Родословие Иисуса Христа
РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА ХРИСТА
Ключевой стих 1:1
“Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова”
Евангелие от Матфея является одним из синоптических Евангелий. В то время как Марк видел Иисуса слугой, а Лука – обычным человеком, Матфей видел, что Иисус – Царь и обещанный в Ветхом Завете Мессия. В сравнении с другими синоптическими Евангелиями, Матфей намного чаще говорит о Небесном Царстве. Соответственно, у него больше притч о Небесном Царстве. Вероятно, это же побудило Матфея исследовать генеалогические корни Иисуса. Это Евангелие было написано специально для избранного народа Израиля. Возможно, именно поэтому он проследил происхождение Иисуса по родословию. В родословие Иисуса вошли Иудейские патриархи и цари, а также некоторые женщины. Изучая это родословие, мы видим, что фамильное древо Иисуса от начала и до конца глубоко основано на верности Бога. Матфей радуется, что Бог сдержал обещание послать спасителя мира, и что все участники родословия Иисуса были верными в глазах Бога. В родословии Иисуса Христа содержится глубокая духовная истина. Пусть Господь Бог помилует нас увидеть Божью волю и Его надежду через родословие Христа.
1. Иисус Христос, Давид и Авраам (1,2)
Во-первых, характер родословия Иисуса. Посмотрите 1-й стих: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова”. Созданный Богом мир был прекрасным; это был рай, где человек жил для славы Бога, наслаждаясь полным счастьем. Но, через непослушание одного человека Адама святому повелению Бога, в мир пришли грех и смерть (Рим.5:12). Тогда человек потерял рай. Мир стал похож на ад. Что же сделал Бог? По великой милости Бог создал новый план мирового спасения. Он обещал послать Спасителя через семя жены (Быт.3:15). Это Иисус. До Него Бог поставил двух предков веры: Авраама и Давида. Много патриархов и царей могли войти в родословие Иисуса. Но Матфей выбрал трех – Авраама, Давида и Христа – тремя столпами и главными личностями родословия, потому что Бог дал каждому из них особые обещания и сделал их людьми завета (Быт.12:2,3; 2Цар.7:12-16; Мф.1:21). Бог помог им жить, как люди завета, которые верили в обещание Бога послать в мир Спасителя (Быт.15:6; Рим.4:3).
Во-вторых, Бог поставил Авраама благословением. Бог избрал Авраама источником благословения. Бог призвал Авраама, имея великий план относительно него. Бог хотел произвести от него великий народ, народ Божий. Даже если бы у Авраама было 120 сынов, то это еще не было бы великим народом. Но Бог обещал Аврааму произвести от него великий народ, тогда как у него не было даже и одного наследника. Как было трудно поверить в это обещание!
Когда Бог призывал Авраама, Он также хотел сделать Авраама источником благословения, через которое будут благословлены все народы земли (Быт.12:3). В то время Авраам отчаялся из-за своей проблемы бездетности. Из-за своего бремени на душе он был скорее бременем для других людей, чем благословением. Но Бог обещал сделать его благословением. Во времена Авраама было так много людей, которые обременяли других своим эгоизмом. Своей эгоцентричностью они портили жизнь и себе и другим. В те времена миром управляла власть греха. И в такое безнадежное время Бог призвал Авраама и сказал: “Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение”(Быт.12:3). Для Авраама, которому было тогда уже 75 лет, это было слишком великим и невероятным обещанием. И все же Бог обещал дать ему столько потомков, что они составят великий народ. Авраам даже и не помышлял о том, что будет иметь много детей, он хотел одного лишь наследника. Его имя “Аврам”, что значит “благородный отец”, подразумевало, что он хотел быть всего лишь обычным человеком, но отнюдь не великим человеком. Однако, хотя обещания Бога не соответствовали его планам и представлениям, Авраам поверил без всяких задних мыслей. Он просто принял обещание Бога, потому что почитал Бога Богом. После этого прошло 10 лет, но Бог не дал ему и одного сына. Аврааму казалось, что жить верой означает только страдания. Прожив верой 10 лет, он измучился и устал. Однажды он сгорбившись сидел в своем шатре и отчаивался. Бог пришел к нему, вывел его на улицу и сказал: “И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков” (Быт.15:5). Ух ты! На этот раз обещание Бога было слишком невероятным. Но Авраам просто поверил в Божье обещание, потому что он почитал Бога как Бога. Бог признал его человеком веры, имеющим с Ним правильные отношения (Быт.15:6). После долгих 25 лет Бог, наконец-то, дал Аврааму наследника Исаака. Также Бог изменил его имя из “Аврам”, что значило “почтенный отец”, в “Авраам”, “отец множества народов”. Бог поставил двенадцать патриархов веры через одного человека веры, Авраама. Бог сделал Авраама источником благословения для людей всех народов, потому что он просто верил в обещания Бога. Простая вера Авраама была тем качеством, которое сделало его предком веры
В-третьих, Бог призвал пастушка Давида. Около 1000-го года до нашей эры Бог призвал пастушка Давида, младшего из 8 сыновей Иессея. Призывая Давида, Бог имел на него великую цель. Он хотел поставить через него царство священников, то есть страну пастырей, модель теократического царства Бога. 2 Царств 7:12б говорит: “…Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его”. Как самый младший, Давид пас скот своего отца. Когда он присматривал за овцами, часто приходили хищники, чтобы съесть овцу. Но Давид боролся с ними, рискуя своей жизнью. Он был пастырем и для своего народа. Он рисковал жизнью ради своей страны, сразившись с филистимским генералом Голиафом и поразив его камнем из пращи. Когда он скрывался как политический преступник, много нуждающихся людей – около 400 – пришли к нему за помощью. Давид сам был беспомощен, но он стал их пастырем, словно это были его дети. Из-за пастырского сердца он стал известен как человек по сердцу Бога (Деян.13:22). Получив Божий призыв установить объединенное королевство Израиля, он должен был много воевать. Его миссия требовала каждый день полагать жизнь. Но он абсолютно подчинился Божьей цели. Абсолютное послушание Давида сделало его великим человеком и предком веры.
Во время благословения Давид должен был хранить Божьи благословения. Но у него не получилось. Однажды он сильно согрешил перед Богом. Он прелюбодействовал с Вирсавией, женой его верного военачальника. Чтобы замести следы, он уничтожил Урию, мужа этой женщины. Царь стоит выше закона, поэтому Давид имел на это право. Но Давид понял, что перед Богом это неправильно. Он понял, что сильно согрешил перед Богом (Пс.50:4). Давид исповедал свой грех и со слезами покаялся в прелюбодеянии и убийстве, прося милости и прощения Бога (Пс.31:1,2). Его сердце раскаяния понравилось Богу. Бог не только простил его грех, но и вернул радость в его сердце.
Посмотрите стих 2: “Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его”. У этих трех человек из трех поколений были взлеты и падения в жизни веры, но главным образом они жили верою в Божье обещание.(Евр.11:9: Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования).
В-четвертых, Иисус – совершитель веры (Евр.12:2), а Авраам и Давид – примеры веры. Бог послал Иисуса в мир с определенной целью. От Матфея 1:21 говорит: “родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их”. Для исполнения воли Бога Иисус должен был умереть на кресте за грехи мира. Хотя Бог сделал Иисуса искупительной жертвой (Мк.10:45), Иисус послушался до смерти, до смерти на кресте. Иисус стал жертвенным агнцем за грехи мира. Иисус есть Совершитель веры (Евр.12:2). В то время как Авраам и Давид являются лишь прообразами, примерами людей веры, Иисус есть Совершитель веры. Родословие Иисуса не есть родословие просто по крови, а родословие веры. Бог использовал в Своей истории разных людей, имеющих веру в Божьи обещания. Сейчас родословие Иисуса продолжается через нас, верующих в слово Божье. Наши имена написаны в книге жизни, в родословии Иисуса Христа. Когда мы войдем в Царство Бога, мы увидим свои имена в родословии Иисуса и мы восхвалим великую благодать Бога, что мы стали избранным родом во Христе Иисусе.
2. Женщины веры (3-6)
Самым поразительным в родословной являются имена женщин: Фамарь, Рахав, Руфь, Вирсавия и Мария. В иудейских родословных вообще крайне редко встречаются женские имена. В то время женщины были бесправны, на них смотрели не как на человека, а как на вещь. В каждодневной утренней молитве иудей благодарил Бога за то, что Он не сделал его язычником, рабом или женщиной. Вообще уже само существование этих имен в родословии Иисуса представляет собой чрезвычайно удивительный и необычный феномен.
Во-первых, Фамарь. Фамарь была невесткой Иуды (3а). У Иуды было три сына от хананеянки. Его первый сын Ир, муж Фамари, умер. Второй сын Иуды, Онан, женился на вдове Фамари. Но он тоже умер. Тогда Иуда отослал Фамарь к ее отцу, пока не подрастет его третий сын, Шела. Но когда Шела подрос, Иуда отступил от своего обещания, боясь, что и Шела умрет. Тогда Фамарь переоделась блудницей и зачала двойню от Иуды, который искал утешения после смерти своей жены. Фамарь родила двух сынов, Фареса и Зару. Таким образом, она продолжила род своего первого мужа Ира. Если бы она не заботилась об имени своего мужа, ей не надо было бы жертвовать собой. Она оставалась полностью верной умершему мужу. Ее верность сохранила линию патриархов. Бог почтил ее верность и включил ее в родословие Иисуса.
Во-вторых, Раав. Посмотрите стих 5а. Раав была языческой блудницей, жившей в стенах Иерихона. Но верой она приняла Израильских шпионов, когда они пришли в Иерихон, высматривая землю (Иис.Нав.2:1-21; Евр.11:31). Она сделала так, потому что слышала, что Бог – это Творец неба и земли. У нее был страх перед Богом, Богом Израиля, в Которого она поверила как в Творца неба и земли. Благодаря ее личной вере в Бога-Творца, Израильская армия смогла завоевать Иерихон, первую неприступную крепость в Обетованной земле. Позже Раав стала матерью Вооза и пра-пра-бабушкой царя Давида. Она тоже вошла в родословие Иисуса.
В-третьих, Руфь (5б). Она была Моавитянкой, язычницей, второй невесткой Ноемини, еврейки, которая ради пропитания жила в земле моавитской и чьи два сына, Махлон и Хилеон, умерли молодыми. Ноеминь сказала своим невесткам: “Орфа и Руфь! Мне так печально, когда смотрю на вас. Уйдите, пожалуйста”. Но Руфь оставила свой шанс второй раз выскочить замуж, и решила последовать за своей свекровью в чужой для нее Израиль, а вторая невестка, Орфа, ушла, чтобы искать мужа. Бог почтил верность Руфи как драгоценный случай в Божьей истории, и сделал ее прабабушкой царя Давида. Она тоже вошла в родословие Иисуса.
В-четвертых, Вирсавия. Посмотрите на стих 6: “Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею”. В этой главе Матфей величает царем только Давида, хотя родословие содержит много царей, чтобы подчеркнуть, что Мессия должен прийти по линии Давида. Также Матфей называет мать Соломона не женой Давида, а бывшей за Уриею, чем обращает внимание на большой грех Давида. Когда Давид доживал свои дни, его первый сын, Адония, запланировал захват престола. В этот критический момент Вирсавия вспомнила, что обещал ей Давид. С верой она пошла к Давиду и умоляла его поставить царем ее сына Соломона, согласно обещанию, которое Бог дал Давиду (2Цар.7:8-17). Благодаря ее вере Божье обещание исполнилось, и она вошла в родословие Иисуса.
В-пятых, Мария, мать Иисуса. Мария была деревенской девушкой. Услышав о великом плане Бога для нее (Лк.1:26-33), она верой оставила свою светлую мечту о браке и повиновалась Божьему слову (Лк.1:38). Богу понравилось ее послушание, и она была включена в родословие Иисуса.
Может показаться, что родословие Иисуса должно быть самым святым и непорочным, родословием совершенных и великих людей. Но здесь, в самом начале, Матфей символически показывает нам суть Евангелия Божия в Иисусе Христе. История Бога, то есть история Евангелия, является историей покаянных грешников. Евангелие очищает все грехи человека и делает его новым существом во Христе Иисусе. “Я пришел – говорит Иисус, – призвать не праведников, но грешников к покаянию”. В родословии Иисуса мы видим великую любовь и благодать Бога ко всем людям. Любой человек может стать чадом Бога и быть драгоценно использован Богом через Евангелие Иисуса Христа. Родословие Иисуса – это родословие всех нас, покаявшихся в своих грехах и принявших Иисуса Спасителем и ставших народом святым и царственными священниками.
3. Наш Бог верен (7-17)
Во-первых, разделение царства Израильского. Стихи 7-15 говорят о двух трагических событиях в истории Израиля. Первой трагедией было разделение Израиля. Непосредственной причиной разделения был надменный и неверный народу сын Соломона Ровоам (3Цар.12). Но настоящей причиной был сам Соломон. В начале царствования он слушался Бога. Но когда его царство утвердилось, Соломон испортился и завел себе много жен (3Цар.11:1-6). Соломон был слишком уверен в себе. Он думал, что сможет совладать со всеми этими женщинами. Но он не смог. Наоборот, они повлияли на него. В результате он стал поклоняться множеству чужеземных идолов. Соломон перестал быть верным Богу и плохо повлиял на свой народ. Из-за этого Бог разделил народ надвое. Разделение между северным Израилем и южной Иудеей привело к непрерывной войне, сделавшей этот народ ничтожным.
Во-вторых, Вавилонский плен. Вавилонский плен – это второе трагическое событие. Хотя Бог благословил народ, они оставили Его призыв быть царством священников. Они стали искать материального благополучия и физических удовольствий, как хананейские племена (Иер.25:6-11). Они нуждались в Божьем воспитании. Поэтому Бог послал их в изгнание в Вавилон для очищения. Плен был периодом больших страданий для Израильского народа. Вавилонский плен можно описать как страдание без выбора. Но Бог послал им страдание, чтобы очистить от грехов. Это любовь Бога. В этом родословии история Израиля с ее приливами и отливами показывает триумфы и трагедии людей как всплески морских волн. Но Божья история плавно течет к исполнению Божьих обещаний, к приходу Мессии (22). Избранный народ был абсолютно бесполезен для Бога из-за неверности. Но Бог верен. Бог никогда не изменяет своих обещаний. Бог хранил Свое обещание в течение трижды по четырнадцать родов. Если считать, что одно поколение – это 30 лет, то Бог терпел неверность Своего народа 1260 лет. Наконец, согласно Его обещанию, Он послал Своего Единородного Сына спасителем миру. Это Иисус Христос. Хотя Он – всемогущий Бог, Он смирил себя и пришел в этот мир, чтобы спасти людей от их грехов (Ин.1:14).
В этом отрывке мы узнали о Божьей верности. Хотя Его народ грешил, Бог и никогда не оставил. Бог был верен им до конца. Также мы узнали, что в родословие вошли люди, угодившие Богу своей верностью. Давайте помолимся, чтобы и мы угодили Богу своей верностью и вошли в родословие Иисуса.