head
Університетська Біблійна Співдружність

“Как преодолеть искушения?”

КАК ПОБЕДИТЬ ИСКУШЕНИЕ?

(Прикосновение Слова Бога)

от Матфея 4:1-11

Ключевой стих 4:10

“Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”

В сегодняшнем отрывке рассказывается об Иисусе, Который был искушаем сатаною и победил его, начав историю Евангелия. В чем смысл искушения дьявола и как Иисус отверг его? Я молюсь, чтобы мы, изучив сегодня это слово, научились преодолевать искушение сатаны и победили его в своей жизни.

I. Материальное искушение (1-4)

Посмотрите на стих 1: “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола”. Иисус полностью исполнился Святым Духом, крестившись в реке Иордан (Мт.3:15,16). Теперь Иисус хотел начать общественное служение, войдя в него Сыном Божиим, Христом. В то время Иисус пошел в пустыню, для того, чтобы получить искушение от дьявола. Искушение есть двух видов – “test” и “tempt”. Здесь искушение, которое испытал Иисус – tempt. Test – это испытание Бога, через него наша личность обретает зрелость (Быт.22:1; 2 Кор.13:5). Tempt – это искушение сатаны, которое ведет ко греху (1 Кор.7:5; 1 Фес.3:5). Почему люди получают искушение сатаны? Потому, что они одержимы корыстолюбием и страстью в послании Иакова 1:13,14 говорится так: “В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью”. Отсутствие духовного желания благоприятствует искушению дьявола. Иисус полностью наполнился Святым Духом и не имел никакого греха. Но в то же время Он был искушаем сатаною. Для Него такое искушение было способом подготовки к выполнению мессианского дела. Почему именно так?

Во-первых, Он должен был вернуть мир в то состояние, в котором он находился до падения Адама. В Рим.5:18,19 говорится так: “Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие”. Первый человек Адам впал в искушение сатаны, пребывая в среде, в которой не было никаких недостатков. Из-за этого все человечество было обречено на погибель. Теперь Иисус должен был сделать мир таким, каким он был до падения Адама, чтобы спасти человечество, тонущее во грехе. Поэтому Иисус и был возведен Святым Духом в пустыню для искушения от сатаны.

Во-вторых, это было сделано во спасение слабого человечества, подверженного искушению сатаны. Хотя мы часто решаем жить чисто, побеждая грех, у нас не хватает сил, мы отчаиваемся и поддаемся искушению. Чтобы помочь нам, Иисус узнал наши слабости через искушение сатаны: Евр. 2:18 “Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь”. 4:15,16; “Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Поэтому каждый раз, когда мы искушаемся, мы можем подойти ко благодатному престолу Божию и попросить помощи у Его Сына. Господь понимает нас и помогает нам”.

В-третьих, это учит нас о характере борьбы Иисуса. Борьба Иисуса не касается тела и крови. Это борьба с сатаной. Искушение дьявола очень хитрое, поэтому мы не можем его распознать и победить. Лишь словом Бога мы можем победить искушение сатаны. Когда Иисус боролся с сатаной, Он победил словами “ибо написано”.

Посмотрите 2-ой стих: “И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал”. Обычно люди постятся для того, чтобы решить свои житейские проблемы, для красоты, или же в целях исцеления от болезни. Также, пост иногда используется как средство завоевания жениха или невесты. Однако, Иисус постился 40 дней и 40 ночей для того, чтобы служить истории спасения человечества. Иисус, сдержав самые сильные человеческие желания, готовил дело миссии. Обычно, когда люди не едят хотя бы день или два, им повсюду чудится пища, и они готовы проглотить что угодно. Поститься 40 дней – это необычайно трудно. Если люди постятся такое время, то в теле не остается никакой энергии, печень сокращается на одну треть. Наверное, для Иисуса все камни казались хлебами. Именно в то время дьявол подступил к Иисусу и искушал сладким словом, как заботливый товарищ.

Взгляните на стих 3: “И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами”. В словах дьявола “если ты Сын Божий” содержится предположение, ими он задел нервы Иисуса, чтобы искусить Его. Возможно, у Иисуса могло возникнуть человеческое желание: доказать сатане, что “да, Я Сын Бога! Смотри!”; и сделать камни хлебами. Это могло бы выглядеть как победа. Если бы Он сделал так, то мог бы разрешить проблему голода, но стал бы рабом сатаны. “Если Ты Сын Божий”. Дьявол признал силу Иисуса, как Сына Божия. Здесь искушение дьявола в том, чтобы спровоцировать Иисуса использовать силу Сына Божия для того, чтобы решить проблему физического голода.

“Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами”. Это искушение материальной проблемой, а значит, реальной проблемой. Другими словами, это экономическая проблема, вопрос обеспечения своего будущего. В прошлом или настоящем, проблема хлеба всегда важна. Конечно, можно вести философские дискуссии, заниматься творчеством, учиться, исполнять свою миссию, – но всегда надо быть сытым. Хотя люди имеют грандиозные планы, решают жить для миссии, они, не будучи уверены в своем будущем, легко отказываются от самых великих устремлений. Наверное, нет ни одного человека, который не хотел бы занять видное место в истории, но из-за проблемы хлеба, большинство отказывается от жизни миссии, и занимаются добычей пищи. С начала истории дьявол постоянно искушал людей проблемой хлеба и сделал их своими рабами. Это потому, что материальное благополучие очень приятно человеку. Особенно в наше время, когда человека оценивают по материальному благосостоянию, это искушение особенно привлекательно. Сатана приближается к нам, говоря: “Да, деньги самая важная вещь в мире. Когда у тебя есть деньги, у тебя есть весь мир”. Думая об этом, можно потерять духовное желание, заботясь только о своем будущем, или блуждать по жизни.

Как же Иисус отверг искушение дьявола? Посмотрим стих 4: “Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих””. Это цитата из Втор.8:3, объясняющая, почему Бог дал Израильскому народу манну в пустыне. После исхода израильтяне около 40 лет жили в пустыне. Там не было никакой еды. Тогда люди, одержимые страхом, обратились к Моисею и кричали, требуя еды: “Дай нам хлеб и вкусную колбасу!” Тогда Бог накормил весь народ, посылая манну с небес. Господь 40 лет, каждое утро, кормил народ, и после сказал ему: “Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек”. Здесь мы учимся двум важным фактам.

Во-первых, Бог дает нам еду. Люди думают, что сами заработают и сами кормят себя. Но хотя они усердно работают, но если Бог не даст им солнце и дождь, они не соберут никакого урожая. Если Бог не хранит нашу жизнь, мы не сможем прожить и часа. Жизнь человека не в его руках, а в руках Бога. Бог кормил израильский народ в пустыне в течение сорока лет. Иисус вспомнил Бога, давшего пищу израильскому народу в бесплодной пустыне. Иисус верил в Бога, Который спасет Его, Своего Сына. Именно это – вера в Бога и уверенность в Нем. Люди, которые заботятся о себе сами, живут только для себя, полагаясь на свои силы. А человек миссии все вверяет в руки Божьи.

Во-вторых, человек миссии должен полагаться на Слово Бога в самом трудном положении. Иисус в таком положении не променял Свою миссию на хлеб. Цель прихода Иисуса в этот мир заключалась не в решении экономических проблем, а в спасении страдающего человечества от его грехов и смерти. Поэтому, Он ни при каких обстоятельствах не бросил свою миссию. Обычно люди оправдывают свои поступки, говоря: “Что я могу в таком положении?” Однако, Иисус остался верен Своей миссии и не пошел на компромисс с реальностью. Он в любой ситуации уделял внимание духовной пище, а не физической. Это потому, что хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин.6:33: Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру). Иногда у нас возникает конфликт между своими личными стремлениями и делами Божиими. Однако прежде всего мы должны искать правду Бога, даже если голодаем. Прежде всего мы должны учиться Слову Бога и полагаться только на него. Чем отличается человек, живущий для себя и человек миссии? Разница между ними заключается в том, на что они полагаются, встречаясь с трудностями: на материальные вещи или на Слово Бога; и в том, к чему они стремятся в первую очередь: к собственной выгоде или к тому, чтобы совершать дело Бога. Человек миссии в любом случае выбирает путь Господа и идет Его путем, полагается на Его Слово и верит в Его обещание. Тогда мы испытаем верность словам Бога, Который даст нам все, что нам нужно.

II. Искушение честью и славой (5-7)

Дьявол бесславно проиграл первый раунд. Тогда он выставил новые военные ряды и опять пошел в атаку. Начался второй раунд. Дьявол взял Иисуса, и поставил Его на крыле храма. Крылья храма находились на высоте 54 м. от земли. Если оттуда посмотреть вниз, то сразу закружится голова. Дьявол искушал Иисуса броситься вниз, подкрепляя свои слова цитатой из Псалтыря 90:11. Если Он бросится вниз, то Бог заповедает о Нем Своим Ангелам, и они понесут Его на руках. Представьте, что Иисус в красивом прыжке бросился вниз, а люди смотрят на него затаив дыхание. Когда уже Иисус чуть было не касается земли, появляются Ангелы, подхватывают Его и вот, Он уже приветствует всех и на колеснице совершает круг почета. Тогда люди с радостью принимают Иисуса, восклицая: “Jesus – Super star! Jesus – Super star!” Только раз бросившись в низ, Он мог бы сразу стать Суперменом. Именно это искушение является искушением честью, хвалой и признанием.

У каждого человека есть желание получить признание от других. Желать получить признание – это природа человека. И дьявол, пользуясь этим, искушал Иисуса. Но здесь есть более коварный замысел дьявола. Первоначальный смысл этого слова из Псалтыря состоял в том, что Бог защищает человека веры от трудностей и бед, и проводит его жизнь безопасным путем. Но дьявол, используя это слово, искушал Иисуса броситься вниз. Этим он хотел добиться, чтобы Иисус искушал Бога, Его любовь, испытывая Его Силу и Слово. Через это дьявол хотел разрушить Его отношения доверия с Богом. Также, когда Иисус отверг коварство дьявола, Он искушал Иисуса, хитро используя Слово Божие. Как Иисус отверг это искушение? Взгляните на стих 7: “Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего””. Словом Втор.6:16, Иисус решительно отверг искушение дьявола. На этом примере мы учимся, как люди должны относиться к Господу. Бог – Господь, Которого нельзя искушать. Бог – наш Создатель, а мы лишь Его творения. Творение не может искушать Творца. Искушать Бога, значит вызывающе пытаться нарушить Его абсолютный суверенитет. Это начинается с сомнения в Боге и с неверия в Его любовь. Поэтому, нам никогда нельзя искушать Бога. Он лишь объект доверия, любви и поклонения, а не искушения. Наши отношения с Богом должны строиться на любви, доверии и поклонении. Мы также должны прославлять Бога и благодарить Его. Абсолютно доверяя Богу, Иисус отверг такое искушение дьявола.

III. Искушение поклонением (8-11)

Проиграв и в второй раунд, дьявол искушал Иисуса проблемами более высокого уровня. Взгляните на стих 8 и 9: “Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает все царства мира и всю славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне”. Дьявол опять вознес Иисуса на высоту, и показал Ему все царства мира и всю славу их. Все царства мира и слава их! О, как это великолепно! Даже стать правителем одной страны и наслаждаться властью и славой – это превосходно. А как прекрасно и удивительно – наслаждаться властью над всеми царствами мира и их славой. Люди борются чтобы получить славу мира, даже если за это нужно отдать свою жизнь. Дьявол же предложил все это отдать Иисусу, если Тот, падши, поклониться ему. Как это легко и удобно! Но здесь есть коварный замысел дьявола.

Во-первых, проблема поклонения. Поклонение это не только лишь преклонение колен. Поклонение – это пожертвование и служение, отдача своего времени, сердца и материального состояния. От того, кому поклоняться, зависит, чьим рабом стать. В Рим.6:16 говорится: “Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти или послушания к праведности?” Если бы Иисус поклонился дьяволу, тогда бы Он стал рабом дьявола. Цель дьявола – отвести нас от служения Богу и привести к поклонению ему, сатане. На первый взгляд кажется, что дьявол дает нам счастье и свободу. Но в конце концов, он делает нас рабами сатаны, вводит нас в грех и приводит к смерти. В настоящее время большинство людей поклоняются материальным вещам. Другие поклоняются идеологии, себе, современной технике. Но в итоге все сводится к двум фактам: поклоняться Богу или поклоняться дьяволу. Если мы поклоняемся чему-то другому, кроме Бога, это есть идолопоклонство, поклонение дьяволу. Хотя мы верим в Бога, но если из-за мирской славы, власти или материального состояния пойдем на компромисс с миром, мы начнем поклоняться дьяволу.

Во-вторых, получение славы легким путем. Иисус пришел в этот мир для того, чтобы стать Царем Царей. Для этого Он должен был нести Свой крест и идти путем страдания на кресте. В конце концов, Он должен был умереть на кресте. Именно это воля Бога, которую Он положил в Иисусе. Путь креста труден, одинок и полон страданий и боли. Дьявол искушал Иисуса идти легким путем, призывая пренебречь уготованным Ему путем. Это действительно сладкое искушение. Это проблема, с которой мы встречаемся каждый день. “Разве нет другого пути – жить духовной жизнью без покаяния и написания согама?”, “Разве нет другого пути служения Богу – без изучения Библии 1:1 и утреннего молитвенного собрания?”, “Нужно ли помогать агнцам именно так?” “Разве Богу надо служить только таким образом?”. Дьявол постоянно искушает нас жить без креста, идти легким и широким путем. Но без креста нет славы. Те, кто сеет со слезами весной, осенью с радостью собирают урожай. Нет креста – нет славы (No cross – no crown). Это – неизменный закон. Конечно, может показаться, что жизнь без креста временно выгодна. Но это не так, потому что жизнь веры без креста мертва. Лишь в кресте есть жизнь, благодать и любовь. Святой Павел сказал в послании к Фил.3:10: “Чтобы познать Иисуса, и силу Его воскресения и участие в Его страданиях, сообразуясь смерти Его”. Мы должны горячо любить крест Иисуса.

Взгляните на стих 10: “Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи””. Иисус не разговаривал с сатаной. Он не сделал со словами дьявола даже маленького компромисса. “Отойди от Меня, сатана!” “Ибо написано”. Лишь Бог – объект нашего поклонения и служения. Служить Богу, значит любить крест Иисуса. Любить крест Иисуса, значит участвовать в Его страдании. Путь креста одинок и труден. Но после есть воскресение и слава. Когда Иисус пошел путем креста, Он победил силу смерти и получил славу воскресения.

Полностью проиграв Иисусу, дьявол до времени отошел от Него (Лк.4:13). Так как дьявол отходит до времени, он посещает нас и снова искушает, если мы открываем наши слабые места.

Кажется что жизнь веры – это борьба с искушением дьявола. Поэтому нельзя удивляться искушениям, а надо с ними бороться и побеждать их молитвой и Словом Божиим. Для этого мы должны иметь прикосновение Слова Бога и поэтому мы молимся, чтобы мы стали прекрасными учителями Библии (Excellent Bible Teachers). Я молюсь, чтобы мы жили жизнью победы, жизнью миссии при любых обстоятельствах, побеждая искушения прикосновением Слова Бога.