head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Великая радость всем людям” (От Луки 2:1-14)

ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ ВСЕМ ЛЮДЯМ

От Луки 2:1-14

Ключевые стихи 2:10,11: "И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь"

Когда мусульмане завоевали Малую Азию, они превратили многие христианские церкви в мечети. На стенах они вырезали в назидание христианам слова: “Бог не рождается и не умирает”. Они, как и христиане, верили в одного Бога и молились одному Богу. Но мысль о том, что Бог может родиться, что Он может быть младенцем, Который пачкает пеленки и сосет молоко, казалась для них кощунственной. Поэтому они не празднуют Роздества. Оказывается, что разница между христианством и другими религиями проходит через небольшой городок возле Иерусалима, который называется Вифлеем. То, что произошло там, навсегда изменило историю мира. Вам стало интересно? Тогда я приглашаю Вас в путешествие в пространстве и времени. Мы перенесемся на 2000 лет назад в Вифлеем и посмотрим, что же там произошло.

Первое, рождение Иисуса (1-7). Прочитаем стихи 1-3: “В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город”. При кесаре Августе в Римской Империи наступил расцвет. Он создал регулярную армию и щедро ее финансировал. Он расширил територии Империи и укрепил ее рубежи. Он перестроил Рим. Люди смотрели на него с надеждой и поклонялись ему как Богу. В его честь назвали 8-ой месяц – Август. С другой стороны, за этот успех платили простые люди. Август забирал их сыновей на войны, а с них взымал налоги. Именно с этой целью и проводились переписи. Об одной из таких переписей и идет сегодня речь.

В стихах 4-5 написано: “Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна”. Иосиф был из дома и рода Давидова. Его предком был великий царь, которого Бог назвал мужем по Его сердцу. Случить обстоятельства немного иначе, сам Иосиф, как прямой наследник Давида, мог стать царем и сам издавать приказы. Но Иосиф был простым плотником, и сам должен был подчиняться приказам кесаря. В то время необходимо было идти записываться по месту рождения. Иосиф родился в Вифлееме – за 140 км. от Назарета, где он жил. Конечно, у него было много дел, и ему не хотелось идти. Но никто не мог ослушаться указа кесаря. Поэтому Иосиф закрыл мастерскую, посадил беременную Марию на осла, взял еды и отправился в Вифлеем.

Прочитаем стих 6: “Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице”. На современных открытках Иосифа и Марию изображают в теплом, чистом и светлом хлеву. От него так и веет уютом. Но на самом деле хлев был грязным и холодным. Мария кричала, Иосиф метался из стороны в сторону, не зная, что ему делать. Наверное, он весь покрылся потом, хотя на улице было холодно. Многие слышали крики Марии, но, тем не менее, никто не пустил ее в свой дом. Иисус родился в холодном и жестком мире. С того времени, как человек оставил Бога, люди все время стремились построить рай на земле. Но все эти попытки провалились. И как и раньше, мир был наполнен страданиями и несправедливостью. Иисус был единственным, Кто мог выбрать время и место Своего рождения. Он мог выбрать процветающую страну и богатых родителей. Но Он выбрал маленькую оккупированную страну, полную несправедливости и бедных родителей. Когда Он родился, Его положили в кормушку для животных, потому что не было им места в гостинице. Говорят, что Иосиф рано умер, так что Иисус в детстве остался без отца и как старший сын работал и отвечал за Свою семью. Все это кажется очень печальным. Почему же так случилось?

Во-первых, Иисус взял на Себя наши печали и наш фатализм. Люди думают, что их жизнь зависит от условий, в которых они живут. Если они родились в обеспеченной семье, имеют родителей и квартиру, то они счастливы. Но если они были бедны в детстве, переезжали с места на место, если у них неблагополучная семья, то они не могут быть счастливыми. В сердце таких людей есть глубокая рана, которую они не могут преодолеть и мучаются всю жизнь. Но Иисус преодолел условия. Сам Царь Царей этого мира родился в крайней бедности, и, тем не менее, Иисус прожил великую жизнь. Иисус знал страдания бедных. Он любил и заботился о бедняках. В первую церковь приходило много рабов и бедняков, потому что в Иисусе они нашли надежду для себя, они победили свой жизненный фатализм и их раны сердца исцелились.

Во-вторых, Бог контролировал историю. Иосиф и Мария не хотели идти в Вифлеем записываться. Но на самом деле в этом было исполнение пророчества. В книге пророка Михея написано: “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” (5:2). Внешне казалось, как будто кесарь Август управляет Империей. Но на самом деле все случилось именно так, как предсказал Бог. Через пророка Михея Он предсказал, что Мессия родится в Вифлееме. Но по какой причине Иосиф мог повести Марию рожать из Назарета за 140 км. в Вифлеем? Там что, была хорошая клиника для родов? Нет. Тогда Бог привел в движение всю Римскую Империю чтобы сбылось пророчество, и Мессия родился в Вифлееме. Иногда нам кажется, что вещи выходят из-под контроля. Иногда кажется что богатые и властные правители этого мира всем управляют, а мы – как пешки, которых они используют как хотят. Кажется, что кесарь Август решал все, а простая семья Иосифа и Марии должна была только подчиняться. Но на самом деле историей управлял Бог. Это кесарь Август был пешкой в Его руках. Когда мы видим зло и несправедливость вокруг, наше сердце сжимается от боли. Нам кажется что этот мир жесткий и несправедливый. Но Бог контролирует ситуацию. Как Он и обещал, Он послал в этот мир Мессию. И придет время, когда Иисус придет снова, чтобы уничтожить все зло и спасти всех верных Ему.

Второе, для вас родился Спаситель! (8-14) Взгляните на стихи 8-11: “В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”. В ту ночь на поле несколько пастухов сторожили овец. Неожиданно им явился Ангел и возвестил великую радость. Радость бывает разной. Есть, например, злорадство, это когда одни люди радуются тому, что другим людям плохо. Есть маленькие радости. На этой неделе п. Катя поделилась с нами своей маленькой радостью – ей, как молодому ученому, вручили премию ВРУ, а председатель Верховной Рады Гройсман лично пожал ей руку. Есть просто радость, например, когда п. Can Do обнимает свою дочь, говоря: «Моя дочка!» Но где взять великую радость? В наше время кажется, что “великая радость” – это просто крылатое выражение. Недавно в детском садике дети готовили праздник для пап, где собирались петь песню о папах, которые вечно молодые. “Вечно молодые” – это, конечно, красивые слова, но когда я вижу седеющих и лысеющих пап, то понимаю, что это просто плохо прикрытая лесть. Но где вже же взят великую радость? Может, на “Квартал-95”? Нет, ее там тоже нет. Давайте послушаем Ангела: “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”. Конечно, всегда радостно, когда в этом мире рождается новая жизнь. Но в рождении Иисуса есть особая, великая радость. Родился не просто младенец, в этот мир пришел Спаситель.

От чего же Иисус спасает? В Мф.1:21 Ангел сказал Иосифу, что Мария “Родит … Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (1:21). Великая радость в том, что Иисус спасает людей от грехов. Люди хотят, чтобы пришел спаситель, который спасет их от экономического кризиса или от войны. Но когда они слышат “от грехов”, то думают, что им это не нужно. Люди видят только внешние проблемы. Но внешние проблемы – это результат внутренней испорченности человека из-за греха. В книге Бытие описано, как Адам и Ева не послушались Бога и ели запретный плод. Казалось, нет ничего плохого в том, что они съели яблоко. Но в тот момент совершилось гораздо больше: люди отказались от Бога и решили жить как сами хотят. Адам и Ева сразу начали ссориться и обвинять друг друга. Ссоры в семье – это не потому, что не сошлись характерами, это результат греха. Их сын Каин убил своего брата Авеля – проблемы детей это также результат греха. Во времена Ноя написано, что мир стал полон насилия и зла (Быт.6:11). Социальные проблемы – это также проблемы греха. На протяжении всей истории люди пытались сами решить проблему греха и построить идеальное общество. Они предлагали разные методы, но они не работали, и мир становился только хуже. Раньше я занимался спортом и бегал на стадионе по кругу. Как бы я ни старался, я всегда прибегал туда же, откуда начинал. Попытки людей самим изменить себя и этот мир похожа на такой бег по кругу – они всегда возвращаются к тому, откуда и начинали.

Но вот в мир пришел Спаситель Иисус. Иисус разорвал этот порочный круг. Как Он решил проблему греха? Он заплатил за нас цену греха. Плата за грех – смерть, и Иисус умер на кресте вместо нас. Всякий, кто верует в этот факт, обретает прощение и освобождение от власти греха. В своей книге “Иисус – наша судьба” немецкий пастор Вильгельм Буш рассказывает, как, будучи на войне, осознал, что самое страшное – это не умереть, а умереть непрощенным и попасть на суд к Святому Бога. Дальше он пишет: “Мы опять были в наступлении. Я вошел в старый французский крестьянский дом. Он был наполовину разрушен и пуст, но одна комната еще уцелела. В дверях торчал ключ. Я зашел, закрыл за собою дверь на ключ, упал на колени и воскликнул: "Иисус! В Библии сказано, что Ты пришел от Бога спасти грешников, я тоже грешник. Я и на будущее ничего Тебе не обещаю, потому что у меня вздорный характер. Но я не хочу попасть в ад, если пуля угодит в меня. И поэтому, Иисус, я доверяю Тебе всего себя от темени до подошвы. Соверши со мной то, что Тебе угодно!" При этом ничего чрезвычайного не произошло, но я нашел Господа, Которому я теперь принадлежу.”

Взгляните на стихи 13,14: “И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” Ангелы славили Бога за Спасителя Иисуса. Они также взывали: “и на земле мир, в человеках благоволение!” Мы хотим мира, ежедневно мы до боли в глазах всматриваемся в новости – нет ли там вести о мире? Но кажется, что рождение Иисуса не принесло мир на землю. После его рождения родители убежали в Египет, а царь Ирод убил всех младенцев в Вифлееме до двух лет. В 70 г. римляне взяли Иерусалим, сожгли его, а жителей убили. Но мира нет там, где нет Иисуса. Ради обеспечения мира люди создали организацию ООН, но, кажется, что количество войн только увеличилось. Эта организация сама не имеет мира, и все ее члены там много беспокоятся. Но там, куда приходит Иисус, туда приходит мир. Когда Иисус приходит в сердце человека, туда приходит мир. Однажды патриарх Иаков не имел покоя в своем сердце. Внешней причиной было то, что ему предстояла встреча со своим братом, которого он обманул и который поклялся его убить. Но тут Иаков понимает, что его проблемы гораздо более серьезные – он грешник, и ему предстоит встреча еще и со Святым Богом! В ту ночь Иаков боролся перед Богом со своими грехами. Наконец, он признался: “Я – обманщик”. В ту ночь Бог пришел в сердце Иакова и принес Свой мир. Написано, что когда Иаков уходил оттуда, то взошло солнце. Наступило не только утро, в жизни Иакова наступило новое время, когда он обрел мир с Богом.

Вчера в одной книге я прочитал письмо солдата-христианина, погибшего в России во время второй мировой войны. Там написано: "Вокруг нас творится кошмар! Когда русские стреляют из своих орудий, нас всех охватывает паника. А мороз! А снег! Ужасно! Но у меня нет страха. Если я погибну, то будет чудесно. Тогда я в одно мгновение окажусь на небе. Тогда буря стихнет, и я увижу своего Господа лицом к лицу, и Его слава осияет меня. Я не против погибнуть здесь". Как прекрасно что у этого человека есть мир с Богом!

Когда Иисус приходит в церковь, то туда также приходит мир. И когда Иисус приходит в общество, и в общество приходит мир. В 1989 г. румынский пастор Ласло Токеш, которого коммунистическое правительство Чаушеску сослало в горы, рассказывает, как в канун Рождетсва пытался подготовить рождественскую проповедь для маленькой церкви. Служба государственной безопасности производила облавы на непокорных, и насилие царило по всей стране. Опасаясь за свою жизнь, Токеш запер двери, сел за стол и снова перечитал истории, изложенные Лукой и Матфеем. В отличие от большинства служителей, читающих проповеди в то Рождество, он выбрал в качестве текста стихи, описывающие избиение Иродом младенцев. Этот отрывок хорошо понимали христиане в его стране, которые жили в атмосфере угнетения, страха и насилия. На следующий день, в Рождество, прошел слух об аресте Чаушеску. В то время веселье и радость охватили всю Румынию. Был свергнут еще один царь Ирод. Младенец Иисус принес мир в эту страну.

В сегодняшнем отрывке есть 2 части. В 1-ой мы видим жесткий и холодный мир, которым управляет царь, и где женщина вынуждена рождать в хлеву. Во второй части радуются и поют ангелы, они говорят о мире. Кажется что между этими двумя мирами лежит огромная пропасть. Но рождение Иисуса стало тем местом, где эти два мира встретились. И теперь мы можем испытать великую радость, прощение грехов и мир в сердце. С Рождеством Христовым!

(п. Иаков)