.3:17). Мы также должны услышать Божественное слово от Бога.

Но только услышать еще не достаточно. Мы должны исполнять их. Иисус требует от нас абсолютного повиновения. Если мы абсолютно повинуемся слову Бога, мы угодим Ему, и Он благословит нас. Тогда мы сможем расширить Его Царство и Он признает нас Своими верными слугами. Также, те, кто повинуется слову Бога, полагают прочное основание в своей жизни. Те, которые слушают слова Иисуса и внедряют их в свою жизнь, устоят в трудностях.

Взгляните на стих 25: “И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что был основан на камне”.

Коммунисты и гуманисты обещали счастье через материальное благополучие. Но они сделали людей безбожными, аморальными и беспокойными. В результате, оказались что они построили дом свой на песке и упал, и было падение его великое. Сейчас самое время для нас услышать слова Иисуса и исполнить их. Сейчас самое время для нас и для нашего народа построить дом свой на камне.